7 дней на Балканах. Вторник
Югославия просуществовала почти на протяжении всего XX века, и в ее состав входило шесть ныне независимых государств: Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония и Босния и Герцеговина. Словения являлась одной из самых маленьких социалистических республик Югославии (меньше была только Черногория), но самой развитой в экономическом плане.
Словенцы
Кто такие: южнославянский народ, общины которого были изолированы друг от друга горными хребтами, что повлияло на язык и этногенез
Численность населения: 2,4 млн
Численность в составе СФРЮ: 1,7 млн
Численность на территории Словении: 1,6 млн
Религия: католики – 58%, православные – 2,5%, мусульмане – 2,5%, протестанты – 1%, остальные не относят себя к каким-либо конфессиям
Где играют: Прва Лига (Словения)
Сборная: Словения, 36 место в рейтинге ФИФА
Национальные дерби:
Вечное дерби (Марибор – Олимпия Любляна)
Северо-Восточное дерби (Марибор – Мура)
Дерби Любляны (Олимпия Любляна – Железничар)
Лучшие фирмы:
Viole Maribor (Марибор)
Green Dragons (Олимпия Любляна)
Black Gringos (Мура)
Культовый индастриал-проект родом из Словении. "Лайбах" — это немецкое название Любляны.
В Словении производили телевизоры, грузовики и холодильники, тогда как сами словенцы считались достаточно миролюбивым народом. Некоторую отрешенность им придавало традиционное одинокое существование в системе разобщенных горных общин: практически половину территории страны занимают Альпы, тогда как другую половину – Динарское нагорье. Естественно, что в таких условиях словенцы контактировали с той народностью, которая просто находилась к ним ближе всех: таким образом, земли, примыкающие к Италии, называются "Венецианской Словенией", тогда как граничащие с Венгрией – "Цыганским Прекмурьем".
В высшей лиге чемпионата Югославии выступали всего лишь три словенские команды и особо похвастаться им было нечем. Надо заметить, что из тройки видов спорта, возведенных на балканский пьедестал (футбол, баскетбол, водное поло), словенцы приняли только футбол: с баскетболом дела обстояли уже не так хорошо, а с водным поло вообще намечалась беда. Зато климат и география вполне себе позволяли словенцам заниматься зимними видами спорта, которые в остальной части Балканского полуострова никогда не пользовались особенной популярностью.
В конце восьмидесятых у социалистической республики Словения возникли трудности с белградским центром. После того, как власти Любляны запретили проведение в городе митинга сербам из Косова, Сербия перекрыла словенскую электроэнергию и бойкотировала покупку словенских товаров. В 1991 году Словения провозгласила независимость и стала готовиться к захвату казарм СФРЮ: в ответ на это в самопровозглашенную страну вошла Югославская народная армия. Бойцы ЮНА встретились с ожесточенным сопротивлением местного населения, кроме того, им противостояли отряды Территориальной обороны Словении. Спустя 10 дней и 72 боевых контакта, ЮНА, неожиданно понесшая относительно серьезные потери, обязалась прекратить военные действия на территории Словении.
Надо сказать, что этнический состав в Словении сильно отличался от разношерстности других югославских республик: в Альпах и Динарах словенское население всегда составляло не менее 90%, тогда как пришлые этносы являли собой совсем уж незначительное меньшинство. Это позволяло словенцам избегать этнических конфликтов и выйти из состава Югославии относительно малой кровью.
Мать Иосипа Броза Тито, который железной рукой правил Югославией 35 лет, звали Марией Явершек и она была словенкой по национальности.
Чемпионат Словении по футболу сразу же превратился в междусобойчик Марибора из одноименного населенного пункта и Олимпии из Любляны. В 2004 году Олимпия пережила процесс расформирования, годом позже заново появившись на свет в качестве Бежиграда. Потом название поменяли на "Олимпия Бежиград", а еще позже – снова на "Олимпия Любляна". Интересно, что новая Олимпия не является юридической и спортивной правопреемницей Олимпии старой, но носит те же цвета, и за нее болеют те же самые саппортеры: в общем, в глазах футбольной общественности это та же старая добрая Олимпия.
Олимпию можно назвать самым популярным клубом страны вообще, самым популярным клубом на западе Словении, а ее столичные болельщики являлись выходцами из городского upper-class’а. Марибор же, базирующийся в промышленной зоне, традиционно был поддерживаем рабочим классом. На востоке Словении "Фиалки" (прозвище клуба) могут посоперничать в популярности с Олимпией; а в родной для него исторической области Нижняя Штирия Марибор без вопросов является самой любимой командой, о чем говорит еще одно его прозвище – Stajerski ponos. Это, между прочим, значит "Гордость Штирии".
Словенское Вечное дерби является еще и противостоянием двух крупнейших фирм страны: Viole Maribor и Green Dragons, продолжающих давнюю болельщицкую традицию – встречи между Марибором и Олимпией стали настоящим сражением еще в шестидесятых годах прошлого века. Viole Maribor и Green Dragons сталкиваются между собой не только на стадионе: фирмы традиционно проводят "нулевой тайм" до начала футбольного матча и "третий тайм" после спортивного мероприятия. По старой словенской околофутбольной традиции, махач происходят прямо на улицах города в стиле "стенка на стенку".
В 2010 году мариборские фанаты во время очередного побоища на железнодорожной станции Любляны ударили ножом одного из представителей Green Dragons, что позволило расценивать инцидент в качестве самого скандально известного в противостоянии болельщиков двух лучших футбольных команд Словении. Саппортер Олимпии выжил, но для словенского околофутбольного движа, всегда отказывающегося от применения "аргументов" и бьющегося между собой согласно фанатским канонам фэйр-плей, этот случай стал выходящим из ряда вон.
В качестве символа Любляны выступает дракон зеленого цвета: таким образом, неудивительно, что Олимпия носит зеленые майки и отзывается на прозвище "Драконы". Green Dragons, ее главная фирма, разделена на три моба: группу поддержки, карланский Youth Crew и ветеранский CRC. Первые организованные фанаты появились у столичного клуба в 1986 году, а парой сезонов позже, на матче против косовской Приштины, они развернули баннер с надписью "Green Dragons" — как обычно, именно с этого момента и отсчитывается деятельность любой саппорт-организации. "Зеленые Драконы" часто философски рассуждают о том, что никогда не нападают первыми, делая исключение лишь для традиционных соперников из Viole Maribor. Тем не менее, известен случай, когда фанаты Олимпии начали потасовку самостоятельно и за скобками Вечного дерби: перед игрой против Ливерпуля тысячная банда "Зеленых Драконов" совершила "прыжок" на английских фанатов.
Атмосфера словенского Вечного дерби
Беднейший и самый восточный словенский регион Помурска регия входит в историческую область Прекмурье и граничит с Венгрией. В Помурске проживает достаточно большое количество мадьяр и цыган, что сильно отличает эти земли от однородной в этническом плане остальной Словении. Главный город региона – мрачная 19-тысячная Мурска-Собота. Здесь, на трехтысячнике Фазанерия, проводит свои матчи маленькая Мура, бьющаяся с Марибором в Северо-Восточном дерби. Эта команда дважды была объявлена банкротом – в 2004 и 2013 г.г., дважды подвергалась крайне неприятному процессу расформирования, и дважды, аки феникс, восставала из пепла. За Муру болеют исключительно в Прекмурье (причем, ее поддерживают и на венгерской территории), ее футболистов называют "деревенщиной", а болельщиков – "цыганским сбродом", что, однако, не помешало черно-белым в середине девяностых взять свой единственный в истории трофей – национальный кубок страны.
Муру поддерживает движ под названием Black Gringos, который постепенно завоевал уважение среди всех саппортеров Словении: будучи выходцами из маленького и бедного городка, "Черные гринго" все равно находили способы всюду сопровождать свою любимую команду. Сейчас, после очередного расформирования и последующего воскрешения, Мура выступает в третьем национальном дивизионе, но на ее домашние матчи зачастую собирается больше болельщиков, чем на игры команд из словенского первого дивизиона. Пусть Фазанерия не обладает большим количеством посадочных кресел – зато на этой арене всегда аншлаг.
И не важно, в "вышке" сейчас Мура или нет, хорошо ли у нее с финансами или она опять на грани коллапса: в сельскохозяйственном Прекмурье обожают этот маленький футбольный клуб.
Продолжение следует…
Алекс Маннанов, Football.ua