За Русь помщусь. Индейский барьер
В четвертом по величине городе Словакии проживает чуть больше 80 тысяч человек. Как и подобает пусть восточно-, но все-таки европейскому городку такого размера, он тих и скромен, но не лишен достопримечательностей, обаяния и славной истории с ее венгерскими завоеваниями, германскими колонизациями, гуситскими войнами и прочими радостями бурного европейского добрососедства.
Клуб, базирующийся в этом городе, вполне соответствует его духу – все как у людей и даже немного лучше.
Лучше было совсем недавно, в сезоне 2010/11. Собственно, именно благодаря этому сезону слово Жилина не чуждо слуху среднестатистического европейского болельщика. Тогда словацкая команда пробилась в групповой этап Лиги чемпионов, одолев в квалификации довольно принципиального соперника – пражскую Спарту. Шесть поражений в шести матчах – это, конечно, не самый желанный из возможных итогов группового турнира, зато на симпатичном не только своим названием стадионе Под Дубнём побывали Челси, Марсель и московский Спартак. Чем не праздник для 80-тысячного городка?
Такой была вершина более чем столетней истории футбольного клуба Жилина. В погоне за небанальной конструкцией повествования мы начали прямиком с кульминации. Но и перед вершиной была отнюдь не пропасть, и после нее не было обрыва.
Начиналась наша история в далеком 1908 году, когда группа адептов здорового образа жизни из города Жилина организовала Кружок жилинских спортсменов. Крутились эти парни в местной футбольной стихии вполне успешно, победив в двух розыгрышах чемпионата Словакии, проводившегося в 1925-1933 годах.
Первого успеха Жилина добилась в 1928-м и повторила его год спустя, обыграв в решающем поединке ужгородский СК Русь, прямого предка нашей нынешней Говерлы. И, между прочим, знатоки закарпатского футбола утверждают, что в том пресловутом матче, завершившемся со счетом 3:2 в пользу Жилины, нашу Русь бессовестно засудили, и у нас, как у патриотично настроенных граждан, нет причин им не верить. Чем не дополнительная мотивация для полтавчан – отомстить словакам за закарпатских братьев?
Мы же простим Жилине эту маленькую историческую несправедливость и будем двигаться дальше. А дальше были 47 сезонов в чемпионате Чехословакии, 30 из которых желто-зеленые провели в высшем дивизионе. К претендентам на большие свершения Жилина в те времена не относилась, но иногда демонстрировала зубы местным грандам из Праги и Братиславы. В частности, в сезоне 1946/47 финишировала в первенстве на рекордном для себя четвертом месте, удостоившись неофициального титула чемпиона Словакии, поскольку позволила опередить себя только чешским командам.
Но еще более значимого успеха желто-зеленые добились в 1961 году, когда вышли в финал первого в истории Кубка Чехословакии. В решающем матче команда из Жилины, носившая тогда название Динамо, была разгромлена пражской Дуклой со счетом 3:0, но благодаря триумфу соперника еще и в чемпионате Жилина получила право выступать в Кубке обладателей кубков. И этим правом команда распорядилась небезуспешно, обыграв в 1/8 финала Олимпиакос в обоих матчах. В четвертьфинале словаки тоже начали за здравие, выиграв домашний матч у действующего обладателя трофея Фиорентины со счетом 3:2. В ответной встрече итальянцы доказали свое превосходство, добившись победы 2:0, но тот еврокубковый сезон все-равно остается одной из самых ярких страниц в истории Жилины.
В дальнейшем сегодняшний соперник Ворсклы появлялся на евроарене, участвуя в Кубке Интертото, однако тогда этот турнир еще не был под эгидой УЕФА.
После распада Чехословакии шансы Жилины на участие в еврокубках логичным образом серьезно возросли, но поначалу команда не блистала в новообразованном словацком чемпионате и даже покинула высшую лигу по итогам сезона 1994/95. Во втором дивизионе Жилина надолго не задержалась, но после возвращения первых серьезных успехов ей пришлось подождать до нового тысячелетия. Постепенно набирая силу под руководством бывшего защитника сборной Чехословакии Ладислава Юркемика, Жилина завершила свой прорыв на вершину во главе с чешским специалистом Леошем Калводой в 2002 году и удерживала чемпионский титул на протяжении двух последующих сезонов.
Определяющий вклад в эти успехи внес будущий лучший бомбардир второй и первой Бундеслиги Марек Минтал. За два первых чемпионских сезона Жилины он забил в чемпионате Словакии 41 гол, в обоих случаях возглавив список голеадоров.
Если Минтал сделал шаг вперед, отправившись в Нюрнберг, то Жилина со временем немного сдала позиции, но надолго из когорты ведущих клубов Словакии не выпала. Благодаря успехам в 2007, 2010 и 2012 годах она довела количество чемпионских титулов до шести и на данный момент уступает по этому показателю только Словану из Братиславы, у которого на два чемпионства больше. В 2012-м Жилина заодно разжилась подходящей посудиной для своих многочисленных медалей – Кубком Словакии.
Победы и достижения в национальном первенстве сопровождались выступлениями Жилины в еврокубках, и здесь триумфальному выходу в финальную стадию Лиги чемпионов предшествовало участие в групповом турнире памятного для украинских болельщиков Кубка УЕФА 2008/09, состоявшееся вопреки противоречивому увольнению нынешнего наставника сборной Чехии Павела Врба по ходу квалификации. Одолев в предварительных раундах минский МТЗ-РИПО, Слован из Либереца и Левски из Софии, Жилина оказалась на групповом этапе в одной компании с Гамбургом, Аяксом, Астон Виллой и пражской Славией, подарив своим болельщикам четыре матча настоящего европейского уровня.
Два первых поединка словаки проиграли Гамбургу и Аяксу, пропуская от таких парней, как Младен Петрич, Ивица Олич и Луис Суарес, затем добыли первое очко в игре со Славией и завершили свои выступления в турнире выездной победой над Астон Виллой. Хотя ее оказалось недостаточно для выхода в следующий раунд, единственное, о чем стоило жалеть жилинцам, так разве что о том, что групповой этап проводился в один круг.
Право участвовать в текущей квалификации Лиги Европы Жилина завоевала под руководством 40-летнего тренера Адриана Гули благодаря финишу на втором месте в прошлом чемпионате Словакии, после двух неудачных сезонов с итоговыми седьмой и девятой позициями. В первых двух отборочных раундах словаки достаточно легко доказали свое преимущество над североирландским Глентораном и молдавской Дачией, забив 13 мячей в четырех матчах. Шесть из них на счету 24-летнего хорватского форварда Матея Йелича, лучшего бомбардира словацкого первенства и, вероятно, наиболее опасного игрока в составе соперника полтавчан.
Желание и умение Жилины атаковать отметил в недавнем интервью и защитник Ворсклы Евгений Ткачук. Но при этом он присмотрел у сегодняшнего соперника проблемы с организацией обороны, отметив, что даже в меньшинстве Дачия устраивала словакам неприятности. Очевидно, выводы тренерским штабом Ворсклы сделаны, самое время применить приобретенные знания на практике.
На этом можно было бы заканчивать сей рассказ о сопернике полтавчан в третьем квалификационном раунде Лиги Европы, но остается нераскрытой тайна второй части нашего мудреного заглавия. Если с местью за Русь внимательному читателю все давно стало ясно, то все-таки при чем здесь индейцы? Все дело в прозвище желто-зеленых словаков. Их неформально именуют шошонами, от названия довольно успешной по доколонизационным меркам группы индейских племен Северной Америки. Посмотрим, сумеют ли наши надднепрянские хлопцы загнать этих опасных краснокожих в резервацию.