Гадкий утенок: Оливер Бирхофф
Football.ua и UniCredit Bank представляют проект Топ-50 лучших игроков в истории чемпионатов Европы.
3 May 2012, 11:15
50 лучших: Статья
Бессмертный сюжет: гадкий утенок, который превращается в прекрасного лебедя. История, многократно переписанная судьбой вслед за Гансом Христианом Андерсеном. Да и до чудаковатого датского сказочника, позвольте предположить, нечто подобное происходило.
История Оливера Бирхоффа тоже является одним из сиквелов знаменитой сказки, просто сиквелом качественным и самодостаточным, так что сразу и не догадаешься, какой старый, как мир, сюжет судьба брала за основу.
Вот и сам Бирхофф сомневается, сказка это или нет.
«Пожалуй, да, особенно если я вспомню все проблемы, которые у меня были на протяжении первых моих итальянских сезонов в Асколи, - рассуждает Оливер. – А затем я вспоминаю Удине, национальную сборную и те два гола, которые я забил в 1996 году, принеся Германии титул чемпиона Европы. Это действительно кажется сказкой, поскольку я начал игру на скамейке запасных, а происходило все на Уэмбли, а ведь это настоящий футбольный храм. Но это не сказка, это реальность, а реальность творить намного сложнее, чем сказку».
Как скажешь, Оливер, реальность, значит, реальность. А реальность была такова:
На 69-й минуте финального матча чемпионата Европы 1996 года на Уэмбли наставник сборной Германии Берти Фогтс выпустил на поле высокого центрального нападающего из Удинезе Оливера Бирхоффа. Немцы уступали чехам со счетом 0:1 после реализованного Патриком Бергером пенальти, и времени на разнообразные технические изыски у бундестима не оставалось. Потому Фогтс снял с игры технаря, дриблера и распасовщика Мехмета Шоля и выпустил «столба» Бирхоффа. Пришло время грузить мячи в чешскую штрафную при первой возможности, и в такой игре Оливер с его умением побороться, точно и сильно пробить головой или вовремя подставить ногу был как нельзя кстати.
Бирхоффу понадобилось всего несколько минут, чтобы оправдать доверие тренера. Подача Кристиана Циге со штрафного, мяч высоко и долго летит, но вратарь Петр Коуба не решается идти на перехват, а Оливер Бирхофф опережает опекуна и головой отправляет мяч в ворота.
Сэйв Андреаса Кёпке на последней минуте основного времени, и овертайм.
На Евро-96 в Англии впервые на международном уровне действовало правило золотого гола. Но до финального матча никто из участников турнира этим правилом не воспользовался. Ну, и правильно, первый золотой гол должен был получиться поистине историческим.
На пятой минуте дополнительного времени Оливер Бирхофф принял мяч спиной к воротам соперника уже в штрафной. Он прикрыл мяч своим массивным корпусом и левой ногой с разворота из-под защитника умудрился пробить. Сам по себе удар для Коубы был неожиданным, еще более неожиданным оказался небольшой рикошет от защитника. Чешский вратарь среагировал слишком поздно, и мяч от его рук медленно залетел под штангу.
Таким было явление прекрасного лебедя народу. В тот день Оливер Бирхофф стал национальным героем, хотя перед стартом Евро его рассматривали исключительно как запасного. Оливер лишь год назад выбрался из итальянской Серии Bи, хотя успел провести успешный сезон в Удинезе, за сборную дебютировал за три с половиной месяца до чемпионата Европы. При этом Бирхофф не был молодым талантом, на момент дебюта в бундестиме ему уже стукнуло 27 лет, а к началу турнира в Англии исполнилось 28. Естественно, 17 голов за сезон в Серии А тогда казались кратковременным всплеском посредственного, в общем, игрока, о котором прежде никто толком и не слышал ничего.
Однако был как минимум один человек, который верил в Бирхоффа. Согласно легенде, Берти Фогтс перед началом чемпионата Европы определился со всеми игроками в заявке, кроме еще одного нападающего. Среди кандидатов был и Оливер Бирхофф. Тренер сборной Германии долго думал, но тут ему на помощь пришла жена. «Возьми Оливера Бирхоффа, он тебе отплатит», - сказала она. Если легенда правдива, тогда одну из золотых медалей Евро-96 следовало бы вручить супруге Берти Фогтса.
После чемпионата Европы в Англии на голову Оливеру Бирхоффу свалилась настоящая слава, но он был к этому готов, поскольку к 28-ми годам успел накопить не только игровой, но и жизненный опыт и узнать цену многим вещам, о которых в юном возрасте мог судить иначе.
«Я не чувствую себя полностью успешным. Мне еще так много нужно осуществить, - говорил тогда Олли. – Мало того, я знаю, что неудачи тоже придут, и только тогда я смогу определить, кто мне настоящий друг… В футболе трудно стать успешным, но оставаться успешным еще сложнее».
Остаться успешным Бирхоффу удалось, в чем важную роль сыграл маленький итальянский город Удине и маленький итальянский клуб Удинезе.
«Удине дал мне, наконец, возможность реализовать себя, и я это никогда не забуду, - уверяет Олли. – Люди никогда не давили на нас, они всегда поддерживали нас, а мы бежали вперед за нереальными целями. Атмосфера была просто великолепной. Мы могли тренироваться без какого-либо стресса, просто получая удовольствие».
«Чтобы реализовать себя, нужны старание и дисциплина, но без удачи тоже не обойтись. Удачу я нашел в Удине. Нужно оказаться в нужное время в нужном месте. С этим у меня вовсе не сложилось в Асколи, с которым я пережил два вылета за четыре года. Но, если честно, те годы тоже были важны, они помогали взрослеть и давали опыт… В конце концов, я оставил Асколи, лишь когда забил 48 голов, и болельщики, я уверен, не забудут это».
На родине Оливер Бирхофф на заре карьеры побывал в Юрдингене, Гамбурге и менхенгладбахской Боруссии, но нигде не задерживался надолго и нигде не оставлял по себе никаких воспоминаний. Закончился немецкий этап его карьеры переходом в гораздо более слабую австрийскую лигу. Но этот переход себя оправдал – Олли забил 23 гола в чемпионате и был приобретен самим миланским Интером за какие-то копейки. Впрочем, за нерадзурри Бирхофф не сыграл ни одного матча, отправившись в аренду в Асколи, где и остался на четыре сезона. Первый сезон он без особых успехов провел с Асколи в Серии А, а три последующих – в Серии B. Во втором дивизионе Оливер играл уже достаточно удачно и немало забивал, но это не уберегло команду от вылета в Серию С. Правда, в третий дивизион Асколи отправился уже без Бирхоффа, так как немецкого форварда позвал к себе Альберто Дзаккерони.
«Он собирал команду по кусочкам, он написал историю клуба, - уверен Бирхофф. – Дзаккерони завоевал мое уважение своей честностью и искренностью. Когда я приехал в Удине, он признался, что я не был его первым выбором, но мы сразу же начали работать вместе, и он помог мне подняться на новый уровень».
Немецкий форвард в долгу не остался и стал главной ударной силой команды. А с Евро-96 он и вовсе вернулся в Удине в статусе звезды и принялся этот статус подтверждать. В сезоне 1997/98 Бирхофф при поддержке Марсио Аморозо стал лучшим бомбардиром Серии А и своими 27 голами помог команде занять историческое третье место в чемпионате Италии.
Затем Дзаккерони позвал Оливера за собой в Милан, и в красно-черной футболке Бирхофф в первый же сезон забил в Серии А 20 голов, внеся весомый вклад в завоевание скудетто. Два следующих сезона в Милане были для немецкого бомбардира не столь успешными, но болельщики россо-нери все равно запомнили Бирхоффа как прекрасного нападающего, одного из лучших в истории в плане игры головой.
После Милана Оливер отлучился ненадолго во французский Монако, после чего вернулся доигрывать в Италию. Он не так много забивал за Кьево в своем последнем сезоне, зато его прощальный матч получился просто шедевральным. 24 мая 2003 года он забил три гола в ворота туринского Ювентуса. Правда, этот хет-трик не помог Летающим ослам победить и пробиться в Кубок УЕФА, так как бьянконери ответили четырьмя мячами.
«Конечно, приятно забить три гола, но я предпочел бы закончить свою карьеру в Италии финишем с Кьево в зоне еврокубков», - сказал после игры немец.
В сборной Германии карьера Бирхоффа закончилась на 11 месяцев раньше. В финале чемпионата мира в Японии и Корее против Бразилии Оливер вышел на замену в середине второго тайма, как шесть лет назад на Уэмбли, но на этот раз спасти свою команду не сумел, и немцы финал проиграли.
К тому моменту он уже успел забить за бундестим 37 голов, три из которых на чемпионате мира 1998 года и еще один в ворота униженной немцами Саудовской Аравии на ЧМ-2002. Учитывая, как поздно Оливер Бирхофф дебютировал в национальной команде, его показатели на международной арене впечатляют: 37 голов в 70 матчах.
Сейчас знаменитый немецкий бомбардир, мастер решающих касаний и игры головой, занимает должность спортивного менеджера немецкой сборной, которую в 2004 году создали специально для него.
Оказывается, еще во время выступлений за Удинезе Оливер Бирхофф подозревал, что по окончании карьеры будет заниматься подобной деятельностью, и потому совмещал тренировки с учебой и получил диплом экономиста. «Надеюсь, моя футбольная биография вместе с дипломом экономиста помогут мне остаться в футбольном мире после завершения карьеры», - говорил тогда еще 30-летний настойчивый и целеустремленный Оливер Бирхофф.
Станислав Салата, Football.ua
Досье
Оливер Бирхофф
Амплуа: нападающий
Сборная Германии: 70 матчей, 37 мячей
Клубная карьера: Юрдинген, ФРГ (1986-88), Гамбург, ФРГ (1988-90), Боруссия Менхенгладбах, ФРГ (1990), Зальцбург, Австрия (1990-91), Асколи, Италия (1991-95), Удинезе, Италия (1995-98), Милан, Италия (1998-01), Монако, Франция (2001-02), Кьево, Италия (2002-03)
Трофеи (достижения): чемпион Европы (1996), вице-чемпион мира (2002), чемпион Италии (1998/99)
История Оливера Бирхоффа тоже является одним из сиквелов знаменитой сказки, просто сиквелом качественным и самодостаточным, так что сразу и не догадаешься, какой старый, как мир, сюжет судьба брала за основу.
Вот и сам Бирхофф сомневается, сказка это или нет.
«Пожалуй, да, особенно если я вспомню все проблемы, которые у меня были на протяжении первых моих итальянских сезонов в Асколи, - рассуждает Оливер. – А затем я вспоминаю Удине, национальную сборную и те два гола, которые я забил в 1996 году, принеся Германии титул чемпиона Европы. Это действительно кажется сказкой, поскольку я начал игру на скамейке запасных, а происходило все на Уэмбли, а ведь это настоящий футбольный храм. Но это не сказка, это реальность, а реальность творить намного сложнее, чем сказку».
Как скажешь, Оливер, реальность, значит, реальность. А реальность была такова:
На 69-й минуте финального матча чемпионата Европы 1996 года на Уэмбли наставник сборной Германии Берти Фогтс выпустил на поле высокого центрального нападающего из Удинезе Оливера Бирхоффа. Немцы уступали чехам со счетом 0:1 после реализованного Патриком Бергером пенальти, и времени на разнообразные технические изыски у бундестима не оставалось. Потому Фогтс снял с игры технаря, дриблера и распасовщика Мехмета Шоля и выпустил «столба» Бирхоффа. Пришло время грузить мячи в чешскую штрафную при первой возможности, и в такой игре Оливер с его умением побороться, точно и сильно пробить головой или вовремя подставить ногу был как нельзя кстати.
Бирхоффу понадобилось всего несколько минут, чтобы оправдать доверие тренера. Подача Кристиана Циге со штрафного, мяч высоко и долго летит, но вратарь Петр Коуба не решается идти на перехват, а Оливер Бирхофф опережает опекуна и головой отправляет мяч в ворота.
Сэйв Андреаса Кёпке на последней минуте основного времени, и овертайм.
На Евро-96 в Англии впервые на международном уровне действовало правило золотого гола. Но до финального матча никто из участников турнира этим правилом не воспользовался. Ну, и правильно, первый золотой гол должен был получиться поистине историческим.
На пятой минуте дополнительного времени Оливер Бирхофф принял мяч спиной к воротам соперника уже в штрафной. Он прикрыл мяч своим массивным корпусом и левой ногой с разворота из-под защитника умудрился пробить. Сам по себе удар для Коубы был неожиданным, еще более неожиданным оказался небольшой рикошет от защитника. Чешский вратарь среагировал слишком поздно, и мяч от его рук медленно залетел под штангу.
Таким было явление прекрасного лебедя народу. В тот день Оливер Бирхофф стал национальным героем, хотя перед стартом Евро его рассматривали исключительно как запасного. Оливер лишь год назад выбрался из итальянской Серии Bи, хотя успел провести успешный сезон в Удинезе, за сборную дебютировал за три с половиной месяца до чемпионата Европы. При этом Бирхофф не был молодым талантом, на момент дебюта в бундестиме ему уже стукнуло 27 лет, а к началу турнира в Англии исполнилось 28. Естественно, 17 голов за сезон в Серии А тогда казались кратковременным всплеском посредственного, в общем, игрока, о котором прежде никто толком и не слышал ничего.
Однако был как минимум один человек, который верил в Бирхоффа. Согласно легенде,
После чемпионата Европы в Англии на голову Оливеру Бирхоффу свалилась настоящая слава, но он был к этому готов, поскольку к 28-ми годам успел накопить не только игровой, но и жизненный опыт и узнать цену многим вещам, о которых в юном возрасте мог судить иначе.
«Я не чувствую себя полностью успешным. Мне еще так много нужно осуществить, - говорил тогда Олли. – Мало того, я знаю, что неудачи тоже придут, и только тогда я смогу определить, кто мне настоящий друг… В футболе трудно стать успешным, но оставаться успешным еще сложнее».
Остаться успешным Бирхоффу удалось, в чем важную роль сыграл маленький итальянский город Удине и маленький итальянский клуб Удинезе.
«Удине дал мне, наконец, возможность реализовать себя, и я это никогда не забуду, - уверяет Олли. – Люди никогда не давили на нас, они всегда поддерживали нас, а мы бежали вперед за нереальными целями. Атмосфера была просто великолепной. Мы могли тренироваться без какого-либо стресса, просто получая удовольствие».
«Чтобы реализовать себя, нужны старание и дисциплина, но без удачи тоже не обойтись. Удачу я нашел в Удине. Нужно оказаться в нужное время в нужном месте. С этим у меня вовсе не сложилось в Асколи, с которым я пережил два вылета за четыре года. Но, если честно, те годы тоже были важны, они помогали взрослеть и давали опыт… В конце концов, я оставил Асколи, лишь когда забил 48 голов, и болельщики, я уверен, не забудут это».
На родине Оливер Бирхофф на заре карьеры побывал в Юрдингене, Гамбурге и менхенгладбахской Боруссии, но нигде не задерживался надолго и нигде не оставлял по себе никаких воспоминаний. Закончился немецкий этап его карьеры переходом в гораздо более слабую австрийскую лигу. Но этот переход себя оправдал – Олли забил 23 гола в чемпионате и был приобретен самим миланским Интером за какие-то копейки. Впрочем, за нерадзурри Бирхофф не сыграл ни одного матча, отправившись в аренду в Асколи, где и остался на четыре сезона. Первый сезон он без особых успехов провел с Асколи в Серии А, а три последующих – в Серии B. Во втором дивизионе Оливер играл уже достаточно удачно и немало забивал, но это не уберегло команду от вылета в Серию С. Правда, в третий дивизион Асколи отправился уже без Бирхоффа, так как немецкого форварда позвал к себе Альберто Дзаккерони.
«Он собирал команду по кусочкам, он написал историю клуба, - уверен Бирхофф. – Дзаккерони завоевал мое уважение своей честностью и искренностью. Когда я приехал в Удине, он признался, что я не был его первым выбором, но мы сразу же начали работать вместе, и он помог мне подняться на новый уровень».
Немецкий форвард в долгу не остался и стал главной ударной силой команды. А с Евро-96 он и вовсе вернулся в Удине в статусе звезды и принялся этот статус подтверждать. В сезоне 1997/98 Бирхофф при поддержке Марсио Аморозо стал лучшим бомбардиром Серии А и своими 27 голами помог команде занять историческое третье место в чемпионате Италии.
После Милана Оливер отлучился ненадолго во французский Монако, после чего вернулся доигрывать в Италию. Он не так много забивал за Кьево в своем последнем сезоне, зато его прощальный матч получился просто шедевральным. 24 мая 2003 года он забил три гола в ворота туринского Ювентуса. Правда, этот хет-трик не помог Летающим ослам победить и пробиться в Кубок УЕФА, так как бьянконери ответили четырьмя мячами.
«Конечно, приятно забить три гола, но я предпочел бы закончить свою карьеру в Италии финишем с Кьево в зоне еврокубков», - сказал после игры немец.
В сборной Германии карьера Бирхоффа закончилась на 11 месяцев раньше. В финале чемпионата мира в Японии и Корее против Бразилии Оливер вышел на замену в середине второго тайма, как шесть лет назад на Уэмбли, но на этот раз спасти свою команду не сумел, и немцы финал проиграли.
К тому моменту он уже успел забить за бундестим 37 голов, три из которых на чемпионате мира 1998 года и еще один в ворота униженной немцами Саудовской Аравии на ЧМ-2002. Учитывая, как поздно Оливер Бирхофф дебютировал в национальной команде, его показатели на международной арене впечатляют: 37 голов в 70 матчах.
Сейчас знаменитый немецкий бомбардир, мастер решающих касаний и игры головой, занимает должность спортивного менеджера немецкой сборной, которую в 2004 году создали специально для него.
Оказывается, еще во время выступлений за Удинезе Оливер Бирхофф подозревал, что по окончании карьеры будет заниматься подобной деятельностью, и потому совмещал тренировки с учебой и получил диплом экономиста. «Надеюсь, моя футбольная биография вместе с дипломом экономиста помогут мне остаться в футбольном мире после завершения карьеры», - говорил тогда еще 30-летний настойчивый и целеустремленный Оливер Бирхофф.
Станислав Салата, Football.ua
Досье
Оливер Бирхофф
Амплуа: нападающий
Сборная Германии: 70 матчей, 37 мячей
Клубная карьера: Юрдинген, ФРГ (1986-88), Гамбург, ФРГ (1988-90), Боруссия Менхенгладбах, ФРГ (1990), Зальцбург, Австрия (1990-91), Асколи, Италия (1991-95), Удинезе, Италия (1995-98), Милан, Италия (1998-01), Монако, Франция (2001-02), Кьево, Италия (2002-03)
Трофеи (достижения): чемпион Европы (1996), вице-чемпион мира (2002), чемпион Италии (1998/99)