День духовного очищения и бездушной зачистки
27 мая Украина отмечала святой для православных верующих День Святой Троицы, который в этом году совпал по дате с большим мирским праздником киевлян - Днем города. Имелся свой, и не самый никудышный, повод для торжеств и у отечественного болельщика. Для него венцом светлого во всех отношениях, кроме погоды, уик-энда должно было стать яркое действо на подмостках спорткомплекса "Олимпийский", где нос к носу сошлись наши футбольные гулливеры - донецкий "Шахтер" и киевское "Динамо".
По такому случаю на стадион заглянули даже два главных Виктора страны, хватало в VIP-ложе и политиков рангом пониже. Ждали спортивной феерии. Бескомпромиссной, но благородной борьбы двух равных соперников на зеленом газоне в обрамлении сотканного из десятков тысяч разноцветных фрагментиков живого панно на трибунах. Душа пела и требовала незаурядного и памятного зрелища... А получила ковш вонючего дегтя, который заляпал позитивные впечатления от долгожданной футбольной фиесты.
Международное информационное агентство AFP после матча растиражировало по миру добрых полтора десятка иллюстраций с киевского финала. Футболисты и тренеры оказались запечатлены... на одной из них. На фото победители поединка в компании главы державы. Все! Остальные кадры в мельчайших и самых сочных подробностях повествовали западному обывателю о грандиозном побоище на трибунах главной арены сохозяина Евро-2012.
В одной из песен Юрия Шевчука "пенсионеры с палками рубились в городки с милицией". Нечто подобное мы имели несчастье лицезреть на финале Кубка. Только палки были в мускулистых руках дюжих хлопцев из спецподразделения "Беркут", облаченных в полный комплект защитной амуниции, а противостояли им по сути дела беззащитные перед лицом отменно вышколенных и экипированных бойцов, безоружные мальчишки и девчонки. И били их не понарошку - с толком, с расстановкой... А кое-кто, наверное, и с садистским наслаждением.
Избавь меня Господь называть черное белым и наоборот. Догадываюсь, что в болельщицкой среде, как и во всяком обществе, не одни лишь агнцы безвинные присутствуют. Есть и воинственно настроенные элементы, и штатные провокаторы. В данном случае не только и не столько о киевском фан-движении речь - вандализм и агрессия на стадионах были и есть бичом всего мирового футбола. Другое дело, как укрощать этих злобных джиннов. Можно как в цивилизованных странах - через систему персонифицированного контроля над злостными нарушителями правопорядка. Их выявляют, вычленяют из толпы, берут на учет - и закрывают доступ на матчи. А можно как у нас - массовыми зачистками, когда под раздачу публика попадает комплексно, целыми секторами. Виновен, невиновен - без разницы. Нечего было в "фанатский" сектор идти! Сидел бы себе дома перед телевизором, чаек прихлебывал - не ощутил бы на своем горбу мерного постукивания "демократизатора". Они же бьют не просто так - сугубо в профилактических, педагогических целях. Среди десятка человек наверняка ведь сыщется хотя бы один отпетый негодяй. А стало быть, воспитательная работа по определению не пропадет понапрасну...
Ладно, отбросим в сторону пусть и горькую, но неуместную в данном случае иронию. И зададимся простеньким на первый взгляд вопросом: а что было бы, устремись обезумевшая под градом ударов людская толпа не к спасительным выходам из секторов, а вниз, к полю - туда, где железная решетка высотой в два с гаком метра?.. Последствия и количество жертв страшно даже представить. Или о подобном варианте развития событий доблестные стражи закона не были проинструктированы свыше? Нет? А не мешало бы. А для пущей наглядности следовало бы привести на милицейской летучке статистику человеческих смертей на стадионах "Эйзель", "Хиллсборо", "Лужники" в конце концов... Может, кто-то и проникся бы. И задумался, для того ли он облечен властью, чтобы творить самосуд и, следовательно, поощрять беззаконие.
Заметьте, что все эти "учения" происходили не на полигоне, не на забытом богом хуторе, а в центре столицы, на глазах у гаранта Конституции. Случайность? Роковое стечение обстоятельств? Если нет - становится просто страшно. За себя, за детей, за всех нас...