Football.ua

Здесь жил Бест

Football.ua рассказывает о первом сопернике Ворсклы в Лиге Европы.
13 July 2011, 08:20
Ліга Європи. Новина
Британский футбол во всем его многообразии отличает одна общая черта – умение даже самых маленьких и вроде бы невыразительных клубов гордиться собственной историей, которую в данном случае вполне можно было уместить в упоминание о том, что «за этот клуб в глубоком детстве болел сам Джордж Бест».

Но, что вполне вероятно, Гленторан существовал еще до того, как в этот славный район на востоке Белфаста перебрался дедушка будущей легенды Манчестер Юнайтед – протестант, тем не менее болевший не за близкий по духу Линфилд, а за соседский Гленторан. На свет зелено-черно-красный клуб появился в 1882 году, путем слияния Неттлфилда и Оукфилда, а название получил в честь улицы, на которой проживал первый президент клуба Виктор Коутс.

Что касается Беста, то он не только болел за Гленс, но однажды надел футболку этой команды – на праздновании столетия клуба, в честь которого и был проведен товарищеский матч с МЮ. Состоялся тот поединок на святом для каждого болельщика клуба месте.

Овал

Название стадиона Гленторана, возможно, не блещет оригинальностью, но его история, связанная в первую очередь со Второй Мировой Войной, действительно позволяет считать это место святым для скромного клуба. Сменив до 1903 года пять стадионов, Гленторан все-таки обосновался на Овале.

В 1941-м стадион стал невинной жертвой немецких бомбардировок, нацеленных в первую очередь на уничтожение белфастского судостроительного завода, продолжавшего снабжать Королевскую Армию в среднем тремя суднами в неделю. Пострадал и восточный Белфаст, где находился Овал: поле, террасы, трибуны, офис и трофейная комната – все было уничтожено.

В клубе долго не могли определиться, куда двигаться дальше, а потому на очередном заседании директоров право экстра-голоса взял председатель правления Гленторана Джонни Мерсер, выступивший за то, чтобы клуб продолжил выступления во «временной лиге», а до момента восстановления Овала проводил домашние матчи на стадионе Гросвенор Парк.

Программа привлечения средств на реконструкцию арены получила вполне простонародное название «Вернуться на Овал», но поддержки одного народа было недостаточно. Клуб всеми возможными способами собирал средства, и помимо взносов болельщиков продавал талантливых футболистов (в их числе был знаменитый Дэнни Блэнчфлауэр), чтобы 20 августа 1949 года наконец вернуться домой, уже в первой игре приняв на своем поле непримиримого соперника в лице Линфилда. Поражение со счетом 2:3 не могло испортить праздник 25-ти тысячам болельщиков, пришедшими на стадион в этот исторический день.

Большой Джон

«Это был первый урок, который я им преподнес. Если у кого-то из нас плохие времена, то кто-то другой должен ему помочь. Это командная работа, дающая результат», - рассказывал Джон Колрейн, летом 1966 года принявший Гленторан из рук Билла Нилла. Та команда выиграла ирландский Кубок, но, по мнению специалистов, имела в своем составе игроков, способных ставить более серьезные цели – Гленторану не хватало целостности и командного духа, и всем этим Гленс снабдил шотландский играющий менеджер, имевший прозвище Большой Джон.

Джон действительно был большим человеком – человеком стального характера и широкой души. Подрастая в протестантском районе Глазго, католик Колрейн с ранних лет умел постоять за себя – еще до того момента, когда парень начал бриться, он не понаслышке знал, что сама бритва нередко используется для других целей. Но его страстью был футбол: в 15 лет Джон стал игроком Селтика, провел в составе Кельтов шесть сезонов, после чего отличился неплохими выступлениями в футболках Клайда и Ипсвича.

В Гленторане у Большого Джона была двойная роль – он не только руководил командой, но и действовал на позиции оттянутого форварда. Уже в первом сезоне под его опекой Гленс выиграли чемпионат, городской кубок, кубок Ольстера и Золотой Кубок. Через год команда повторила свое достижение в чемпионате, но что с особой гордостью вспоминают болельщики клуба со стажем, так это участие в уникальном американском чемпионате 1967 года, в который Гленторан отправился по причине отказа Линфилда. В матчах с британскими, европейскими и латиноамериканскими командами Гленс, выступавшие под маркой клуба Детройтские Пумы, выглядели более чем достойно, проиграв всего трижды в 12 матчах. Корреспондент газеты Belfast Telegraph Малколм Броуди не стал скромничать, давая оценку игре сильнейшего городского клуба: «Это лучшая команда в истории ирландского футбола».

Колрейн умело пополнял клубную казну, умудряясь продавать безвестных белфастских футболистов за вполне солидные суммы. На продаже Терри Конроя, Эрика Росса, Билли Синклейра, Артура Стюарта, Томми Джексона и Уолтера Брюса Гленторан заработал 50 тысяч долларов. «А еще я продал парня с деревянной ногой, но, кажется, он не выступал за первую команду», - шутил по поводу своих успехов Большой Джон.

К сожалению, руководство ирландского клуба не ценило эти успехи, вскоре разругавшись с менеджером на финансовой почве. Оказалось, что из заработанных 50 тысяч Колрейн получил только 325 долларов, а после просьбы слегка увеличить ему зарплату, он был бесцеремонно выставлен за дверь. Пришедший ему на смену Алекс Янг сходу получил зарплату, в два раза превышающую запрашиваемый Джоном оклад. В отличие от Колрейна, Янг даже не платил за жилье, предоставленное ему клубом.

После успеха в Гленторане карьера Большого Джона пошла на спад. Вскоре его след практически стерся, но известие о смерти Джона Колрейна в возрасте пятидесяти лет фаны Гленс приняли как огромную трагедию. Сердечный приступ забрал жизнь шотландца, ставшего легендой клуба всего за два сезона. В его личных кумирах был Фрэнк Синатра, но он сам стал таким же кумиром для тысячи сердец в восточном Белфасте.

Удержать Эйсебио

Выступление в Кубке чемпионов сезона 1967/68 по праву считается историческим, эпохальным для Гленторана. Судьба свела ирландцев с великой лиссабонской Бенфикой, и то противостояние из двух матчей – повод для особой гордости в среде болельщиков Гленс.

Джон Колрейн специально отправился в Лиссабон, чтобы понаблюдать за одним из поединков Орлов в национальном чемпионате. «Эйсебио вел себя как настоящая звезда. Если кто-то не пасовал ему мяч, он серьезно злился, а когда сам принимал его, то не отдавал даже в тех случаях, когда партнер находился в очевидно более выгодной позиции для продолжения атаки. Я знал, что если он ведет себя так в матче с командой, более приближенной по уровню к Бенфике, то совершенно точно будет вести себя подобным образом в игре с нами – ребятами, которые для Эйсебио все на одно лицо. Потому я поставил Томми Джексона опекать его в двух матчах», - вспоминал Большой Джон.

Колрейн забил с пенальти в домашней игре на Овале, позволив Гленторану отправиться в Лиссабон при равном счете – 1:1. Но настоящий мастер-класс по нейтрализации великого Эйсебио и мощной Бенфики ирландцы продемонстрировали в Португалии, сумев свести встречу к нулевой ничьей. Фавориты прошли дальше лишь благодаря мячу, забитому на выезде, но осознание того факта, что Гленторан так и остался единственной командой, не пропустившей на поле Бенфики в том сезоне, позволяло ирландцам окунуться в длительную эйфорию.

Наивысшей отметкой в официальных международных соревнованиях для Гленторана остается четвертьфинал Кубка обладателей Кубков сезона 1973/74. Ирландцы проделали редкий для себя путь: в выездной игре с румынским клубом Валчя гости вырвали ничью 2:2, а на родном Овале одержали победу 2:0. В следующем раунде Гленторан не без проблем расправился с норвежским Бранном. Несмотря на невероятный ливень, арбитр не стал отменять первую игру, проходившую вдали от Ирландии. Гленс пропустили на старте встречи, из-за ужасающего перелома ноги потеряли одного из лидеров команды Рэба Макрири, но сумели отыграться благодаря усилиям Билли Уокера. Домашняя победа со счетом 3:1 была уверенной и безоговорочной.

Таким образом, на стадии 1/4 финала Гленторан остался единственным представителем Британии в турнире– Рейнджерс, Кардифф и Сандерленд сложили свое оружие, а команде из Белфаста предстояла встреча с могущественной по тем временам Боруссией из Менхенгладбаха. Команда, в составе которой играли Берти Фогтс, Уле Штилике и Юпп Хейнкес без проблема победила на Овале (2:0), но то поражение не имело никакого значения на фоне страшной трагедии, случившейся через несколько часов после встречи. От сердечного приступа скончался полузащитник Гленс Рой Стюарт.

Повторную игру в Германии команды начали с минуты молчания, после которой Боруссия красиво и ярко довела начатое дело до конца – 5:0.

«С наилучшими пожеланиями…»

В общем зачете Гленторан значительно уступает своему историческому врагу – клубу Линфилд, на счету которого 50 чемпионских титулов, выглядящих недостижимо для Гленс, имеющих в своем активе «всего лишь» 23. Издавна повелось, что Линфилд поддерживают представители зажиточного класса, в то время как за Гленторан болеют простые рабочие из бедных восточных районов Белфаста.

История знала не один переход из одного стана в другой, что, тем не менее, никак не убило принципиальность противостояния. Более того, календарь североирландской Премьер-лиги составляется таким образом, чтобы 26 декабря, в популярный в Британии Boxing Day, всегда проходило популярное во всей стране дерби. Эти матчи зачастую транслируются известной телекомпанией Sky и имеют самый высокий рейтинг среди всех поединков сезона.

Как и принято в таких случаях, матчи Линфилда и Гленторана обросли сотнями легенд и баек, передаваемыми из поколения в поколение. Дабы не углубляться в седую древность, вспомним пару случаев из недавнего прошлого, вполне достойных увековечивания на страницах ирландской футбольной истории.

Финал Кубка Лиги сезона 1988/89 навсегда будет связан с именем легендарного голкипера Гленторана Алана Паттерсона. Первый матч против Линфилда в году – забитый до отказа Овал, и сотни бананов, полетевшие в сторону двух новичков врага, купленных в очень далеком Сенегале. Тони Коли и Сэму Каммалу немало доставалось на поле и от футболистов Гленторана, что вполне отвечало духу матча, где все мог решить один-единственный гол.

Но каждой из команд удалось забить по одному на старте второй половины встречи, оставив место для драматической концовки. Вряд ли кто-то из болельщиков представлял, что концовка эта будет настолько драматичной. Алан Паттерсон, известный по прозвищу Падди, по привычке запускал мяч на чужую половину поля – скинул с рук до линии штрафной зоны да запустил. Неожиданно шар долетел до чужой штрафной – ожидавший развития событий на одиннадцатиметровой отметке Джордж Данлоп (голкипер Линфилда) наблюдал за тем, как снаряд стукнулся у его ног, перелетел через голову и очутился в сетке. Данлоп, к своей чести, пытался исправить положение, и отчаянно прыгнул, но был вынужден принять поражение в очной схватке вратарей.

Паттерсон не знал, что происходит, до того момента, как кто-то из защитников не взлетел на его спину для празднования. Стадион знал, но не верил – на несколько секунд на Овале воцарилась тишина, после чего домашняя публика в буквальном смысле пустилась в пляс. Данлоп был в шоковом состоянии, но повел себя очень достойно, после игры подписав тот самый мяч своему коллеге. «С наилучшими пожеланиями…»

А в 1995 году во время традиционного поединка 26 декабря случился не менее забавный инцидент, достойный появления во всевозможных передачах о «футбольных приколах». Покрытое снегом поле было лишь небольшой проблемой для игроков Линфилда и Гленторана – настоящая проблема началась после того, как лопнул единственный оранжевый мяч. Встречу продолжили традиционным белым – и очень интересно, настолько же весело и забавно было футболистам в момент игры, как нам при просмотре этого видео?



Ну а в кубковом поединке 1985 года чувство юмора проявили болельщики Гленторана. На игру принесли живой символ клуба – петуха, попутно прихватив и свинью, разукрашенную в клубный голубок цвет Линфилда. Животные не просто следили за игрой – и петух, и свинья провели все девяносто минут прямо у линии поля.

Круче, чем Роналду

Относительно недавно клуб оказался на грани банкротства, но благодаря вмешательству новых управленцев и вышестоящих государственных чинов сумел собрать нужную сумму для выплаты долгов, продолжив свое малоинтересное простому обывателю существование. Впрочем, несколько месяцев назад имя Гленторана прозвучало громче, чем когда-либо. Постарался форвард команды Мэттью Барроуз, забивший умопомрачительный гол пяткой в ворота Портадаун. Гол признали лучшим в сезоне на британских телеканалах, и только слабая распиаренность ирландца не позволила ему получить свой приз на торжественной церемонии ФИФА, учредители которого отдали предпочтение Лионелю Месси.

Криштиану Роналду честно признался, что вряд ли сможет это повторить, а Жозе Моуриньо поинтересовался, во сколько его клубу обойдется подписание этого человека. Вроде бы и шутка, но буквально на днях было объявлено о том, что Барроуз покинет команду – переезжает жить в Испанию.



Но хоть с Барроузом, хоть без него, Гленторан представляет собой более чем посредственный коллектив, собранный из полупрофессионалов, многие из которых уделяют футболу свободное от основной работы или учебы время. Руководит командой молодой Скотт Янг – менеджеру только пару месяцев назад исполнилось 34 года, но в болельщицких кругах он в огромном почете после 12-ти лет игры за команду в роли безжалостного опорного полузащитника, «не привыкшего брать пленных». Особые оптимисты предрекают ему результаты самого успешного менеджера в истории Гленс Роя Койла. Это, быть может, и перебор, но положенное начало выглядит обещающее – в первом сезоне под руководством Янга Гленторан стал третьим, а в розыгрыше Лиги Европы уже прошел одного соперника, что является солидным показателем для белфастского клуба.

Как правило, ирландцы играют по схеме 4-3-3, выделить в которой кого-то конкретного очень непросто. Особняком стоит идол болельщиков с Овала – капитан команды, центральный защитник Колин Никсон. За его плечами 16 лет и 700 матчей в футболке любимого с детства клуба. Можно отметить и невысокого, но шустрого центрфорварда Эндрю Уотеруорта – сейчас этот парень лучший бомбардир Гленторана, а какое-то время назад он даже вызывался в ряды молодежной сборной Северной Ирландии.

В следующем году Гленторан отпразднует свое 130-летие и наверняка организует какой-нибудь праздник, достойный тех преданных болельщиков, что раз в две недели приходят на родной Овал. Что это будет за матч – неизвестно. Джорджа Беста давно уже нет в живых, но его история продолжает жить своей жизнью вместе с историей скромного клуба из восточного Белфаста. Уходят люди, но всегда остаются те, благодаря кому все эти байки и легенды обрастают новыми подробностями, сохраняя главную сущность футбола, столь здорово отображаемую на примере клуба Гленторан.

Иван Громиков, Football.ua