Football.ua

Спокойствие и мудрость: Зинедин Зидан

Football.ua и UniCredit Bank представляют проект Топ-50 лучших игроков в истории Чемпионатов Европы.
12 May 2012, 10:40
50 лучших: Статья
9 июля 2006 года. Дополнительное время финального поединка между сборными Франции и Италии. Облаченный в форму Скуадры Адзурры Марко Матерацци лежит на газоне, крича от боли. Несколькими секундами ранее он получил сильный удар в грудь, от которого, наверное, никто не устоял бы на ногах. В тоже время Зинедин Зидан спокойно ждет приговора арбитра. Красная карточка! Да-да, он, капитан Ле Бле, оставил свою команду в меньшинстве в самый ответственный момент. Тем не менее, Зизу спокоен… Он понимает, что подвел коллектив, но внутренний голос говорит ему: «Ты все сделал правильно!» Таким получилось прощание с футболом одного из лучших игроков в его истории, великого профессионала, кумира всей Франции.
 
«Я попросил его прекратить цеплять меня за майку, объяснив, что после окончания матча и так могу ему отдать ее. После этого он несколько раз произнес оскорбления в адрес моих матери и сестры. Я пробовал не реагировать, но слова порой могут быть более обидными, чем поступки. Его слова глубоко оскорбили меня, и я не сдержался, все произошло очень быстро», - позже будет объяснять свой странный поступок сам Зидан. Сколько обидных слов было сказано в адрес великого Зизу, президент ФИФА даже грозился отобрать у француза приз лучшего игрока чемпионата мира. Но даже несмотря на это темное пятно карьера Зинедина будет образцом для подражания будущим поколениям футболистов. И для всей Франции он навеки останется национальным героем, подарившим первый и пока единственный в истории сборной титул чемпионов мира.
 
А ведь каким красивым могло быть завершение карьеры! Еще никто из великих мира сего не уходил на покой в финале чемпионата мира. Платини, Круифф, Марадона – все отправлялись на пенсию тихо и мирно, в рядовом матче чемпионата. Зизу мог же попрощаться со своими болельщиками, подняв над головой Кубок мира. Но получилось все иначе…
 
«Я ненавижу несправедливость и насилие. Я получаю множество ударов за игру. Я принимаю их, ничего не говоря, но однажды приходит момент, когда я не могу более сдержаться. Я восстаю и взрываюсь. Это сильнее меня… Я выходец из неблагополучного района в Марселе. Здесь обычно не смакуют драки, но если кто-то провоцирует тебя, ты обычно не даешь ему уйти от возмездия». Действительно, расти в пригороде Марселя Ла Кастеллане было несладко. Жили здесь иммигранты из бывших французских колоний. Не была исключением и семья маленького Язида, перебравшаяся на юг Франции из Алжира в начале 1950-х годов.
 
Будущий футбольный гений жил в небольшой лачуге, маленькой, но уютной. Да, за обеденным столом места всем не хватало, но зато набить желудок было чем. Отец Зинедина работал кладовщиком в универмаге, что по меркам Ла Кастеллана было очень даже престижно. Одним словом, многочисленное семейство – у Зизу было три брата и сестра - не голодало.
 
С ранних лет паренек увлекся спортом, причем футбол долгое время не был его главной страстью. Дзюдо – вот чем жил маленький Зидан. Зеленый пояс не только позволял мечтать о безбедном будущем, но и давать отпор ребятам во дворе. К слову, в детстве Зинедин не отличался особой сдержанностью. Получая удар пол лицу, он сразу бил в ответ. Не дашь сдачи – сочтут слабым. Законы уличной жизни весьма просты и суровы.
 
Правда, параллельно с борьбой Зизу занимался и футболом, столь популярным в его семье. Переломным моментом в жизни мальчика стал его двенадцатый день рождения. 23 июля 1984 года – в этот знаменательный день на марсельском Велодроме в полуфинале чемпионата Европы сошлись сборные Франции и Португалии. Зинедин был непосредственным участником того великого противостояния. Он был одним из ребят, подающих игрокам мячи. Платини, Жиресс, Тигана – парень мог только мечтать оказаться рядом с этими великими футболистами, будущими героями нации. Окунувшись с головой с головой в водоворот событий, происходивших на поле, он понял, что хочет стать таким же, хочет побеждать и прославлять имя Франции в трехцветной футболке национальной сборной. В будущем Зидан не только повторит, но и превзойдет достижение кумиров детства, но это будет нескоро…
 
Пока же мальчик продолжал гонять мяч во дворе. Заприметив талант сына, Смаил Зидан со скрипом выделил из семейного бюджета деньги и записал свое чадо в академию местного футбольного клуба Септем-де-Валлон. Именно здесь будущая легенда мирового футбола попала в поле зрения скаута клуба Канн Жана Варро. Первый контракт, переезд в другой город – все это стало для молчаливого парня непростым испытанием. А вот семья за ним, похоже, не сильно и горевала. Отец прекрасно понимал, что другого шанса «выбиться в люди» у Зизу больше не будет.
 
В Каннах Зидану жилось тяжело. Нет, не в материальном плане. Финансово клуб полностью обеспечивал собственного воспитанника. А вот друзей у Зизу не было. Возможно, виной тому были его собственные молчаливость и отчужденность, но единственным приятелем и товарищем молодого человека был мяч. С ним он проводил часы напролет, до совершенства оттачивая хитроумные трюки.
 
Совсем скоро Зинедину выпал шанс проявить себя на самом высоком уровне – во французской Лиге 1. Пусть он и не выступал за клуб своей мечты, которым был Марсель, но даже матч за скромный Канн навсегда отложился в его светлой голове: «Меня выпустили на поле лишь на 15 минут матча с Нантом, но с такими мастерами, что… Это были Златко Вуйович и Руди Крол. Я тогда коснулся мяча всего три раза, но никогда после не чувствовал себя более счастливым. И не только потому, что я играл с настоящими звездами и со своими кумирами. Дело в том, что за четверть часа я заработал почти 5000 франков — это в шесть раз больше моей месячной зарплаты как стажера!».
 
В Канне Зизу быстро стал одним из ключевых игроков. Но работы было непочатый край. Алмаз нужно огранить – наставник команды Ги Лякомб это прекрасно понимал. Видение поля, филигранная техника, прекрасное понимание игры – это хорошо. Вот только неумение действовать на втором этаже и скверный характер были серьезной проблемой на пути Зидана к совершенству. Не раз и не два Зинедин был уличен в самосуде. На подлость со стороны соперника он неизменно отвечал грубостью, за что регулярно видел перед собой красный свет. «Если тебя перестанут бить, значит, ты уже не лучший, - говорил Лякомб, пытаясь научить Зизу терпеть и не реагировать на провокации. - Профессиональный футбол сильно отличается от уличного. Он опорочен деньгами и интригами».
 
Последний сезон в Каннах обернулся для Зидана сущим кошмаром. Игрока основного состава, его призвали в армию: «Это чистая правда, что в последний сезон в Канне я обнаружил себя на дне ловушки, причем совершенно опустошенным. Казалось, ничего не получается. В это же время я завершал армейскую службу: уходил в понедельник и возвращался в четверг для игры в субботу. Это был сплошной ад. Я не мог больше выдать точный пас даже на 10 метров. Я барахтался на дне, как и вся моя команда». В итоге Канн отправился в Лигу 2, а на устроенной в честь вылета распродаже Зидана приобрел только-только вернувшийся в высший дивизион Бордо.
 
В стане жирондинцев Зизу расцвел. Уже в первом сезоне он стал лучшим бомбардиром команды. В футболке Бордо Зинедин познал радость первых побед, почувствовал вкус еврокубков и даже был признан лучшим молодым игроком чемпионата Франции. «Зизу — танцор с мячом. Он может повторить все, что увидел. Как артист-имитатор. Он подмечает у других игроков трюки, финты, необычные движения и сразу их повторяет. Часто он выполняет подмеченное гораздо лучше и эффективнее. А если имеющийся репертуар его не устраивает, то он всегда придумает что-то новое», - так отзывался о Зидане главный тренер Бордо Лоран Курбис.
 
Шел 1996 год. Новоиспеченную звезду французского футбола ждала первая проверка на прочность. Контракт с Ювентусом уже был подписан, и Зинедину оставалось только не пасть в грязь лицом на чемпионате Европы, который проходил в Англии. Незадолго до турнира с Зизу приключилась беда – в автомобильной катастрофе футболист получил сотрясение мозга. Одним словом, на еврофорум он ехал в далекой от оптимальной форме. Наверное, это стало главной причиной относительно блеклого его выступления. Да, Ле Бле вылетели в полуфинале, но потенциал у той команды был вполне чемпионским. «Я получил один полезный урок — в подобных турнирах необходимо играть только тогда, когда готов на все 300%... Я допустил большую ошибку, настояв на своем участии в Евро, хотя чувствовал, что и физически, и психологически я не в полном порядке. Теперь для сборной впереди только одна цель — победа на домашнем чемпионате мира». Как в воду глядел!
 
Прошло всего два года, и Зидан умудрился превратиться из объекта критики в героя нации и лучшего футболиста Европы! Домашний мундиаль Галльские петухи провели на одном дыхании, и главным творцом их триумфа был ни кто иной, как Зинедин. Плеймейкер Ювентуса выходил на поле, чтобы творить. Чудесная техника, невероятные передачи – на этот раз Зидан был в форме. И это на своей шкуре прочувствовали все без исключения соперники сборной Франции. Больше других досталось Бразилии, дубль Зидана в ворота которой решил исход финального матча. Видимо, недаром Ги Лякомб заставлял Зизу отрабатывать игру головой.
 
 

За свою длинную и успешную карьеру Зинедин наколотил приличное количество решающих голов. Он относится к числу футболистов, которые не стесняются брать на себя инициативу в ключевых матчах, в поединках, в которых у большинства других просто затряслись бы коленки. Зидан был всегда спокоен и хладнокровен.
 
Доминирование Ле Бле в мировом футболе продолжилось. Чемпионат Европы 2000 года стал, словно продолжением домашнего мундиаля. Французы не знали себе равных, и вновь главным идейным вдохновителем команды был Зидан. На сей раз Зизу предоставил возможность солировать своим партнерам, проявив себя в роли такого себе теневого лидера. Хотя и здесь не обошлось без геройства. Именно Зинедин забил золотой гол в полуфинальном матче с Португалией, хотя сделать это было ой как непросто: «Неразбериха продолжалась несколько минут,  и мне было очень трудно сосредоточиться. Мы отыграли два часа или около того, и у меня порядком уже ныли ноги. Но я знал, что должен пробить сильно и надежно. Я ощущал огромную ответственность».
 
 

Зидан слыл лучшим в мире, а в 2001 году к нему прикрепился еще и статус самого дорого футболиста планеты. 75 миллионов евро – такую сумму выложил Старой Синьоре Реал Флорентино Переса. Вложение средств оправдало себя с лихвой. На фоне многочисленных мадридских звезд Зизу выглядел лидером, продолжая забивать решающие мячи. На этот раз от Зинедина пострадал леверкузенский Байер в финале Лиги чемпионов 2002 года.
 
Казалось, идеальная карьера должна завершиться идеально. Все к этому шло. 34-летний Зизу вел за собой сборную Франции ко второму титулу чемпионов мира. Но на его пути стал Марко Матерацци. К сожалению, иногда так происходит – добро не всегда побеждает зло.
 
Мысль в движении — так можно охарактеризовать игру великого плеймейкера. Портрет Зидана вы можете увидеть в музее Прадо. Это картина испанского художника XV века Педро Берругети, изображающая Вознесение святого Петра. Спокойствие и мудрость излучает лицо апостола…
 
Андрей Шкуренко, Football.ua
 
Досье
 
Зинедин Язид Зидан
 
Амплуа: полузащитник
 
Сборная Франции: 108 матчей, 31 гол
 
Клубная карьера: Канн, Франция (1988-92), Бордо, Франция (1992-96), Ювентус, Италия (1996-01), Реал, Испания (2001-06)
 
Трофеи: чемпион мира (1998), чемпион Европы (2000), Лига чемпионов (2002), Суперкубок УЕФА (1996, 2002), Межконтинентальный Кубок (1996, 2002), чемпион Италии (1997,1998), Суперкубок Италии (1997), чемпион Испании (2003), Суперкубок Испании (2001, 2003)
 
Индивидуальные достижения:обладатель Золотого мяча (1998), лучший футболист чемпионата мира (2006), лучший футболист мира по версии ФИФА (1998, 2000, 2003), лучший молодой игрок Франции (1993), лучший иностранный футболист Серии А (1997, 2000, 2001), футболист года во Франции (1998, 2002), самый ценный игрок Лиги чемпионов (2002), лучший полузащитник Лиги чемпионов (1998), входит в список ФИФА 100, кавалер ордена Почетного легиона (1998), офицер ордена Почетного легиона (2009), кавалер алжирского ордена Национальных заслуг 3-й степени (2006)