Первый парень на селе
С 1992 по 2004 годы Русенборг выиграл 13 кряду титулов чемпиона Норвегии. Имя команды Нильса Арне Эггена было широко известно и в Европе благодаря успешным выступлениям в еврокубках. Другие норвежские клубы в то время играли разве что только роль массовки. К примеру, в 1998 году Мельде начал сезон с 21-го матча без поражений, но все равно в итоговой таблице уступил Русенборгу девять очков. Это было Золотое поколение Мельде, которому так и не удалось подтвердить свой статус настоящим золотом. Пять вторых мест при разных тренерах, выступление в групповом турнире Лиги чемпионов, победа в Кубке Норвегии, но ни одного чемпионского титула. Когда же после ухода Эггена Русенборг опустился до уровня других команд, Мельде оказался еще в большем кризисе. Осенью 2006 года клуб вылетел из высшего дивизиона.
Это была классическая история о том, как в поисках лучшей игры команда сталкивается с большими проблемами. Шведский наставник Гундер Бенгтссон привел Мельде ко второму месту в сезоне 2002 года, но его не любили болельщики и даже сами игроки. Какое-то время Бенгтссон отказался вообще от игры в атаке и буквально запрещал подопечным идти вперед, если в обороне по ходу матча возникали прорехи. Пусть никому не нравилась игра команды и диктаторские замашки наставника, однако второе место в Норвегии считалось в те времена сродни чемпионству. Зато пять очков в шести стартовых турах следующего сезона привели к отставке Бенгтссона.
Девятое, одиннадцатое, двенадцатое место — все шло к тому, что Мельде таки вылетит из высшего дивизиона. В итоге, все закончилось ужасным сезоном 2006 года: 15 поражений в 26-ти матчах, 50 пропущенных мячей, поражение 0:8 от Стабека. Про Арильда Ставрума в Мельде лучше не вспоминать. Тренерская карьера успешного в прошлом игрока Мельде, Хельсингборга, Абердина получилась не самой лучшей (сейчас он работает учителем физкультуры в школе и тренером команды спорт-бара). Он больше преуспел в публицистике: издал книгу, вел спортивную и даже юмористическую колонку в прессе.
Мельде оказался у разбитого корыта. Часто бывает, когда руководители большого клуба пропускают момент смены поколений или вообще необходимость смены курса развития. В небольших чемпионатах неудачный сезон даже крепкой прежде команды чреват большими неудачами, вплоть до вылета. В Мельде некоторое время полагали, что, к примеру, 12-я позиция – абсолютная случайность и в следующем сезоне будет лучше. Но за сезон до того случайным было 11-е место. Вылет из высшего дивизиона наконец открыл глаза руководителям клуба, которые увидели свои неудачи.
К тому времени у Мельде наметились серьезные проблемы с выбором нужного тренера. В будущем найти своего Эггена они так и не смогли, но вплоть до нынешнего наставника Тора Оле Скуллеруда неизменно принимали отличные решения в выборе наставника.
Швед Кьелль Йоневерт возглавил команду в первом дивизионе. Он быстро провел смену поколений, привел в команду нескольких молодых исполнителей (будущий игрок МЮ Маме Бирам Диуф, Папе Пате Диуф, Кнут Олав Риндарой) и без паузы вернул команду в высший дивизион. По итогам сезона 2007 года Мельде вернулся, а в 2009-м занял свое фирменное второе второе место. Успех команды вылился в несколько трансферов, главным из которых стала рекордная для клуба продажа Маме Диуфа в МЮ за 4 млн фунтов.
Когда по ходу 2010 года у Мельде начались проблемы (более четырех месяцев без побед и реальная угроза вылета), в клубе стали искать просто кризисного менеджера. Немецкий специалист Уве Реслер уже до того работал с парочкой местных клубов, но решился только на контракт до конца сезона. Мельде удалось воспрянуть духом и не просто спастись от вылета, а подняться на вполне спокойное 11-е место. Короткий контракт Реслера был обусловлен еще и тем, что вовсю шли переговоры с бывшим игроком клуба, звездой МЮ и начинающим специалистом Оле Гуннаром Солскьяером, который работал в системе МЮ.
Солскьяер стал еще одним удачным решением клуба. В Норвегии футбол вряд ли входит даже в пятерку самых популярных видов спорта. А там, где нет зрительского интереса, нет и больших денег. Даже клубы соседних Дании и Швеции позволяют себе время от времени существенные траты на игроков, тогда как в Норвегии вынуждены работать дедовским методом – развивать имеющихся исполнителей и строить команду из подручного материала. Самым большим трансфером в истории клуба стал центральный защитник Вегард Форрен, которого купили у Саутгемптона за 1,75 млн фунтов. Но дело в том, что за полгода до того Форрена продали в тот же Саутгемптон больше чем за три миллиона фунтов.
Под руководством Солскьяера Мельде таки выиграл первый титул чемпиона. Потом еще один. Молодого специалиста стали называть одним из самых перспективных молодых наставников Европы и что более важно – сменщиком самого Алекса Фергюсона в МЮ. Не только Форрена, но и других игроков команды стали приглашать клубы из более сильных чемпионатов: Папе Пате Диуф перешел в Копенгаген, Дэйви Клод Аньян – в китайский Ханчжу Гринтаун, Магнус Вольф Эйркрем – в Херенвен, Эмил Йохансен – в Гронинген.
В случае правильной работы небольших клубов все вырученные за игроков деньги не могут сразу уходить на новых игроков. Потому найти замену ведущим исполнителям было не так просто. Одно дело, когда все начинали с середины таблицы, а совсем другое – вводить новых людей в чемпионскую команду. Два года команда Солскьяера была сильнейшей в Норвегии, но в 2013-м резко опустилась в середину таблицы и финишировала только на шестом месте. Если раньше своего тренера Мельде удерживал всеми способами, то зимой 2013 года (как и в случае с Йоневертом) пришло время прощания. Прежде клуб наотрез отказывался отпускать Солскьяера в Блэкберн или Астон Виллу, но теперь запросто дал возможность перейти в Кардифф. Перестройка напрашивалась, дабы снова не прозевать ее необходимость.
Тор Оле Скуллеруд известен в Норвегии по работе с молодежью. Он работал в системе многих клубов, в последние несколько лет был в штабе молодежной сборной Норвегии. Полученная в начале года работа в Мельде стала для Скуллеруда фактически первой полноценной в качестве главного тренера, когда нужно отвечать за результат, а не только за развитие молодых игроков. Результаты говорят сами за себя: одно поражение в 17-ти турах и отрыв от ближайшего преследователя на девять очков.
Костяком нового Мельде вновь стали молодые исполнители. Хармет Сингх достался Мельде бесплатно после неудачной попытки закрепиться в Фейенорде и уже стал ведущим центральным хавбеком команды. Еще одним новичком накануне сезона стал 19-летний нападающий Мохамед Эльюнусси – второй бомбардир чемпионата Норвегии на данный момент. Помимо них скауты европейских клубов следят за голкипером Эрьяном Нюландом, защитником Мартином Линнесом, а также молодыми легионерами – бразильцем Агналдо и нигерийцем Даниэлем Чимой. Самый же интересный персонаж среди молодежи – нападающий Сандер Свендсен, который в начале августа отпразднует 17-летие. Он уже играл и забивал за Мельде в этом сезоне.
Современный Мельде может служить отличным примером для многих клубов не только в Норвегии или чемпионатах уровня местной Типпелиги, но и для клубов с более мощными финансовыми возможностями. Встряска в виде вылета из высшего дивизиона вынудила клуб всерьез пересмотреть методы и способы развития, подходить к каждому кадровому решению взвешено и четко. Та же обратная покупка Форрена была беспрецедентно дорогой тратой клуба, но все прекрасно знали возможности игрока и заплатили за него деньгами, вырученными от его же продажи. А последние удачи с приглашением различных тренеров только подтверждают, что в Мельде есть четкий план действий. В клубе прекрасно понимают свое место на футбольной карте, знают за чем следует гнаться, а что может случиться лишь при удачном стечении обстоятельств.
По меркам европейского футбола этот клуб можно назвать провинциальным. Но в хорошем смысле: когда провинция – это не деревня без дорог и продуктов питания, а окраина обычных развитых стран.
Сергей Круглов, специально Football.ua