Football.ua

Каддури: "В Леверкузене почувствовал что-то неладное"

Вашему вниманию предлагается прощальное интервью Бадра Эль Каддури. Марокканский футболист выкроил для Football.ua час времени в день своего рождения – 31 января Бадру исполнилось 32 года.
2 February 2013, 10:00
Україна
Любое расставание болезненно. Подошла к завершению карьера одного из самых преданных легионеров динамовского клуба. Бадр Эль Каддури верой и правдой отслужил Динамо десять лет.
 
С киевским клубом Бадр испытал много приятных моментов. Четырежды становился чемпионом Украины и столько же раз поднимал над головой Кубок Украины. Более двух десятков игр провел в Лиге чемпионов, доходил с Динамо до полуфинала Кубка УЕФА.
 
Каким запомнится нам Бадр? Разумеется, «энерджайзером», футболистом, у которого никогда не разряжалась батарейка. Работоспособность Бадра поражала. Это был его конек, который перекрывал все его недостатки, коих было, скажем прямо, немало. Такие понятия, как техника, игра на втором этаже, правильный выбор позиции, были ему чужды. Но тренеры закрывали на это глаза, ибо Каддури мог отпахать за троих. Количество отборов, перехватов мяча у него превосходило норму в несколько раз. Посему позиция левого защитника вовсе не казалась проблемной и считалась закрытой.
 
А не стало Бадра и что мы имеем? Броненосцев Попова, Тайво и Селина. Ну-ну. В любом случае, с грустью воспринимается уход Эль Каддури. Спасибо тебе, Бадр, за все!
 
Разговор с Бадром разбит на две части. В первой мы поговорим о перипетиях его динамовской карьеры, а во второй речь пойдет о суровых буднях в Селтике, сборной Марокко и жизни как таковой в Украине.
 
"В Динамо игроки под тридцать становятся ненужными"
 
"В далеком уже 2002 году я перешел в Динамо. У нас был тренер Юрий Севастьяненко. Он приехал в Марокко в конце 80-х. Это он мне позвонил и сказал, что существует интерес из Украины. Для меня это было все равно что в космос полететь. Динамо я видел по телевизору в Лиге чемпионов, а тут приехал и встретился с самим Валерием Лобановским. Оказалось, что он обо мне уже знает, видел матчи с моим участием. Я побывал тогда в Киеве, но был уверен, что не приеду сюда играть. У меня были предложения из Франции, Испании, Англии. Но из Киева мне каждую неделю звонили и спрашивали: "Бадр, ну ты как, надумал? У нас из тебя хорошего игрока сделают. Смотри: Шевченко, Ребров, Лужный – они поехали играть в суперклубы, в Милан, Тоттенхэм, Арсенал. Пару лет поиграешь, и тоже поедешь". Мне было страшно, ведь все было чужое – язык, культура, но в какой-то момент я решился".
 
- Бадр, вспомните свои первые впечатление от переезда в Украину?
- На первых порах было настолько тяжело, что я хотел вернуться домой. Украина казалась совершенно незнакомой страной с чужыми людьми, другой культурой и религией. Но ко всему привыкаешь. И я начал привыкать. Тогда в Динамо играло еще мало легионеров. Единицы в сравнении с тем, что наблюдается сейчас. Я подружился с Лаки Идахором и Омоко Харрисоном, позже близким моим другом стал Георгий Пеев. Примером для подражания служили Саша Шовковский, Валентин Белькевич, Саша Головко, Максим Шацких. На каждой позиции были свои лидеры. В то время Динамо часто побеждало в чемпионате, Кубке страны, было эталоном украинского футбола в еврокубках. Мы исправно выступали в Лиге чемпионов, боролись за попадание в плей-офф. К сожалению, в последние года четыре у Динамо наблюдается регресс. Уровень других команд и самого чемпионата растет. Появились хорошие клубы в Днепропетровске, Харькове. Сильные игроки стали ехать не только в Киев и Донецк. Под этим прессом Динамо дало трещину. Динамовский футбол, который долгие годы прививал Лобановский, сошел на нет. Динамо пришлось перестраиваться, что плачевно сказалось на результатах.
 
- Динамовские тренеры перестали вам доверять в последние два года. Это связано с тем, что вам перевалило за тридцать?
"Я безумно рад проведенным годам в Динамо. Я полюбил болельщиков, как и они меня"

- Мне сложно понять политику клуба. Очень много футболистов в Динамо становятся ненужными, когда им нет даже тридцати. Вспомните Шацких, Гиоане, Черната. Вслед за ними начали уходить Юссуф, Нинкович… Примеров много. Как это понять? В моей ситуации тоже все неоднозначно. По крайней мере, мне так кажется. Еще год назад летом я прошел сборы, вроде на меня рассчитывали. А потом… Пришлось уйти в аренду в Селтик. Я не знаю, по каким критериям перестал подходить тренерскому штабу. Конечно, когда ты не имеешь игровой практики на протяжении длительного времени, то начинаешь терять кондиции. Но ничего. Я безумно рад проведенным годам в Динамо. Я полюбил болельщиков, как и они меня. Они всегда тепло относились ко мне, желали удачи, когда встречали на улице.
 
- Что дальше?
 
- Пока не знаю. Трансферное окно закрылось, но у меня на руках лист свободного агента. В любой момент могу уехать в другую страну! Агент ищет варианты. Я надеюсь еще поиграть пару лет.
 
"Тактическая ошибка Сабо в Леверкузене"
 
- Дебют в Лиге чемпионов помните?
 
- Конечно. Это было в квалификации. Мы принимали Левски в Киеве. Победили 1:0, Чернат забил. Эта победа позволила нам играть в групповом раунде. В основном раунде я дебютировал в домашней игре с Фейеноордом. Голландцев мы обыграли 2:0, один из мячей забил Хацкевич после моего навеса.
 
- О каком из розыгрышей Лиги чемпионов у вас приятные воспоминания?
"Набрать десять очков и не выйти из группы – это недоразумение"

- От сезона 2004/05. Пожалуй, это было лучшее выступление Динамо в Лиге чемпионов за первое десятилетие. Тогда все складывалось для Динамо лучше не придумаешь: показывали яркий футбол, обыграли Рому дважды, Байер победили, с Реалом едва ли не на равных играли. Все перечеркнула выездная игра с Байером. Набрать десять очков и не выйти из группы – это недоразумение!
 
- Что случилось в Леверкузене?
 
- Знаете, а я чувствовал что-то неладное. Тревогу, что ли. Сложно объяснить на словах. В первом тайме играли неплохо, но Марис Верпаковскис и Клебер не реализовали моменты. А после перерыва у нас изменилась игра. Я думаю, это была тактическая ошибка Сабо. Нас устраивала ничья, и мы стали играть на удержанение счета. Байер этим воспользовался и забил три гола.
 
- О чем вы подумали, когда римские болельщики зарядили монетой в голову шведского арбитра Андерса Фриска?
 
- Глупая ситуация. В перерыве мы пребывали в неведении, не знали, продолжится ли поединок. Который, между прочим, очень хорошо складывался для нас. Гавранчич забил красивый гол. Мы держали ситуацию под контролем. Впрочем, техническая победа 3:0 облегчила нам задачу.
 
– Не слишком ли суровый вердикт для Ромы?
 
- Может быть. Не мне судить. Есть регламент, есть нарушение. Рома поплатилась за своих болельщиков.
 
- После того сезона Динамо покатилось вниз. Позор в дуэле с Туном и два ужасных розыгрыша ЛЧ. Хоть что-то приятное осталось от тех игр в ЛЧ?
 
- Негативный опыт тоже опыт. Мы играли против великих команд – Реала, Ромы, Манчестер Юнайтед. Был тяжелый период, не отрицаю. Наверное, это было следствием того, что старая гвардия Динамо заканчивала играть, приходили новые игроки. Где-то не хватало единства, сыгранности.
 
- В Лиге чемпионов вы провели более двух десятков игр. Можете выделить лучшую и худшую?
"Лучшие воспоминания - это две блестящие победы над Спартаком"

– Однозначно худшая игра была против Стяуа. В том поединке я не играл из-за травмы. Было больно смотреть на потуги моих друзей. Стяуа победила 4:1 у нас в Киеве. Это была катастрофа! А лучшие воспоминания - это две блестящие победы над Спартаком. Мне рассказали об истории извечного противостояния двух команд в СССР. Велось много разговоров вокруг тех матчей. Надо было победить Спартак, чтобы доказать кто есть кто на самом деле. Мы поддержали реноме не только Динамо, но и всей страны! Памятны две встречи с Реалом на Олимпийском. По стечению обстоятельств Динамо дважды вело в тех поединках 2:0, но в результате дело заканчивалось ничьей 2:2. Наибольший осадок остался от проигрыша Шахтеру в Кубке УЕФА.
 
- Вину за гол, который забил Илсиньо, возьмете на себя?
 
- Да, я допустил ошибку. Она долго не давала мне покоя. Футбол состоит из ошибок. Обидно, когда ты ее допускаешь в такой важный момент. В том эпизоде шла длинная диагональ и мяч немного изменил траекторию полета. Илсиньо воспользовался моей погрешностью и пробросил мяч себе на ход. Но надо отметить и то, что партнеры меня не подстраховали и дали Илсиньо нанести роковой удар. Если тщательно разбирать тот эпизод, в пропущенном мяче не только моя вина.
 
- Самая приятная победа над Шахтером?
 
- Триумф в Донецке 4:2. Мы выглядели лучше Шахтера, сыграли сильнее соперника и в обороне, и в атаке. Я даже отчетливо помню, как забивали мячи Верпаковскис, Чернат, Леко и Диого Ринкон.
 
"Ринкон мог играть в любой команде мира"
 
- Самый красивый стадион, на котором играли?
 
- Эмирейтс Стэдиум. Безумно понравилась непередаваемая атмосфера лондонского стадиона.
 
- Донбасс Арена лучше Олимпийского?
 
- Сравнивать сложно. На Донбасс Арене я играл, на Олимпийском – нет. К тому же две эти арены совершенно разные. Донбасс Арена чисто футбольный стадион, без беговых дорожек. Акустика лучше. Олимпийский вполне можно считать легкоатлетическим стадионом. Трибуны находятся далеко от поля.
- Кстати, на матчи Евро-2012 не ходили?
 
- К сожалению, нет. Шли сборы.
 
- С кем из ушедших динамовских футболистов вы поддерживаете контакты?
 
- С Жорой Пеевым, Йерко Леко и Марисом Верпаковскисом.
 
- Самый сильный легионер Динамо?
 
- Диого Ринкон. Фантастический футболист по задаткам. Он в одиночку мог обыграть любую команду. Помните игру с Локомотивом? Диого за десять минут все порешал. Находящегося в форме Ринкона было не остановить. Только вот была одна проблема с Ринконом. Он был жутко недисциплинированным. Халатно относился к себе. Со сборов постоянно приезжал заметно раздавшимся в весе. Эти проблемы у него были постоянно.
 
- Много кушал в столовой?
 
- О, да! Это дело он любил. Обидно, что он погубил свою карьеру сам. Мог же играть в любой команде мира! Вторым после Ринкона я бы назвал Айилу Юссуфа. В лучшие годы он играл превосходно, пройти его было задачей трудновыполнимой.
 
- Бадр, перед каким матчем вы нервничали больше всего?
 
- А я никогда не переживал. Напротив, не мог дождаться начала матча. По природе я нетерпеливый человек. А еще я не люблю проигрывать. Даже на тренировках. Нервничать нельзя. Я не понимаю, как можно выходить на игру и бояться. Это же приведет к печальным последствиям.
 
- Вы вспыльчивый игрок, а на этой почве конфликты неизбежны.
 
- Это жизнь. Но я предпочитал избегать конфликты. Иногда этого нельзя было избежать. Просто я не люблю, когда за спиной наговаривают на тебя, что можно было встретить в свое время в Динамо. Бывало, приходил новый футболист в команду, и некоторые начинали говорить: "Зачем купили этого игрока?" Я не понимаю, как так можно. Я всегда говорю людям все, что о них думаю.
 
- Как-то в поединке КАН между Марокко и Гвинеей вы сильно повздорили прямо на поле с капитаном гвинейцев Паскалем Фейндуно… Приходилось слышать, что дело продолжилось в подтрибунном помещении?
 
- Неправда. Да, мы сцепились, но только во время игры. Он говорил нехорошие слова в мой адрес.
 
- Кстати, тогда вы играли против своего одноклубника Исмаэля Бангура. Почему он так быстро покинул Киев?
- Ему не нравилась обстановка в коллективе. Где-то он не мог найти общий язык с некоторыми игроками. И я не думаю, что дело упирается в деньги. Он просто захотел вернуться в Францию, где у него все хорошо складывалось.
 
- Интересно, как относятся северные африканцы к южным. Вражда есть?
 
- Только спор, чей футбол сильнее. Никакой войны, никакой зависти. Северная Африка – это Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Ливия. Эти страны ближе по стилю к европейскому футболу. Проповедуют более техничный стиль. Сборные южных стран – это сила, мощь, напор, выносливость. Вы только взгляните на их телосложения. Все до единого гренадеры.
 
- В Динамо вы поработали с разными тренерами. Кто был самый лучший?
 
- Все по-своему. Мне нравился Семин. Он хороший психолог, любил коллектив, любил ребят.
 
- С Газзаевым у вас были нелады, кажется.
 
- У всех свое видение футбола. Газзаев своеобразный человек, жесткий наставник. Но он тоже много сделал для Динамо. При нем в команде заиграли молодые ребята Хачериди, Ярмоленко, Зозуля.
 
- Как бы выглядела символическая сборная Динамо вашего десятилетия?
 
- В воротах Шовковский. Справа в защите у Динамо всегда были проблемы. Был Боднар, но он вскоре уехал. Был Маркович, но он практически не играл. Наверное, Данило Силву поставим. Все-таки он стабильно играет несколько лет. Слева на фланге – Несмачный. Пара центральных – Гавранчич-Юссуф. В центре поля я бы поставил Мигеля Велозо, а первым его сменщиком был бы Хацкевич. Атакующий справа – Ярмоленко, слева – Бангура. Роль плеймейкера в моей команде бы исполнял Белькевич. В нападении гарантированное место имел бы лучший форвард Динамо 2000-х Максим Шацких. И Артем Милевский.
 
Продолжение следует
 
Эльдар Зарипов, Football.ua