Петер Великий
Завершить карьеру в Манчестер Сити и остаться одной из главных легенд для подавляющего большинства болельщиков Манчестер Юнайтед. Попасть в большой европейский футбол в возрасте 27 лет и успеть выиграть после этого почти два десятка престижных трофеев. Победить на Евро, но при этом не суметь преодолеть квалификацию на триумфальный турнир… Карьера Петера Шмейхеля – уникальное сочетание могучей харизмы главного героя, сопутствующего ему везения, исключительного трудолюбия и непробиваемой веры в себя. Причем ни один из этих компонентов нельзя выделить как главный ингредиент успеха датчанина. Все они гармонично вписываются в портрет Великого вратаря.
Фраза о том, что величие нужно заслужить, понятна Шмейхелю как никому другому. В возрасте, в котором другие коллеги датчанина по "футбольному небосводу" уже вовсю гремели на знаменитых стадионах мира и оттачивали свое мастерство на тренировках под руководством опытных наставников, у Петера хватало других, отнюдь не футбольных забот. Труд на текстильной фабрике, уборка в доме престарелых, работа на Фонд дикой природы и должность менеджера в рекламном агентстве – вот многочисленные занятия будущего вратаря, которые не позволяли воспринимать футбол как нечто особенное в жизни Шмейхеля. Скорее, это было чем-то вроде занимательного хобби, более того – футбол был не единственным видом спорта, привлекающим Петера. Датчанин был весьма хорош и в гандболе, причем некоторые особенности стиля гандбольного голкипера он впоследствии позаимствует для себя и в профессиональной футбольной карьере. Его знаменитые выходы из ворот с широко расставленными ногами и распростертыми руками, создающие впечатление того, что вратарь закрывает ворота полностью "родом" именно из гандбольных баталий, в которых участвовал Петер.
Окончательное решение о том, что футбол должен занять важное место в списке его приоритетов, Шмейхель принял уже ближе к 22-м годам. Именно тогда Петер покинул свой первый клуб Гладсакс и перешел в Видовре, именно тогда спортсмен практически полностью отказался от "подработок" в свободное от тренировок время, а главное – именно тогда Шмейхель окончательно определился с позицией на поле, на которой он хотел бы выступать. Шутка ли, в своей первой заявке на чемпионат герой этих строк числился как форвард и даже успел наколотить несколько мячей, но впоследствии Петер облюбовал место между штангами ворот как наиболее подходящее для раскрытия своих талантов, и, как все мы знаем, не пожалел об этом.
Не пожалели и в стане гранда датского футбола Брондбю, когда пригласили к себе Шмейхеля в 1987 году. С шумным блондином в воротах (а Петер уже тогда любил прикрикнуть на партнеров из собственных владений) "желто-синие" выиграли четыре чемпионских титула кряду, но что еще важнее – добрались до полуфинала Кубка УЕФА сезона 1990/91. Разделавшись по дороге к четверке лучших с франкфуртским Айнтрахтом, Ференцварошем, леверкузенским Байером и московским Торпедо, Шмейхель и Брондбю оступились лишь на итальянской Роме. Хотя за несколько минут до финального свистка ответного матча в Вечном городе на табло Стадио Олимпико еще горели устраивающие датчан единички после нулевой ничьей дома. Но потом случился гол Руди Феллера, забитый несмотря на все старания героя этих строк, в адрес которого после матча не жалели комплиментов не только датские журналисты, но и искушенные во "вратарском бизнесе" итальянцы.
Именно этот поход вместе с датским клубом по Европе заставил обратить на Шмейхеля внимание клубы из топ-чемпионатов Старого света. И пока некоторые слишком долго раздумывали, заглядывая в паспорт Петера (возраст датчанина уже приближался к 28 годам), главный тренер Манчестер Юнайтед Алекс Фергюсон не колебался ни минуты, совершив трансфер, который через много лет без раздумий назовет "the bargain of the century". За £750,000, заплаченных Брондбю, Манчестер Юнайтед получил стража ворот на долгие восемь сезонов, пять из которых стали для клуба чемпионскими, а еще в одном Красные дьяволы завоевали свой легендарный "требл". Конечно, все эти успехи были заслугой не только Шмейхеля, но, говоря о человеке, отвечающем за харизму коллектива и решительность в определяющие моменты, датчанин приходит в голову одним из первых. Не зря Райан Гиггз когда-то сказал: "Иногда вратари выигрывают для вас матчи, но Петер Шмейхель выиграл больше других голкиперов, которых мне приходилось видеть".
Валлиец говорил в общем, но мы без проблем можем вспомнить конкретные случаи, когда легендарный вратарь МЮ решал судьбы противостояний и целых турниров. Например, матч против Ньюкасла в сезоне 1995/96, во многом предопределивший исход чемпионской борьбы в той памятной кампании.
Или переигровка полуфинала Кубка Англии 1998/99 против Арсенала, когда отбитый пенальти от Бергкампа и еще парочка отменных сэйвов Шмейхеля позволили случиться победному голу Гиггза, а потом и завоеванию самого трофея в будущем.
И, конечно же, куда же без другого героического действия Шмейхеля в том триумфальном сезоне?! Финал Лиги чемпионов и удивительный камбек в противостоянии с Баварией для многих ассоциируется с забитыми голами Шерингема и Сольскьяера, но большая часть заслуги в долгожданном европейском триумфе лежит на плечах Петера, который так самоотверженно и решительно пришел на розыгрыш углового в чужую штрафную и непосредственно повлиял на дальнейший сценарий событий. Как вспоминал потом сэр Алекс Фергюсон, Петер собирался побежать и на второй "корнер" от Бекхэма в добавленное время, но его вовремя остановил тренерский штаб, а партнеры по команде справились с работой сами.
Кто-то назовет это случаем, кто-то – благодарностью от судьбы за проделанную работу и приложенные усилия. Как бы там ни было, а и первого, и второго в карьере Шмейхеля было в достатке. А говоря о "случае" и "моментах истины", важно вспоминать не только удивительную историю с победой сборной Дании на Евро-92, когда скандинавская дружина со Шмейхелем во главе попала в список участников турнира в самый последний момент, но и важный эпизод из клубной карьеры Петера. Он случился в 1994-м году. В матче чемпионата Англии против Ливерпуля Юнайтед упустил победу, ведя в счете 3:0, и Шмейхель, так или иначе, стал виновником той памятной потери двух очков, на что ему после игры недвусмысленно намекнул Фергюсон. И без того раздосадованный датчанин за словом в карман не полез и устроил знатную перепалку с шотландцем прямо на глазах у партнеров по команде. На следующий день Ферги вызвал вратаря "на ковер" и заявил, что тот подорвал его авторитет в глазах игроков. "Мне придется от тебя избавиться. Я не могу мириться с тем, что мои игроки так со мной разговаривают", — подытожил "коуч", а как мы знаем, подобные заявления в МЮ эпохи сэра Алекса как правило заканчивались прощанием.
Но Шмейхель стал исключением. Сам Фергюсон позже рассказывал, что простил вратаря, потому что его влияние на результаты команды было слишком высоко. Но другая версия происходящего гласит о том, что тренер нечаянно подслушал речь Шмейхеля в раздевалке перед одноклубниками, в которой тот принес искренние извинения за свое поведение и именно эти слова датчанина стали главным аргументом в решении сэра Алекса оставить Петера в команде. Напомним, дело было в 1994 году, и кто знает, как бы развивались линии судьбы команды и самого голкипера, окажись Фергюсон упрямым и злопамятным.
К счастью, сэр Алекс в той ситуации поступил, как и подобает великому и мудрому наставнику, ставящему интересы команды выше собственных амбиций и эмоций. А Шмейхель провел на Олд Траффорд еще пять лет, за которые сумел заслужить прочное место в истории МЮ, как голкипер, на которого впоследствии равнялись все остальные стражи ворот Красных дьяволов. И даже резонансный переход в Манчестер Сити транзитом через лиссабонский Спортинг и Астон Виллу на закате карьеры датчанина не пошатнул позиций Шмейхеля в списке легенд Юнайтед. Разве что принципиального Гари Невилла расстроил и заставил отказаться от рукопожатия с Петером перед дерби Манчестера, но этот эпизод стал всего лишь короткой строчкой в длинной истории, написанной великим датчанином для летописи АПЛ.
Дмитрий Рутов, Football.ua