Football.ua

Хавьер Маскерано: "Подкат против Бендтнера изменил мою карьеру"

В интервью The Guardian аргентинец поделился мыслями о том, как матч с Арсеналом помог ему обрести свое место в составе Барселоны, о своих тренерских амбициях, а также о бывшей команде — Ливерпуле.
1 March 2016, 11:11
Іспанія

Шел март 2011 года — первый сезон аргентинца на Камп Ноу, который вполне мог стать и последним. Барселона по итогам двух встреч лидировала в противостоянии с лондонским Арсеналом в 1/8 финала Лиги чемпионов. Девяносто минут ответного матча были уже позади, но вдруг кое-что заставило болельщиков Барсы застыть в ужасе.

Пас Джека Уилшира вывел Никласа Бендтнера один на один с Вальдесом. Забей тогда Арсенал — и блаугранас оказались бы за бортом самого престижного европейского турнира. Но вдруг откуда ни возьмись появился Маскерано и в последний момент выбил мяч из-под ног датчанина. Арсенал отправился домой, а Барселона продолжила свой путь в Лиге чемпионов до победного конца.

"Тот подкат стал переломным моментом моей карьеры в Барселоне, — вспоминает Маскерано. — Честно, после пяти-шести месяцев в команде было не похоже, что я задержусь там надолго: казалось, по своим характеристикам я совсем не подхожу для футбола, в который играла Барселона. Но тот момент позволил мне проявить себя. Если бы Бендтнер забил... Я не знаю, что случилось бы дальше. Но было то, что было. В конце концов, все закончилось хорошо".

"Я никогда не хотел сдаваться. Можно ведь подумать: "Раз я не играю в Вест Хэме, то что я собираюсь делать в Ливерпуле, где в средней линии есть Джеррард и Хаби Алонсо? Но я принял тот вызов, с Барселоной было точно так же. Я знал, что мне не светит место Серхио Бускетса. Ни за что. Вряд ли кто-нибудь другой может приносить столько же пользы своей команде, сколько приносит он. Так что сложно было представить, что я останусь в Барсе".

В тот вечер кое-что изменилось. А именно — позиция Маскерано на поле. Если он не мог занять место Бускетса, ему пришлось искать что-то другое. Он никогда раньше не представлял себя в роли защитника: "Нет, нет, нет, даже в мыслях не было", — но переход на другую позицию все изменил.

"Вообще-то, в том матче я играл в средней линии; в защите был как раз Бускетс, — вспоминает аргентинец. — С тех пор я играл центрбека: после того подката все пошло по-другому. Я нашел свою позицию и выступал там все эти годы, пытаясь сохранить свой уровень и место в составе. Долго ли еще так будет продолжаться? Я не знаю; в Барселоне очень требовательно относятся к игрокам, да и подписать клуб может любого футболиста".

"Мне нравится говорить о футболе", — добавляет Маскерано. Он красноречив, умен, вдумчив и убедителен. За свои лидерские качества он заслужил кличку "Jefecito" — Командирчик; а товарищи по команде уверены, что в будущем Хавьер встанет у руля каталонского клуба.

Есть ли у него подобные планы? "У тренера очень сложная работа — только представьте себя на его месте. Но я бы хотел попробовать. Правда, если собираешься чем-нибудь заняться, нужно как следует подготовиться. Так я и сделаю. А потом увидим, получится ли у меня пойти дальше".

Куда? В какой-то небольшой клуб? "Я? Я бы, конечно, начал в Аргентине".

А попозже в Европу? "Ну, — отвечает он, — не знаю, не уверен, что это мне по зубам".

"Играть центрального защитника в Барселоне — это совсем не то, что быть центрбеком в каком-то другом клубе, — признается Маскерано. — Приходится выполнять практически те же функции, что и в полузащите. Когда мы прессингуем, я оказываюсь на одной линии с Бускетсом. Самое большое изменение — это то, что мяч я получаю лицом к воротам соперника, а не спиной. Но в глубине души я все еще считаю себя полузащитником".

До сих пор? "Да. Ведь когда-нибудь я буду играть не за Барселону. Уйду в какой-нибудь другой клуб, но обязательно на место полузащитника, потому что мне нравится там играть. Здесь, в Барселоне, обстоятельства заставили меня адаптироваться к новой позиции. Мне нравится играть центрального защитника, но я всегда хотел выступать в средней линии".

Куда же Маскерано собирается уйти? Что если ему позвонит, например, Пеп Гвардиола? "Этого не произойдет, — смеется Хавьер. — Он не позвонит, нет, нет, нет". Хотя возвращение в Премьер-лигу не кажется таким уж нереальным. Маскерано тепло вспоминает время, проведенное на Анфилде; он даже не может определиться, какая тройка была лучше — Бускетс-Иньеста-Хави или Маскерано-Джеррард-Алонсо. "Было время. Мы играли очень хорошо. Некоторые болельщики до сих пор мне об этом напоминают".

Но это не значит, что аргентинец откажется от предложений других команд. "Мое отношение к Ливерпулю не значит, что я прикован исключительно к нему. Мне очень нравится этот клуб, но если мне поступит предложение от другой команды, я не буду говорить: "Нет, я согласен только на Ливерпуль". Мы профессионалы, этим мы зарабатываем себе на жизнь. Что бы ни случилось, мое отношение к Ливерпулю не изменится".

"Это один из лучших клубов, за которые я играл, но у него было много проблем. Я никогда не видел владельцев вживую. Ливерпуль — это клуб, которым нужно наслаждаться, жить в нем, всегда быть рядом с командой. А отсиживаться за 20 000 километров — оно того не стоит. Клуб принадлежит людям, а этого не поймешь, если не побываешь на месте. Жаль, да и только. Мне всегда казалось, что клуб пытается сделать шаг вперед, но не может. Теперь, с Юргеном Клоппом, они постараются еще раз. Это отличный тренер для Ливерпуля и для его болельщиков".

"Но тогда клуб распадался на куски, и руководство сказало, что отпустит меня, если поступит достойное предложение. Когда уходил Бенитес, я понял, что всему конец. Рафа ушел, никто не знал, что теперь делать, к чему стремиться". Маскерано замолчал на несколько секунд. "Потом было предложение из Барселоны". Барселоны, с которой ему удалось завоевать тринадцать трофеев, в том числе и прошлогодний требл.

Но это не притупило аппетит блаугранас. Как заметил тренер мадридского Атлетико, Диего Симеоне: даже их атакующая тройка не задирает нос, а это теперь большая редкость.

"Это нормально, это и делает Барселону особенной, — соглашается Маскерано. — После стольких побед команда не останавливается, мы хотим большего. Нас 25, мы очень разные, но когда мы вместе — все намного проще. Дело не только в нападающих. Такие ребята, как Бускетс, Иньеста, Пике, которые побеждали все эти годы, тоже до сих пор жаждут новых высот. Это их родной клуб, они представляют его сущность. Никто не пытается подстроиться под игроков, которые приходят в команду из других мест. Это новички должны изменить себя под стать Барселоне".

Сид Лоу, The Guardian

Перевод Юрия Паустовского