Красное на черном
Южане-анархисты
Прекрасный древний город Сплит обозначен на футбольной карте Европы в первую очередь благодаря стараниям Хайдука, одного из самых титулованных клубов Хорватии и бывшей Югославии. Другой сплитский клуб, с которым сегодня предстоит встретиться одесскому Черноморцу, остается в тени Хайдука и не может похвастаться серьезными достижениями на внутренней и тем более на европейской арене. Однако неординарная история Рабочего футбольного клуба Сплит на самом деле заслуживает особого внимания. Она тесно переплетена с историей Хорватии и всего XX века с его кровопролитными войнами и бурными идеологическими поисками.
Осматривая многочисленные достопримечательности 1700-летнего хорватского города на побережье Адриатического моря, любопытные туристы могут отыскать дом, в котором более ста лет назад начал свое существование РНК Сплит. Район Вели Варос, улица Плинарска, дом 7. Здесь 16 апреля 1912 года группа студентов приняла решение вместе играть в футбол на постоянной основе и нести в массы идеи анархизма.
«Мы решили создать футбольный клуб. Мы играем не только ради развлечения, но и в знак протеста против всякого зла. Мы долго выбирали, как назвать клуб, и мне первому в голову пришло название Анархист. Затем мы сократили его до Анарх, и, на мой взгляд, это лучшее название из всех возможных», — с гордостью заявил один из создателей клуба Шимун Росандич.
Политическая ориентация клуба помогла ему быстро найти верных болельщиков среди моряков, рыбаков и рабочих портового города, которых объединяли бедность и презрение к имперским властям Австро-Венгрии, в состав которой входил Сплит вместе со всем населенным преимущественно хорватами Королевством Далмация. Этот регион был отвоеван Габсбургами у французов в 1815 году и для нас, среди прочего, он примечателен своим сине-желтым флагом, полностью идентичным украинскому, пускай между ними и нет никакой исторической взаимосвязи.
Название Анарх помогало футбольному клубу из Сплита находить поклонников среди бедных слоев населения, но вместе с тем всерьез настораживало власть. Чиновники неоднократно грозили футбольным анархистам отменить их официальную регистрацию и выполнили свое обещание в 1914 году. После убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда ФК Анарх отказался поднимать на своих матчах флаг с траурной лентой, за что и получил запрет на участие в любых соревнованиях.
Новые запреты и новые цвета
Гибель Франца Фердинанда стала поводом к началу Первой мировой войны, которую Австро-Венгрия, в отличие от маленького, но гордого футбольного клуба из Сплита, не пережила. 25 января 1919 года ФК Анарх восстал из пепла, но спустя три месяца был запрещен уже властями Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Чтобы восстановить право на существование, сплитским футбольным анархистам пришлось переименовать клуб. В декабре 1919-го он возродился под непритязательным названием Юг. Однако избавиться от пристального внимания властей ему все равно не удалось, и в последующие десять лет он еще не раз лишался стадиона, запрещался, восстанавливался под новым именем и снова запрещался. Одно из последних переименований произошло в 1929 году. Но «националистическое» название Хорватский аматорский спортивный клуб Сплит не понравилось полиции Королевства Югославии, сменившего в результате государственного переворота Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Потому в 1930 году бывший Анарх взял себе имя Спортивный клуб Сплит. В дальнейшем ему довелось еще несколько раз менять названия, прежде чем остановиться на варианте Раднички ногометны клуб Сплит, но главный исторический выбор был сделан в 1933-м, когда клуб сменил черные анархистские цвета на красные коммунистические.
Новую идеологию члены клубы разделяли искренне и потому во время гражданской войны в Испании 1936-39 годов не остались равнодушны к судьбе «крестьян Гренады». Сформировав добровольческий отряд, они безуспешно воевали на стороне республиканцев против мятежников Франсиско Франко, отдавая свои жизни то ли за всемирную справедливость и единение пролетариев всех стран, то ли за коммунистическую пропаганду.
Для европейских фашистов и коммунистов помощь разным сторонам испанского конфликта оказалась лишь разминкой перед грандиозной бойней 1939-45 годов, и во время этой мировой войны представители РНК Сплит снова оказались в центре событий. Около 120 человек, причастных к клубу, полегли в боях на стороне партизан Иосипа Броза Тито.
Но и эти потери не поставили крест на существовании РНК Сплит. После войны он еще несколько раз реорганизовывался и продолжал бороться за право участия в высшем дивизионе чемпионата страны, которая тоже меняла форматы и названия и в 1947 году преобразовалась в Социалистическую Федеративную Республику Югославия.
Впервые Сплит пробился в высший дивизион в 1933-м, но, как назло, в том году количество элитных клубов в Югославии сократили, и южанам пришлось играть дополнительные стыковые матчи, в которых они потерпели поражение. В результате дебюта в высшей лиге Сплиту пришлось ждать еще несколько лет. Добились они своей цели в 1938 году после организации хорватско-словенской футбольной лиги.
После войны Сплиту пришлось начинать свой путь сначала, с низов регионального любительского футбола. До высшего дивизиона чемпионата Югославии он добрался в 1957-м, занял 11-е место из 14-ти участников и вследствие очередного сокращения количества команд в «вышке» попрощался с местом в элите. Постепенно РНК скатывался все ниже, и 1960–70-е стали для него темным периодом в истории. Непродолжительный подъем в 1980-х большой славы Сплиту также не принес. В сумме за все годы РНК появлялся в высшей лиге Югославии четыре раза, а в кубке максимальным достижением для красных стал выход в полуфинал больше 60 лет назад.
Балканский прорыв
В Европе РНК Сплит стал известен благодаря действиям его игроков на настоящем поле боя, а подвигов на футбольных полях болельщикам красных пришлось ждать без малого сто лет и перед этим пережить самый бесславный период в истории клуба. В сезоне 1999/00 РНК был признан банкротом и отправлен в четвертый по силе дивизион чемпионата Хорватии. Семь лет Сплит собирался с силами, пока не созрел для первого за свое столетнее существование спортивного подвига, который растянулся на четыре года. За период с 2007 по 2011 год РНК Сплит прошел путь из низшего дивизиона чемпионата Хорватии в еврокубки. Клуб добился трех повышений в классе подряд и занял третье место в дебютном для себя сезоне в высшей лиге хорватского футбольного первенства, что позволило красным впервые в истории попробовать свои силы на европейской арене.
В Лиге Европы 2011/12 Сплит стартовал со второго квалификационного раунда и дважды обыграл на этой стадии словенский Домжале. Пройти следующего соперника – английский Фулхэм – хорватам не удалось, но они не ударили в грязь лицом, сведя домашний матч вничью 0:0 и уступив в «ответке» со счетом 0:2.
На данный момент Сплит успел провести в высшей лиге чемпионата Хорватии четыре сезона подряд, в которых красные продемонстрировали завидную стабильность: 53 очка, 50, 52, 52. Последний показатель позволил РНК в минувшем сезоне занять четвертое место и во второй раз выйти в квалификацию Лиги Европы. Этим летом Сплит стартовал с первого отборочного этапа. Благодаря домашним победам и выездным ничьим хорваты прошли сначала ереванский клуб Мика, а затем Хапоэль из Беэр-Шевы и теперь бросают вызов нашему Черноморцу.
Творцы побед и украинский след
Успехи Сплита в высшем дивизионе чемпионата Хорватии связаны с именем Славена Жужула, являющегося президентом клуба с 2009 года. В юности он подавал надежды на футбольном поле и в 19 лет получил приглашение в загребское Динамо Мирослава Блажевича, но за пару недель до перехода в главный хорватский гранд получил травму, которая поставил крест на его карьере. За реализацию своих футбольных амбиций Жужул взялся позже, когда добился успехов в кораблестроительном бизнесе.
С именем конкретного тренера достижения Сплита последних лет связать нельзя. С 2007 года, когда РНК начал свой подъем из четвертого дивизиона, клуб сменил девять наставников, последний из которых принял команду в нынешнем году. В тренерской карьере 43-летнего экс-игрока Хайдука Ивана Матича Сплит стал первым серьезным клубом. Старт получился успешным – под его руководством РНК прошел два первых раунда квалификации Лиги Европы. Задача Черноморца – отложить дальнейшие тренерские успехи Матича на неопределенный срок.
В составе Сплита украинские болельщики не найдут громких имен, зато могут отыскать знакомое: №3, Денис Главина. Да, это именно тот Главина, одна из балканских «находок» селекционеров киевского Динамо. С 2004 по 2010 год Денис играл в Украине. Сначала безуспешно пытался пробиться в первую динамовскую команду, затем выступал за Ворсклу и немного за Днепр. С 2012 года он играет за Сплит и является в хорватской команде одним из основных защитников.
В борьбе за рабочий класс
Всего семь лет назад РНК Сплит играл в четвертом хорватском дивизионе. Прежде его история была богата политическими пертурбациями, но не спортивными достижениями. Потому нет ничего удивительного в том, что его титул «рабочий футбольный клуб» на данный момент не соответствует реальному положению вещей. Как рабочий класс, так и все остальные слои населения в Сплите болеют за Хайдук, потому и приходится тренеру Матичу даже после еврокубковых матчей жаловаться на недостаток болельщиков на живописном 8-тысячном стадионе Парк Младежи. При этом верных фанатов у Сплита практически нет. Большинство поклонников красных, поболев за РНК, затем с аналогичным энтузиазмом поддерживает Хайдук. Болельщики Хайдука, в свою очередь, в целом благосклонно относятся к Сплиту, невзирая на его «коммунистическое» прошлое.
Знаменитая ультрас-группировка Хайдука Торсида еще несколько лет назад тоже могла не обращать внимание на скромных соседей, но РНК уже четыре сезона подряд дышит в спину Хайдуку в турнирной таблице чемпионата Хорватии и бросает ему вызов как конкурент в борьбе за еврокубки. В таких условиях безразличие к «младшим братьям» постепенно сменяется презрением к «коммунистическим подстилкам». Когда (или если) Сплиту впервые удастся по итогам чемпионата Хорватии оставить Хайдук у себя за спиной, презрение Торсиды к красным вполне может смениться ненавистью. А ненавидеть можно только серьезного врага, от которого исходит реальная угроза. И среди жителей Сплита найдутся и те, кто в этой вражде станет на сторону более успешной в конкретный исторический момент команды.
Впрочем, это уже досужие рассуждения, тогда как сегодня нас ждет вполне конкретный поединок. И у одесситов точно нет ни малейшей причины презирать соперника. К нему следует отнестись с уважением, чтобы после не пришлось ненавидеть.
Станислав Салата, Football.ua
Использованы фото rnksplit.hr, PA, slavenzuzul.wordpress.com