Хулиганы Олимпиакоса
В 1981 году на пирейском стадионе Караискакис, который был построен еще в XIX веке, прошел матч национального чемпионата: Легенда выбила дух из Двуглавых Орлов (АЕК) со счетом 6:0, после чего случилось страшное. Болельщики Оли огромной толпой неслись к выходам со спортивной арены, дабы отпраздновать крупную победу любимой команды, но один из них оказался закрыт (входные ворота №7). Саппортеры, прибежавшие первыми, не могли выбраться со стадиона Караискакис, а сзади на них давила толпа, даже не подозревающая, что ворота закрыты. В результате, образовалась огромная человеческая давка, повлекшая за собой жертвы. В беснующейся, не находящей выхода толпе погибло 19 человек – еще двое потом умрут в больнице, доведя счет кровавой жатвы до 21 умершего. По меньшей мере, 55 человек получили травмы различной степени тяжести.
Для Олимпиакоса инцидент на Караискакис стал настоящей трагедией – из 21 погибшего болельщика 20 облачались в красно-белое и являлись фанатами Легенды. Кресла седьмого сектора с тех пор окрашены в черный цвет, образуя громадную цифру «7» на красном фоне, а каждый год 8 февраля, в годовщину трагедии, саппортеры Оли распевают: «Братья, вы по-прежнему с нами! Братья, вы по-прежнему ведете нас!»
В память об умерших болельщиках крупнейшая фирма полиспортивного клуба Олимпиакос взяла себе говорящее название – Gate 7.
Название фирмы несло в себе еще и устрашающие функции – как седьмые ворота стали когда-то смертельной ловушкой для болельщиков Олимпиакоса, так и они сами теперь олицетворяли себя подобным образом в среде футбольного хулиганизма. Запугивание всех прибывающих на Караискакис команд и их саппорт-бригад стало обычным делом в Пирее, где гостям выкрикивали: "Добро пожаловать в красно-белый ад!" Удивительную атмосферу пирейской арены с тех пор отмечали как многие футболисты, так и футбольные функционеры. Чешский полузащитник Бордо Ярослав Плашил, приехавший в Пирей вместе со своей командой, высказывался после матча следующим образом: «Наверное, это одна из самых устрашающих атмосфер, которую я когда-либо испытывал на футбольном стадионе. Местные болельщики перед игрой говорили, что визит на Караискакис станет для нас поездкой в ад, что ж… в какой-то мере они оказались правы. У Панатинаикоса действительно такой саппорт, который реально помогает своей команде».
Златан Ибрагимович откровенно восхищался Gate 7: "Мы играли перед фантастической публикой. В сборной Олаф Мельберг, ранее выступавший за Оли, рассказывал мне о местных болельщиках, но рассказ это одно, а увидеть их своими глазами – совершенно иное. Они удивительны и способны создать Олимпиакосу комфортную атмосферу, которая на поле может перерасти в психологическое преимущество". Вторил суперзвезде и председатель совета директоров ПСЖ Нассер Аль-Хелаифи: Мое уважение болельщикам Олимпиакоса! То, что я увидел на Караискакис, я не видел никогда в жизни! Это истинное сумасшествие и настоящая футбольная страсть!".
Трибуны арены Караискакис зажигают в дерби против АЕКа
В 1986 году белградская Црвена Звезда отправилась на греческий выезд в рамках Кубка европейских чемпионов – ей противостоял Панатинаикос, злейший враг Олимпиакоса. На гостевую трибуну к сербскому саппорту подсели крепкие парни без опознавательных знаков: это были "бригадиры" Gate 7. С тех пор между саппортом Легенды и Звезды зародилась крепкая дружба: они называют друг друга "православными братьями". Теплым отношениям способствовало то, что редко встречается в мире околофутбола: "генералы" Gate 7 Ypovrixios (настоящее имя не известно до сих пор) и белградского моба Ultras Red Star (банда, которая через три года будет стоять у истоков великой Делиje Север Зоран Тимич легко нашли общий язык. В последнее время много говорилось о том, что к «православным братьям» примкнул и саппорт московского Спартака, но сам Зоран Тимич отмечал, что с российскими фанатами тесно дружат только некоторые мобы, относящиеся к Делие, но не весь движ, хотя и не скрывал теплого отношения к болельщикам московской "народной команды".
Дружба с самой многочисленной и мощной бригадой Европы резко подняла акции Gate 7 вверх: представители Делиjе Север могли запросто приехать в Грецию и вообще положить любого. Тем более, что белградский фестлайн никогда не использует правила "забивонов": на махач всегда выходит весь приехавший состав, независимо от того, больше противников или меньше, типичное "забиваемся 50 на 50" с ними не прокатит. Самый мощный выезд в Грецию Делие осуществили в 2007 году: 15 автобусов; 900 "касок"; втоптанный в землю движ ПАОКа – и с помощью выстрелов из ракетниц тоже; прорыв границы через Македонию; битва против пограничников и греческого спецназа; стрельба в воздух местных полицейских с угрозой стрелять на поражение.
Могла ли все это себе позволить хотя бы одна греческая фирма? Впоследствии неназванный источник, близкий к Gate 4, центровой фирме ПАОКа, обмолвился о том, что любое нападение на Gate 7 чревато серьезными последствиями: а выйти на "третий тайм" против Делиje Север, пребывая в здравом уме, вряд ли кто-то пожелает.
Впрочем, все это отзывы от лукавого – Gate 7 вполне самостоятельная фирма со своей долгой и славной историей, и подавляющее большинство акций она осуществляет безо всякой белградской поддержки.
На внутренней арене важнейшими противостояниями для Легенды являются матчи против Панатинаикоса, АЕКа и ПАОКа.
Поединок Олимпиакос – Панатинаикос – самый "горячий" и опасный матч на территории Греции, называемый "Дерби вечных врагов" или "Матерью всех битв". В этом матче сталкиваются два сильнейших клуба Эллады, сопровождаемые двумя самыми крупными саппорт-секциями страны, Gate 7 и Gate 13. Изначальные причины вражды были социальными: аристократы и миддл-класс из центра Афин против простых рабочих и маргинальных элементов из порта Пирей. Оли привлекал к себе болельщиков со всей Греции – тех, что считали себя жертвами социальной или политической несправедливости: борьба против богатых велась путем спортивного соперничества.
Отметим, что оба клуба являются полиспортивными обществами, и болельщики противостоят друг другу не только на футбольных стадионах, но и на баскетбольных и волейбольных площадках, а также на трибунах бассейна во время игр по водному поло.
Из-за пристального внимания полицейских к футбольным и баскетбольным противостояниям между Олимпиакосом и Панатинаикосом, самые горячие "третьи таймы" переносились на другие виды спорта: например, трагическое убийство Михалиса Филипулоса, 22-летнего болельщика Панатинаикоса, произошедшее в 2007 году, состоялось во время матча по женскому волейболу – полицейские и думать не могли, что Gate 7 и Gate 13 отправят на эту игру столь внушительные составы.
Дерби вечных врагов от первого лица
Соперничество между Олимпиакосом и АЕКом происходит в рамках битв между так называемой "Большой тройкой" (Олимпиакос, Панатинаикос, АЕК). По сути, это бой двух столичных пригородов – Пирея и Неа Филадельфии, из которых только один на данный момент получил статус полноценного города. В Неа Филадельфии проживает анклав греческих беженцев из Малой Азии, которые покинули Константинополь во время Греко-турецкой войны (1919 – 1922) и обмена населения между этими же странами (1923), но свою вторую родину не забыли – в частности, сама по себе аббревиатура "АЕК" означает "Атлетический Союз Константинополя". Само собой, этнические распри тоже играют свою роль: "Турки, гоу хоум!" — вполне рабочий памфлет саппорта Оли на поединках против Двуглавых орлов.
Соперничество с новой силой разгорелось в 1996 году, когда бошняк Душан Баевич, бывший в качестве нападающего легендой АЕКа (106 матчей, 65 голов), а затем успешно его тренировавший (7 титулов), решил принять предложение Олимпиакоса. "Убирайся, кусок дерьма, мы тебя ненавидим!" — под такой аккомпанемент Душан Баевич покидал Неа Филадельфию, переезжая в Пирей. В 2002 году, по-прежнему ненавидимый саппортерами Двуглавых орлов, он снова возглавил АЕК. Но самое интересное, что через два года Баевич… вновь отправился в Олимпиакос! В конце концов, греческие болельщики уже поняли, что в мире футбола существуют люди, для которых нет ничего святого, поэтому третье возвращение скандального балканского наставника в АЕК, состоявшееся в 2008 году, никого не удивило.
Матерь всех битв на баскетболе. Вы только посмотрите на трибуны!
Олимпиакос – самая популярная команда агломерации Большие Афины, тогда как ПАОК больше всего поддерживают в Эгейской Македонии, а особенно в Салониках – исторической столице Северной Греции. Между Афинами и Салониками всегда существовало соперничество на уровне городов (эта два самых крупных населенных пункта в Греции), и нет ничего удивительного в том, что данное противостояние вылилось и в спортивную составляющую. Кроме всего прочего, болельщики ПАОК’а перманентно чувствовали себя обделенными в спортивном плане, поскольку, по их мнению, судьи и федерация всегда благоволили столичным клубам.
Gate 7: чумовой саппорт
Если арену Караискакис называют "красно-белым адом", то стадион Тумба, принадлежащий ПАОКу, известен в качестве "черного ада". Именно так воспринимают Тумбу болельщики и футболисты Олимпиакоса: Легенда на протяжении 21 года (!!!) не могла одержать победу в "черному аду" Фессалоник.
Gate 7 борется с Gate 4, главной бригадой ПАОКа, как на ультрас-сцене (корео, тифо), так и в "третьих таймах". Отношения между бандами чрезвычайно осложнены еще и тем, что обе греческих группировки имеют поддержку в Белграде: если с Легендой водит дружбу Делие, то с ПАОКом в хороших отношениях находятся Гробари, хуллз Партизана и самые главные враги Црвены Звезды и Делиjе Север. Таким образом, фестлайнеры Gate 7 и Gate 4 встречаются на поле боя не только на греческой территории, но и в Хельграде, когда на Автокоманде проходит самое страшное противостояние в мире футбола – белградское Вечити дерби.
Как бы там ни было, в Киеве и Пирее можно будет воочию наблюдать за одной из самых интересных и креативных футбольных банд Европы.
Для любой фирмы это поистине бесценный опыт.
Алекс Маннанов, Football.ua