Дани Алвес: "Где песня льется, там хорошо живется"
"Может быть, завоевать титул в составе Барселоны не так уж сложно, — признается Дани Алвес. — Но что уж точно непросто — так это постоянно побеждать и задержаться здесь надолго. Если бы мне пришлось выбрать, какие медали для меня важнее всего, я бы назвал прошлогодние — в том сезоне было очень много сомнений: уйду ли я, стоит ли Барселоне от меня избавиться, должен ли я остаться... Все это очень раздражало меня, потому что я люблю свою профессию и живу ради футбола, ради клуба и товарищей о команде. Если бы я думал только о себе, то толку бы от меня не было".
Дани Алвес — защитник, который не умеет защищаться? Таким его считают болельщики? "А что вообще значить "защищаться"? — парирует он. — Никогда не финтить и не ходить в атаку? Черт возьми, да ведь футбол тогда станет скучным, разве я неправ? Можно настроиться сугубо на защиту, а потом кто-то все равно тебя обыграет — и все. Если защищаешься, то нельзя атаковать? И наоборот? Но в чем тогда смысл футбола? В том, чтобы побеждать. А для этого нужно забивать больше, чем соперник. Если команда хорошо защищается, но ничего не забивает, — какая от этого польза?"
"Еще в Севилье тренер Хоакин Капаррос говорил мне: "Фулбек не имеет права пересекать центральную линию". Но почему? Ведь в футболе атака и защита чередуются, в футболе нет ограничений".
"Если ты делаешь то же, что и все остальные, значит ты сам такой же, как все. А я не хочу быть лишь одним из многих, — говорит Алвес. — Критика дает возможность взглянуть на себя со стороны, поразмыслить над собой. Говорят, я не умею защищаться? — он улыбается. — Что ж, если вспомнить все, в чем меня обвиняли, то я провел здесь девять лет, не умея ни защищаться, ни атаковать, ни делать хорошие подачи. Тогда представьте, что же было бы, если бы я умел делать хоть что-нибудь? Да я был бы святым!".
"Вот попробуйте составить список игроков Барселоны и проследите, как долго большая часть из них задерживалась в клубе. Футболисты приходят и уходят. Это не значит, что они плохие — они просто звери, но в Барселоне этого недостаточно. Со всеми своими недостатками, я являюсь вторым иностранным игроком в истории по количеству матчей, проведенных за Барсу. Больше только у Лео. Вот я и думаю: раз я так много играю, значит у меня не только недостатки, но и какие-то достоинства имеются? Знаю, люди о них много не говорят, большинству я не нравлюсь... Ну ладно, пусть не большинству, но таких людей хватает. Но я готов к этому. Все любят слышать комплименты, а что насчет гадостей? Я бы посмотрел, как некоторые на них реагируют. Я всегда под микроскопом. Но все забывают, что под микроскопом и достоинства человека увеличиваются, — Алвес широко развел руками, — так что яйца у меня вот такенные!"
"Люди думают, что я псих какой-то, что я говорю вещи просто так, несу чушь. Но это неправда: я всегда думаю, прежде чем что-то сказать. И когда наступают последствия, я к ним готов".
"Я пытаюсь становиться лучше, но мне никто не верит. Я прислушиваюсь к критике: что бы от меня осталось-то без нее? Если бы меня только нахваливали, я бы уже загнулся. От некоторых упреков мне становится смешно, но в основном я все принимаю к сведению. Критика может казаться бессмысленной, но иногда в ней есть кое-что, что заставляет задуматься".
"Что мне известно наверняка, так это то, что я не изменю своей философии, иначе я стану унылым. Если жить так, как тебе говорят другие, это уже будет уже не твоя жизнь. Мне моя жизнь нравится, и больше всего я ценю то, что никому не причиняю вреда. Я знаю, что иногда люди могут обижаться на меня, но я никогда не делаю ничего плохого специально. Никогда. Я не злобный. Просто иногда мне хочется, чтобы кое-кто сделал правильные выводы".
"Поэтому, если я говорил, что пресса — это "мусор", то только потому, что иногда она вредит футболу... Но позже я объяснился, так как знаю, что среди журналистов есть и хорошие люди, а делать обобщения — нечестно. Я не могу заставить других прекратить считать меня козлом. Но я так поступаю, чтобы люди обратили внимание на вред, причиняемый футболу; чтобы поняли меня".
"Я хочу, чтобы все радовались и были счастливы. Не надо унывать — мир и так унылый. Я хочу, чтобы моя позитивная энергия доходила до людей".
"Я не умею петь, но пою. Как говорится, где песня льется, там легче живется. Так что я пою — мне это нравится. Я не люблю, когда вокруг печаль. Мне нравится, когда все счастливы, и если кто-то пытается людям в этом помешать, я просто выхожу из себя".
"Кто-то скажет, что я такой радостный, потому что у меня зарплата хорошая. Но нет. Я был счастливее, когда жил в небольшом городке с отцом, чем иногда бываю сейчас. Почему? Потому что не знал, какой продажный на самом деле этот мир".
"Все хотят чего-то, хотят, хотят, хотят... А когда получают, то не знают, что делать. Деньги — это необходимое зло. Они дают возможность получить вещи, которых раньше у меня не было. Но счастье? Деньги и слава его не принесут. Даже наоборот".
"Вот, говорят, есть знаменитости, а есть нормальные люди. "Нормальные"? Разве все мы не можем быть нормальными людьми? Я играю в футбол, Вы — журналист, вон тот парень — фотограф, но ведь все мы — люди. А везде нацепили ярлыков: богатый, нормальный, известный, бедный... Для меня быть богатым — не значит иметь много денег; богат тот, у кого все на месте в голове".
Алвесу понравились матчи с Арсеналом, да и вообще он любит играть в Англии. "Там все не так, как везде: каждый угловой — как гол, — говорит бразилец. — Я не против поиграть в Англии. Еще не знаю, когда именно, но мне бы хотелось испытать на собственной шкуре то, что я вижу по телевизору. То, как англичане живут футболом — это потрясающе. Они поддерживают свою команду и при победах, и при неудачах. Если я болельщик, то я болельщик всегда. Если моя команда проиграла, я скажу: "Ничего, в следующий раз", — а не: "Эти кривоногие играть не умеют". Легко сидеть на диване и гнать на футболистов. Давай, выйди на поле и попробуй сам сделать лучше!"
Англия Алвесу нравится — это понятно. А если Пеп Гвардиола пригласит его в свою новую команду, то?.. "Ха-ха-ха! Не думаю, что он мне позвонит".
А не собирается ли Дани после завершения карьеры стать тренером? "Нет, нет. Но я бы хотел чем-нибудь заниматься. Для меня главное — это оставить что-то после себя детям; не знаю, что именно. Но я мог бы показать им, что, если чего-то хочешь, за это нужно бороться. Наверное, для этого можно рассказать сказку о маленьком мальчике, который оставил позади свое бедное прошлое в городке, которого даже нет на карте, а в итоге оказался в лучшем футбольном клубе всех времен и народов".
Сид Лоу, The Guardian
Перевод Юрия Паустовского