Хави. Знаменатель эпохи
С именами в сборной Испании всегда был полный порядок. В каждой эпохе были свои герои, но, как известно, в футбол играют не имена – быть может, из-за этого в том числе, национал до 2008 года не мог добиться настоящих высот. Если переходить к конкретным игрокам, то можно вспомнить Икера Касильяса, ставшего рекордсменом по количеству матчей за сборную или лучшего бомбардира Давида Вилью. Особенное место занимает Андрес Иньеста, забивший, пожалуй, самый важный гол Красной фурии за всю ее историю. Но как бы ни составлялся список, он всегда будет неполным без человека, отражавшего саму суть испанской культуры футбола.
Хави считается уникальным в своем роде игроком, который, несмотря на скромные физические и антропометрические данные, смог стать выдающийся фигурой в истории Барселоны и всего испанского футбола.
Многие до сих пор не перестают восхищаться Барсой, которую относительно недавно выстроил Хосеп Гвардиола, и победным стилем ее игры. Пеп Тим действительно устроила революцию в футболе благодаря нечто похожему на то, что сейчас называют тотальным футболом. Заслуги тренера в успехах, естественно, огромны, но стал бы этот стиль настолько эффективным и узнаваемым без короля центра поля Хави?
Понятно, что иметь в голове революционные мысли – это одно дело, но гораздо сложнее все задумки претворить в жизнь и подобрать необходимых игроков для такого. Так вот, самым необходимым исполнителем, без сомнений, считается именно Хави. Да, вряд ли Барселона была бы настолько мощной без Лео Месси, Андреса Иньеста, Карлеса Пуйоля или Виктора Вальдеса. Но никто из перечисленных каталонских легенд не оказал на «тики-таку» Гвардиолы большего влияния, чем «шестой номер» команды. На долгие годы игра Хави стала определяющей и необходимой для того, чтобы Пеп считался революционным наставником, а клуб – сильнейшим на новом веку.
Прав был глава Технического комитета УЕФА Энди Роксберг, заявивший после победы Испании на Евро-2008 о том, что Хави олицетворяет собой испанский стиль игры. В том году, как известно, команда Луиса Арагонеса, пожалуй, впервые за долгое время явила настоящую мощь, дав начало новой гегемонии. Сам игрок вспоминает, что именно после того сезона про него стали чаще говорить и восхищаться его мастерством, но при этом напоминает, что игра в его исполнении всегда была такой – просто с трофеями приходит признание.
К тому времени в активе Хави был лишь один трофей Лиги чемпионов. Воспоминания о нем, правда, были омрачены не только тяжелой травмой, которая вывела игрока на солидный срок, но и не лучшими отношениями с Франком Райкаардом. Нет, при нем полузащитник считался основным исполнителем в коллективе, но любимчиком тренера по разным причинам не был. В той еврокампании Хави принял участие только в четырех встречах на групповом раунде и вылетел до конца сезона. В финальном матче, в котором Барса сломила сопротивление Арсенала, игрок на скамейке запасных все же оказался, но прямым образом к завоеванию престижного трофея клубом причастен не был. Впрочем, успех команда отмечала с размахом, ведь Барселона добралась до признания спустя 14 лет.
По окончании сезона главным тренером стал Пеп Гвардиола, и для Хави началась новая жизнь с множеством титулов и больших побед. Игрок стал системообразующим исполнителем в центре поля, где от его действий зависел не только общий баланс, но и постоянное давление на соперника. Барса ведь играла в невероятный прессинг, где ни один футболист не мог выключаться из игры хотя бы на секунду. Команда быстро прониклась мудрыми идеями наставника, и вскоре ее ждал успех. Каталонцы вихрем пронеслись по групповому этапу Лиги чемпионов, где лишь в последнем туре на Камп Ноу проиграли донецкому Шахтеру. Команда вошла во вкус и в течение следующих месяцев поочередно громила Лион (1:1, 5:2) и Баварию (4:0, 1:1). В домашней встрече против французов Хави отметился двумя результативными передачами, а на выезд к немцам приберег лишь одну.
В полуфинале и Хави, и Барселоне было очень тяжело. Челси Гуса Хиддинка на фоне рвущейся к успеху команды выглядел очень солидно, что подтвердила первая встреча на Камп Ноу, которая завершилась нулевой ничьей. Приехав в Лондон, Гвардиола и Ко пропустили невероятно красивый дальний выстрел от Майкла Эссьена. Казалось, хозяева полностью контролировали ход событий, но невероятный судейский беспредел имени Том Хеннинга Эвребе и чудесное спасение Иньесты заставило всю сине-гранатовую скамейку запасных бесноваться в порывах радости.
Рубикон был пройден, и в финале испанцев ждал Манчестер Юнайтед, ведомый Криштиану Роналду. Про поединок на римском Стадио Олимпико говорили все и обсуждали его через призму соперничества Лео и Криштиану. Тогда их дуэль только набирала ход, и предугадать развитие поединка было невероятно сложно. Счет открыл еще игравший в свою игру Самуэль Это’О, когда ворвался в штрафную соперника с правого края, обыграл нескольких защитников и носком бутсы пробил ван дер Сара. Минимальный счет держался до семидесятой минуты, пока Хави не взял дело в свои руки. Он исполнил точный навес в штрафную, а Месси, скрывшись от Фердинанда, ударом головой перекинул высоченного голландского голкипера. Отыграться англичанам было уже невозможно.
Первый трофей Лиги чемпионов Гвардиолы стал самым важным в карьере Хави, выбранного, к слову, не только лучшим игроком итальянского финала, но и лучшим полузащитником турнира. Два гола и семь результативных передач за двенадцать встреч – просто невероятный показатель для игрока, выступающего в центре поля под руководством нового тренера только первый сезон.
Следующая кампания для Хави была не столь результативной (1 гол, 3 ассиста), но общее впечатление все равно оставались довольно высоким. Барселона в группе дважды обыграла киевское Динамо (2:0, 1:2), с ошеломительным успехом добралась до полуфинала, по пути не оставив никаких шансов Штутгарту и Арсеналу, где попала на Интер Жозе Моуриньо. Первая встреча осталась за миланцами (3:1), а ответный поединок послужил для прессы шансом едва ли не впервые применить к чересчур оборонительному стилю игры слово «автобус». Каталонцы с горем пополам затолкнули один мяч усилиями Пике, но на большее их не хватило.
Вняв своим ошибкам, Гвардиола не оставил попыток во второй раз завоевать самый престижный клубный трофей. Вводные данные были те же: легкий выход в плей-офф, общая победа над Арсеналом, разгром Шахтера (5:1, 0:1), бенефис Месси на Сантьяго Бернабеу и финал против Алекса Фергюсона. МЮ вновь был без шансов бит, хотя однажды усилиями Уэйна Руни даже отыгрался. Общее впечатление испанцев, впрочем, все равно было настолько внушительное, что о каком-то чуде говорить не приходилось. Сам Хави стал автором результативной передачи, предшествующей первому голу в исполнении Педро.
В дальнейшем судьба к Хави была не слишком благосклонна касаемо количества «ушастых» кубков: Барсу не пускали в финал и мстивший Челси, и Бавария, забив по сумме двух встреч семь безответных голов, а год назад сине-гранатовые закончили выступления на стадии 1/4 финала, уступив в борьбе будущему финалисту Атлетико. Между прочим, в ответной встрече на Висенте Кальдерон Хави установил невероятное достижение даже для самого себя. Дело в том, что полузащитник за девяносто минут сделал 100 передач, и все они оказались точными. 100 % точность пасов – такие цифры не покорялись никому с 2003 году, именно тогда начали вести подобную статистику.
Вчера Хави провел свой четвертый финал Лиги чемпионов. Его команда обыграла Ювентус, но сам маэстро появился лишь в конце матча. Его влияние на командную игру уже не такое, как, скажем, несколько лет назад. Впрочем, он все равно остается самым титулованным испанским игроком в истории и точно самым лучшим в истории тамошнего футбола.
На долгие годы фигура Хави стала определяющей для понимания самой сути футбола и культуры. Он же оказал влияние не только на прогресс игры родной Барселоны – сейчас в тренде мнения о том, что без присутствия на поле креативного полузащитника Испания никогда бы не добилась шестилетней гегемонии. Завершив карьеру в клубе и сборной, Хави после себя оставил просто-таки космическое наследие, воспитываться на котором будет не одно поколение.
Сергей Куванжи, Football.ua