Каталонский радетель
Несколько лет назад знаменитый писатель Солженицын предложил программу "Как обустроить Россию", с каковой и вернулся на родину. Ныне другой "писатель", именующий себя Селюком, решил обустроить украинский футбол, но свою "программу" он передает через электронные СМИ, не решаясь приехать из Барселоны в "нашу страну", как он называет Украину.
Лучше всех играет... оркестр
Известно, что донецкий "Металлург" уже несколько лет проводит оригинальный эксперимент, суть которого заключается в управлении клубом на расстоянии. Управляющим в статусе вице-президента ФК был выбран никому доселе неизвестный житель Барселоны, уроженец Советского Союза Дмитрий Селюк, которого ныне называют "серым кардиналом клуба" или "правительством "Металлурга" в изгнании".
Чем так очаровал Селюк серьезных владельцев ФК, крупнейших в Украине бизнесменов, отгадать невозможно, но уж ясно, что не результатами команды в чемпионате. Создав своего рода перевалочный пункт для нуждающихся в заработке футболистов из бедных стран, клуб и близко не дотягивается до результатов, показанных тренерами Альтманом и Севидовым до пришествия Селюка.
Не в силах разобраться в мелькании легионеров -- игроков и тренеров, -- электорат команды, а проще говоря, число болельщиков сократилось на манер шагреневой кожи до кучки оркестрантов, мешающих смотреть так называемый футбол в исполнении "Металлурга" Селюка.
Широкий диапазон интересов барселонского затворника или наличие свободного времени позволяет ему заботиться не только отданным ему на растерзание клубом, но и всем украинским футболом, главным препятствием на пути к процветанию которого Селюк видит лимит не легионеров и ужесточение этого лимита.
Злые или просто знающие люди говорят, что в экспансии иностранцев в первую очередь заинтересованы (естественно, материально) футбольные агенты. Конечно, за свою работу они должны получать вознаграждение. Но когда приглашение легионеров начинает превращаться в поток, впору задуматься и об утечке капиталов из страны.
Кстати, об агентах. В одном из своих словоизвержений Селюк отрицает, что является таковым. Но в случае с Яя Туре он представляет себя именно в этом качестве. А ведь ФИФА не приветствует появления на руководящих должностях клубов профессиональных агентов. Однако это так, к слову...
Сыр-бор из-за заработка агентов?
В безудержном потоке слов, которыми Селюк снабжает сайт своего клуба и жаждущие полемических откровений СМИ, концы не сходятся с концами, одно утверждение противоречит другому. Считая украинских болельщиков людьми непривередливыми, Селюк, видимо, надеется, что они съедят его абракадабру. И потому можно было бы просто не обращать внимания на эту чушь. Мол, мели Емеля -- твоя неделя.
И все же в интересах благоразумия нельзя оставлять украинского болельщика, читателя наедине с барселонскими бреднями. Именно из уважения к нему, болельщику, мы попробуем препарировать некоторые сентенции г-на Селюка.
Главный его посыл -- лимит вызовет кризис футбола в Украине. Почему -- не объясняется, но можно предположить, что упадут результаты клубов в еврокубках. Однако и до введения лимита наши команды не только не блистали в этих самых еврокубках, но и в основном проваливали свое участие. Особенно в сравнении с затратами на покупку легионеров.
Однако дело даже не в этом. Г-н Селюк не задается вопросом, а нужны ли украинскому футболу победы, завоеванные чужими ногами? Будут ли радовать сердце болельщика европейские трофеи, добытые командами, у которых от украинского происхождения остались лишь названия?
Конечно, нельзя изолировать себя от всего мира, но во всем нужна мера. Эту меру и определяет лимит. Он открывает дорогу в большой спорт отечественным дарованиям, оставляет место для обмена опытом с зарубежным футболом, желательно с его лучшими образцами. Негатив здесь только один -- снижение заработков футбольных агентов. Но это уже не наша печаль.
И если согласиться с тем, что в украинском футболе наличествует кризис, то одна из главных его причин -- засилье легионеров, учиться у которых нечему и которые перекрывают кислород отечественным талантам. А если кто-то вздумает сказать, что и талантов у нас нет, то тогда Бог с ним, с этим футболом, покажем себя в другом. Но согласиться с этим мы никогда не сможем.
"Тарута серьезно стоит на ногах"
"Металлург" Селюка (другие руководители клуба себя не позиционируют) поразил тем, что в сложный для него период, когда игра не идет, расстался с самыми перспективными своими воспитанниками -- Полянским и Приемовым.
Относительно перехода Приемова у Селюка три версии. Одна из них: "Так нужно". Это без комментариев. Другая -- Приемову, мол, путь в сборную из "Металлурга" заказан, ибо "Металлург" "поругался с федерацией". Предполагаю, что Григорий Суркис не знает, что ФФУ в ссоре с клубом "Металлург". Третья версия, что "Металлургу" нужно было успеть заработать на этом трансфере деньги, потому что "Металлург" не может тягаться с "Шахтером". Понятно, речь идет о том, что финансовые возможности у владельца "Шахтера" выше, чем у владельцев "Металлурга". Но тут как бы не обиделся уважаемый Сергей Алексеевич Тарута, о котором чуть раньше тот же Селюк сказал: "Тарута достаточно серьезно стоит на ногах".
Вообще осведомленность Селюка относительно финансовых возможностей владельцев клубов поражает. Так, например, он расписывается за Рината Ахметова, что тот может предложить Милевскому 3 миллиона и вообще скупить всех лучших игроков Украины. При этом Селюк оставляет "Динамо" лишь тех, кто руководствуется принципом "хочешь играть в сборной -- иди к нам". Можно себе представить реакцию Олега Блохина на этот безосновательный посыл барселонского радетеля украинского футбола.
Не выдерживает никакой критики и следующий тезис Селюка: лимит приведет к тому, что "победит тот, у кого больше денег". А разве при безлимитном использовании легионеров финансовые возможности не разделяют наш футбол в еще большей степени?
Тут сделаем ремарку: слава Богу, деньги пока еще не забивают голы. Селюк считает, что в Украине нет местных футболистов на третью классную команду. Это мнение человека, отдаленного на тысячи километров. И, будем откровенны, не слишком и заинтересованного, чтобы такие футболисты были. Но даже если у нас найдутся игроки на две классные команды, которым по плечу пронести знамя истинно украинского футбола на полях Европы, мы, на первых порах, будем довольны. И эти две команды станут путеводной звездой для остальных.
Ни к селу ни к городу Селюк вдруг сетует на то, что наши футболисты не играют за рубежом. Так потому и не играют, что наши ведущие клубы (а именно из таких клубов приглашают за границу) засорены легионерами. Двум заслуженным мастерам спорта, Алексею Белику и Андрею Воробью, находящимся в лучшей возрастной поре, нет места в основном составе. Кто же их пригласит? Если уж Селюк так заинтересован в том, чтобы украинские исполнители выступали за рубежом, так подсобил бы. При его-то связях...
В "винегрете" словоблудия Селюка неожиданно всплыло имя Яя Туре, которого он якобы продает из "Монако" в "Реал". Если это так, то жалко и "Реал", и самого Туре, который, судя по его пребыванию в "Металлурге", просто не хочет играть. Да и вряд ли "Монако", которое с Туре откатилось на девятое место, его сильно удерживает. И вообще, при чем здесь Туре? Но Селюку лишь бы говорить.
Говорите, говорите... Вы нам не мешаете
"Ни дня без строчки". Таков девиз оракула из Барселоны. Не успели мы переварить предыдущую абракадабру, как последовал душераздирающий ультиматум в адрес федерации. Это реакция на решения Исполкома ФФУ. Погрозив пальцем федерации, которая должна "отвечать за свои поступки", "нести ответственность", "освобождать свои должности", Селюк обвинил и ПФЛ, которая "не может аргументированно высказаться по этому поводу". Речь опять же о лимите на легионеров. Предрекая снижение рейтинга -- "нашего" рейтинга, -- Селюк по ходу сообщает России, что и ее ждут нелегкие времена.
Возмущает Селюка и запрет обращаться в гражданские суды. Но ему ли, европейцу, не знать, что таковы правила международных футбольных организаций, и выступая в них, Украина обязалась придерживаться этих правил. Настойчивые требования Селюка соблюдать "нашу Конституцию" (очевидно, речь идет не об испанской Конституции, а об украинской) наталкивают на мысль, что Селюку было бы комфортнее в парламенте, а не в футболе. Вообще трудно себе представить любую федерацию, которая бы безропотно выслушивала обвинения в свой адрес в наглости, стремлении получить выгоду от введения лимита, от взносов за легионеров. Официальный представитель клуба прямо заявляет, что клуб не будет выполнять решения федерации...
За параноидальными, на первый взгляд, выбросами словоблудия из Барселоны стоит явная попытка показать, в сколь неприглядном виде находится украинский футбол. Навязывают мысль: а не поручить ли управление всем нашим футболом кому-то за бугром? Вот и кандидатура просматривается. А если серьезно, то возникает правовая коллизия: может ли в чужом монастыре находиться кто-то со своим уставом?
Отбросив намеки и иносказания, скажем прямо: не стыдно ли нам всем, причастным к украинскому футболу, терпеть беспардонные попытки малоприметной личности из дальнего зарубежья поучать нас? Неужто и на это у нашего футбола, чье становление и развитие прошло под знаком таких выдающихся личностей, как Валерий Лобановский, своего ума не хватит?
Некий господин из Барселоны предрекает нам, что ни в какие европейские и мировые чемпионаты мы не попадем, а клубы потеряют свой рейтинг. Словом, беда, граничащая с апокалипсисом. Но его, к счастью, можно избежать. И сам Селюк указывает выход: "Ради развития украинского футбола я готов уйти из него".
Вот и прекрасно, пусть никто ему в этом не препятствует.