Сабо: "Маслов – тренер, который заглянул в будущее"
Он - один из символов киевского «Динамо». Причем не только команды образца 1960-х годов, в составе которой блистал в центре полузащиты, но и «Динамо» нынешнего. Сейчас Йожеф Йожефович - вице-президент самого титулованного клуба Украины. Ну а начиналось все в далеком 1959-м...
Разнарядка из столицы
- Йожеф Йожефович, наверняка вы отлично помните те времена, когда 18-летним юношей прибыли в столицу, в само киевское «Динамо»! Масса впечатлений, эмоций - это понятно. Как вы восприняли переход в лучшую украинскую команду? Какой ее тогда увидели?
- Я играл за ужгородский «Спартак» вместе с Турянчиком и Гаваши. Наша команда была одной из ведущих в классе «Б», а вскоре из «Спартака» нас пригласили в «Динамо». Хотя слово «пригласили», пожалуй, не совсем подходит. Просто в один прекрасный день прибыли посланцы из Киева и посадили нас в самолет. Тогда ведь обкомы все решали, а у «Динамо» еще и министр МВД. Нужен был футболист, его и забирали в Киев, не спрашивая согласия.
Правда, следует сказать, что до этого динамовцы проверили нас в игре против английского «Тоттенхэма» в Киеве, потом еще раз - в матче со сборной Албании. А когда убедились в том, что мы команде подходим, тогда и пришла разнарядка.
Я прекрасно помню свои первые шаги в «Динамо». Застал еще представителей славной плеяды 1950-х - Комана, Фомина, Голубева, Каневского. С последним мы еще немало поиграли вместе.
Но многие ведущие футболисты уже, как говорится, сходили с дистанции. Значительно обновлялся состав команды, в том числе и тренерский. И вот когда ветераны ушли, на тренерский мостик взошел Вячеслав Дмитриевич Соловьев.
- Каким он остался в вашей памяти?
- Он был прекрасным педагогом и высококлассным специалистом. И на футбольном поле, и в быту прививал нам дисциплину. Я рад, что когда-то попал в руки этого наставника, его уроки запомнил на всю жизнь.
Именно при Соловьеве была создана команда, которая сперва выиграла серебряные медали чемпионата, а потом, в 1961 году, стала чемпионом СССР. Какой грандиозный это был праздник, рассказать невозможно! Это, как говорят, надо было видеть. Ведь в те времена основная борьба за «золото» в союзном первенстве велась только между московскими клубами - «Динамо», «Спартаком», ЦСКА, «Локомотивом» и «Торпедо». И вот эту гегемонию мы нарушили.
- Произошло это не случайно. Так ведь?
- У нас тогда был великолепный коллектив! А когда вместо Соловьева тренером стал Виктор Маслов, «Динамо» и вовсе стало командой экстра-класса. В СССР мы были выше любого соперника на голову. Помню, как перед матчами в Баку или Ереване Дед (так мы называли Виктора Александровича, хотя он не очень старый был, а по сравнению со мной нынешним так вообще молодой) нам говорил: «Ребята, мы уже проигрываем 0:1 или даже 0:2, что б вы знали!!!». Потому что судейство в тех городах было такое!..
Но мы выходили и побеждали, даже несмотря на все симпатии арбитров к хозяевам.
Дед, смотревший в будущее
- О Маслове много рассказано и написано. Тем не менее каждый раз интересно что-то услышать об этом удивительном человеке из уст тех, кто имел счастье с ним работать.
- Великолепный тренер, сильнейший психолог. Между прочим, Валерий Лобановский очень многое взял у Маслова, очень многое. Даже несмотря на то, что именно при Викторе Александровиче на пару с Базилевичем ушел из команды. А произошло так потому, что у наставника совсем другое видение футбола было, нежели у этих классных игроков.
Так вот, Маслов - это тренер, который заглянул в будущее. Он действительно опередил время, опередил развитие футбола! При нем мы совершенно по-другому стали играть. Дед ввел систему 4 - 4 - 2. Но это только расстановка футболистов на поле, а в игре шла полная взаимозаменяемость.
Скажем, защитник безбоязненно бежал вперед, зная, что, если он не сможет вовремя вернуться, его подстрахуют партнеры. Полузащитники, нападающие стали более разнообразно действовать. То есть это была команда, которая уже тогда играла в тотальный футбол. Хотя и считается, что его родоначальниками стали голландцы. Просто игру киевского «Динамо» времен Виктора Маслова в Европе тогда практически не видели.
- Маслов как-то неожиданно сменил Соловьева на посту главного тренера киевского «Динамо», а спустя время также внезапно и покинул команду...
- По каким причинам это произошло, я не знаю. Мы трижды подряд стали чемпионами. Должны были взять «золото» и в четвертый раз, но дома потерпели нелепое поражение от московского «Спартака»: практически весь матч «просидели» в штрафной соперника, а в концовке прозевали контратаку и пропустили гол. В итоге проиграли чемпионат, и, видимо, это как-то повлияло на позиции Маслова. Он ушел, а после этого команда, по сути, распалась.
- Любопытно, как уживались динамовские «звезды» тех времен. Ведь что не игрок был, то - лидер. Причем со своими амбициями и характером. Как вам удавалось ладить между собой?
- Да удавалось-то далеко не всегда! Конфликтов возникало довольно много. Но какого рода? Вот, допустим, сегодня на тренировке кто-то кого-то в борьбе за мяч ударил - игроки, как петухи, сошлись, потолкались, и это уже чуть ли не как трагедия воспринимается. А у нас практически на каждом занятии подобное происходило. Просто никто никому не хотел уступать.
Что интересно: при Маслове двухсторонку на укороченном поле мы почти никогда не доигрывали до конца. Часто бывало так, что игроки только сцепились, как раздается команда тренера: «Стоп! Закончили играть, побежали вокруг поля без мяча!» На этом все и заканчивалось. Но ни у кого за душой, я говорю вам это честно, не оставалось обиды, никто не затаивал злобу - мол, я тебе отомщу. А когда выходили на игру, так друг за друга горой стояли! Стоит сопернику кого-то из наших только тронуть, так за него товарищи будут мстить по всему полю! То есть это была Команда!
Помню, мы играли в Москве со «Спартаком». Проигрываем первый тайм - 0:2. Заходим в раздевалку, и я Маслову говорю: «Подождите одну секундочку!» И ребятам «пихаю»: «Да как не стыдно! Проигрываем с таким позором! Давайте выйдем на второй тайм и сыграем так, как умеем!». И что бы вы думали? Мы такое на поле закрутили, что не только сравняли счет, но и вперед вышли. Правда, закончили все же вничью - 3:3. Это я к тому, что тогда любой из игроков мог, так сказать, завести партнеров.
Памятка от кайзера Франца
- Особым годом в истории «Динамо» стал 1966-й. Большая группа киевлян попала в сборную СССР и отправилась на чемпионат мира в Англию...
- Вообще-то еще четырьмя годами раньше киевские динамовцы побывали на чемпионате мира в Чили - Каневский, Серебряников и я. Но стабильно на поле выходил только Каневский, причем играл он просто здорово. Нам же с Серебряниковым весь турнир довелось просидеть в запасе. Потому что тогда в сборной всем заправляли футболисты московских клубов - Нетто, Яшин и другие.
Они даже состав на игру определяли. А в 1966 году уже мы были старожилами сборной, ее основными игроками. У нас была очень хорошая команда - без суперзвезд, но зато играющая в современный футбол. Но что хочу сказать обязательно, особенно - для молодежи. Невзирая на то что мы завоевали бронзовые медали, по возвращении домой нас никто даже не встретил. Ни одна душа! Никто не сказал «спасибо». Хотя медали на мировом первенстве были завоеваны впервые в истории советского футбола.
- Помнится, у вас лично на ЧМ-1966, можно сказать, трагический случай произошел, сделавший вас героем. Вспомните, как было дело.
- В полуфинальном матче с немцами я пошел в середине поля в подкат, а Беккенбауэр наступил мне на ногу. Не специально, просто так получилось. В результате я заработал перелом, хотя и без смещения. А тут, как назло, арбитр удалил Численко. Вот и, представьте себе, в каком положении оказалась команда!.. Ведь замены тогда не производились вообще.
В общем, пришлось мне остаться на поле. Доктор обколол ногу новокаином, перевязал мокрым бинтом, и вперед! Как-то «шкандыбая», занял место на левом фланге, но, конечно, толку от меня было немного. Играть-то, по большому счету, я был не в состоянии. Но, как мог, старался мешать соперникам. Кстати, несмотря на то что наша команда доигрывала встречу, по сути, вдевятером, мы вполне могли на последних минутах сравнять счет. Жаль, не получилось. Уступили - 1:2. А ведь финал был так близок.
Герои смутного времени
- Большая часть вашей жизни связана с киевским «Динамо». Давайте вспомним 1993 год - один из самых сложных в истории команды. Ведь она попросту могла прекратить свое существование или же упасть на такое дно, с которого вряд ли смогла бы подняться в ближайшие десятилетия...
- Да уж, времена были очень тяжелые. Шло к тому, что команду купит Дмитрий Злобенко, тогдашний президент «Борисфена». И сложно представить, чем все закончилось бы, если бы в «Динамо» не пришли Григорий Суркис и Виктор Медведчук. Я в ту пору занимал должность начальника команды, а главным тренером был Михаил Фоменко.
Футболисты несколько месяцев не получали зарплату, в коллективе уже, естественно, намечался бунт. Помню, чтобы как-то подправить финансовую ситуацию, тогдашний президент клуба Безверхий отправил нас в Мюнхен сыграть матч с третьесортной командой. Мы заработали там какие-то деньги, но стыдно было - не передать. Ведь играли-то на стадиончике без трибун, а тут еще на матч прибыли руководители знаменитой «Баварии», которые долго не могли поверить в происходящее: «Как, это то самое «Динамо»? Не может быть!»
Я рад, что оказался причастным к тому моменту, когда команда перешла от Безверхого к Суркису и Медведчуку. На старой базе в Конче-Заспе состоялось собрание коллектива. Приехали все действующие еще в тот момент руководители клуба, говорили о том, чтобы мы не беспокоились - дескать, все будет нормально, долги погасят.
Но Фоменко, член Совета клуба Юрий Дьяченко и я при поддержке футболистов настояли на том, чтобы выступила и другая сторона. Однако оказалось, что специальная охрана не пустила Суркиса и Медведчука на территорию базы. Тогда мы вышли и отодвинули охрану. Суркис и Медведчук объяснили, для чего они хотят взять «Динамо». Сообщили, что берут на себя погашение клубных долгов в два миллиона долларов и выплату зарплаты, которую задолжали за несколько месяцев. Естественно, пообещав при этом, что впредь никаких задержек не будет.
Я, кстати, знал Григория Михайловича еще раньше - с тех пор, как он работал в Киевском горсовете. Знал как фаната футбола, как великолепного человека, как бизнесмена. Поэтому не сомневался: если он что-то сказал, значит, так и будет, свое слово он сдержит. И это большое счастье, что в итоге команда перешла в руки этих людей. Потому что, если бы «Динамо» попало к другим, возможно, сегодня мы с вами не говорили бы, например, о празднике 80-летия команды - она могла просто прекратить существование, как это случилось с тем же «Борисфеном».
Да, у меня «динамовское» сердце, тут уже никуда не денешься. Но я не один такой, есть немало ветеранов, которые работают в «Динамо» и преданы ему, которые переживают за результат. А клуб, как видите, вырос благодаря опять-таки его руководству. Столько построить, сколько построили они! А как поднимается детский футбол! Да разве мы мечтали, что когда-то в «Динамо» будут такие поля, базы такие не только для взрослой команды, но и для мальчишек. И еще кто-то выступает с критикой... Впрочем, это уже отдельная тема. Не юбилейная.
Алексей Ленский, газета «Киевские Ведомости»