Football.ua

Зенев: "Первая восьмерка Чемпионшипа боролась бы за чемпионство в Украине"

Футболист Блэкпула и сборной Эстонии Сергей Зенев, отдавший Украине и Карпатам пять с половиной лет, подытожил украинский период своей карьеры в эксклюзивном интервью Football.ua.
7 September 2014, 07:59
Україна
"Я, НАВЕРНОЕ, ПЕРВЫЙ ФУТБОЛИСТ КАРПАТ, КОТОРОМУ ДАЛИ ДОИГРАТЬ ДО КОНЦА КОНТРАКТА"

- Ваш роман с Карпатами закончился как-то тихо – не нашел ни одного интервью, в котором бы вы рассказали в том числе о причинах своего ухода. Есть только версия генерального директора Карпат, по словам которого, у вас закончился контракт, и вы захотели сменить обстановку.

- Да, изначально все так и было. Все-таки прошло почти шесть лет с момента, как я, в восемнадцатилетнем возрасте, переехал во Львов. Сейчас мне 25, и большую часть своей футбольной жизни я провел в Карпатах. Хотелось что-то изменить, попробовать себя в другом чемпионате, проверить силы на футбольных полях Европы, скажем так.

- Карпаты предлагали вам новый контракт?

- Такой разговор был, но я сразу же отмел предложение, сказав, что хочу уйти и что не буду даже рассматривать условия предложенного контракта.

- Карпаты пытались вступить в переговоры задолго до окончания вашего контракта?

- Первый раз такой разговор был еще где-то за два года до истечения срока действия контракта, потом они периодически повторялись. Можно сказать, что продолжались они до последних дней моего пребывания в клубе.

- Обычно в Карпатах игроки, которые не хотят подписывать новые контракты, скажем так, в лучшем случае резко отправляются помогать дублерам…

- Ну, как вы помните, была и такая история, что я был в числе тех игроков, которые летом 2013-го тренировались отдельно. Правда, потом мы смогли договориться и я вернулся. Но, в принципе, я, наверное, первый такой футболист Карпат, которому дали доиграть до конца контракта, хотя я задолго до этого заявил, что не буду его продлевать.

- Какое ни какое, а достижение!

- Да, достижение (смеется).

- А когда вы решили окончательно, что покинете Львов в любом случае?

- Наверное, правильно будет сказать, что на протяжении последних двух лет я реально обдумывал все это, и в какой-то момент пришел к окончательному выводу, что нужно уходить.

- Сугубо из-за желания сменить обстановку или в свете понижения зарплаты летом 2013-ого, скандальности клуба, его особых отношений с игроками и специфической оплаты труда?

- Я не хотел бы говорить обо всем этом после ухода. Слава Богу, мне дали спокойно доиграть до конца контракта, и я должен быть благодарным клубу за это. В Карпатах у меня было много хорошего и… всякого, но главное, что мне дали доиграть. Тем более, что последний сезон был для меня очень удачным в личном плане (в активе Сергея 9 голов (второй показатель в Карпатах за сезон в УПЛ) в 28-ми встречах – прим. Ан.В.).

- С какими чувствами покидали клуб? Вздохнули с облегчением?

- Ну, такого точно не было. Ничего настолько плохого клуб мне не сделал однозначно. Тем более, за столько лет я очень привык к жизни во Львове, к Карпатам, людям.

- Когда вы покидали Карпаты, Игорь Дедышин говорил, что вы практически одной ногой в немецкой Бундеслиге. Была какая-то договоренность из клубов?

- Конкретной договоренности не было. Варианты были только на уровне разговоров.

- Покидая Карпаты, у вас были конкретные предложения от других клубов, вы были уверены, что проблем с поиском работы не будет, или более важным и принципиальным был именно уход из Карпат, а там – будь как будет?

- Конечно, были кое-какие предложения, но я их не рассматривал, как основные. То есть, если бы не получилось ничего лучшего с работой, то вернулся бы к рассмотрению этих вариантов. Но и не было такого, чтобы я уходил просто в никуда.

"НА МОМЕНТ ПЕРВОГО МАТЧА В СЕЗОНЕ У НАС В КОМАНДЕ БЫЛО ОДИННАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК"


- Блэкпул изначально был основным или запасным вариантом?

- Изначально его вообще не было, скажем так.

- Просто не оказалось ничего более стоящего?

- Почему не получилось перейти в другой клуб? Были разные нюансы, как вот, например, предложенные не те условия контракта, которые были обещаны ранее. Уходя из Карпат, я не имел какого-то одного стопроцентного варианта с готовым контрактом. В любом случае, все европейские клубы были в отпусках, и надо было ждать месяц до окончания чемпионата мира, чтобы потом плотно заниматься поиском. Но Англию назвать таким себе вариантом на крайний случай у меня язык не поворачивается. Вы когда-нибудь видели, как играют в Чемпионшипе?

- Видел, а что?

- Вот и я раньше видел со стороны, думал "а, ничего особенного". А когда прочувствовал на себе, могу сказать с уверенностью, что это очень сильный чемпионат. Думаю, любая команда Чемпионшипа боролась бы за чемпионство в Украине.

- Да ладно… Любая? За чемпионство?

- Я не хочу ничего преувеличивать. Я говорю только о том, что с теми командами, с которыми мы уже играли, например, Ноттингем Форрест, это было нечто. Очень сложно играть, парни невероятно сильны физически. Командная игра здесь у всех поставлена очень хорошо. Вот, я говорю о таких нюансах, конечно же, не имея в виду, что завтра середняк Чемпионшипа может спокойно обыграть Шахтер, а футболисты индивидуально буду выглядеть сильнее бразильцев донецкой команды. Я говорю именно о коллективной игре.

- Принято считать, что в низших английских лигах футбол достаточно простой и прямолинейный. По первым матчам – борьбы больше, чем в Украине?

- Нет, вы определенно не смотрите Чемпионшип, и не можете об этом всем судить.

- Ну, поэтому я и не сужу, а только спрашиваю у вас, говоря о такой репутации низших английских лиг.

- Это неправда. Футбол здесь далеко не "бей-беги", на что вы намекаете.

- В какой футбол играет ваша команда?

- У нас тренер – бельгиец. Скажу так: я на сборах еще никогда так мало не бегал.

- Это хорошо или плохо?

- Не знаю. Сейчас, пожалуй, не очень хорошо, судя по результатам команды. Но я вел к тому, что он исповедует исключительно игру в пас.

- На какой позиции вы играете?


- Я играл и справа в нападении, и слева, и в центре. Часто меняю позицию по ходу матча.

- И где вам удобней?

- Ну, все-таки центр атаки – это более силовая позиция, на которой нападающий должен больше бороться вверху. Мне больше подходит фланг атаки.

- Старт Блэкпула – пять поражений подряд в чемпионате, да еще и вылет из Кубка Лиги. Как так?

- А вы вникали, скажем так, во все тонкости футбольного клуба Блэкпул?

- Знаю только, что летом команда изменилась процентов на 90, пришло около 20 новых игроков.

- Вся суть в том, что у нас такой президент клуба: он на год собирает команду, потом ее, грубо говоря, продает, и набирает на место ушедших игроков новых. Вот такая клубная политика.

- То есть летом случилась кадровая революция, которая помешала удачно стартовать?

- Грубо говоря, да. Президент строит команду на год, максимум – на два-три. Если что-то не получается – меняет все полностью уже через год. Так вот, на момент первого матча в сезоне у нас в команде было одиннадцать человек.

- И как вышли из ситуации?

- Ну, вот одиннадцать человек и играло, а еще трое молодых было на замене. Дубля здесь, как такового, нет, так что взяли ребят из детской команды.

- Ну, вот: вы говорите о силе чемпионата, а как же организация? Команда не готова собрать даже состав на игру.

- Да, про клуб я не могу ничего сказать, мол, здесь какая-то сумасшедшая организация и порядок во всем. Да и не могу сказать, что Блэкпул поборолся бы за чемпионство в Украине… Пожалуй, надо исправиться, я действительно преувеличил, говоря о "каждой" команде. Но первая восьмерка Чемпионшипа боролась бы в Украине за чемпионство – это абсолютно точно. Посмотрите: Фулхэм только-только вылетел из Премьер-лиги. Теперь он в самом низу Чемпионшипа, хотя все ждали обратных результатов. Наверное, это говорит о многом.

- Получается, у вас не самые сладкие перспективы в Блэкпуле. Через год вас либо продадут, если все будет складываться успешно, или, грубо говоря, попрут, если все будет плохо.

- Ну, не выгонят, потому что у меня всего на год подписан контракт, хоть и с возможной пролонгацией еще на сезон…

- Какие вы сейчас ставите задачи лично перед собой? Хотите побыстрее уйти на повышение из Блэкпула?

- Пока рано об этом говорить. Прошло всего несколько матчей. Надо подождать немного, а дальше будем смотреть.

- Уходя из Карпат для вас было принципиально важным найти клуб с более выгодными для вас финансовыми условиями контракта?

- Это не было принципиально аж настолько. Я ставил для себя другие задачи – чтобы был чемпионат хорошего уровня, прежде всего. Хотелось проверить свои силы, смогу ли играть на таком уровне.

- Если вы летом знали, что из Карпат перейдете именно в клуб из Чемпионшипа, вы поступили бы так же – ушли бы ради Блэкпула?

- Да.

"ПО СРАВНЕНИЮ С ЭСТОНИЕЙ, ЗАРПЛАТА В КАРПАТАХ ПОНАЧАЛУ УВЕЛИЧИЛАСЬ ВСЕГО В ДВА РАЗА"

- Самое хорошее и запоминающееся, что случилось с вами в Карпатах за пять с половиной лет?

- Конечно же, это Лига Европы, в которой мы играли с командой Олега Кононова. С точки зрения командной игры и достижений клуба, это было самое успешное время.

- Вы никогда не жалели, что еще в юности покинули дом ради малоизвестного в Европе украинского клуба? Никогда не было мыслей, что тогда, в 2008-ом нужно было поступить иначе?

- Нет. Я никогда об этом даже не мог думать, потому что вы должны понимать – из Эстонии попасть в сильный европейский чемпионат невероятно сложно. Даже сейчас мне хватит пальцев на руках, чтобы сосчитать всех эстонцев, которые играют заграницей. Украинский же чемпионат является очень хорошим европейским первенством, так что чего жалеть?

- Подписав контракт с Карпатами в 18-летнем возрасте, было ощущение, что сорвали куш? Все-таки зарплаты в эстонском чемпионате и украинском на то время, наверное, сильно отличались, не так ли?

- Нет, потому что не сказал бы, что у меня сразу же была какая-то сумасшедшая зарплата в Карпатах. По сравнению с Эстонией, зарплата увеличилась всего в два раза.

- Но уже через год клуб переподписал с вами контракт? Заслужили более выгодные условия?

- Ну, да. Примерно так и было. Пару раз со мной переподписывали контракт.

- В начале пребывания во Львове вы сразу же почувствовали себя, как дома, или были определенные трудности с адаптацией?

- Конечно, было тяжело в первую очередь из-за собственного возраста. Когда в Эстонии переходил из Вапруса в ТФМК, переехав из города Пярну в Таллинн, мне и тогда было очень тяжело. Что уж говорить о переезде в другую страну в 18 лет. Привыкнуть, прижиться было сложно.

- Принято считать, что под руководством Кононова Карпаты провели самый успешный период в своей современной истории. Лично для вас он тоже был таковым?

- В принципе, да. Команда дважды занимала пятое место в чемпионате и играла в Лиге Европы. Играл регулярно и я, так что наверняка – это время было весьма удачным.

- Играя в Лиге Европы, чувствовали себя как-то иначе с профессиональной точки зрения? Это было круто и незабываемо или обыденно в вашем восприятии?


- Абсолютно точно – это было нечто особенное. Я считал это достижением.

- Правда, что благодаря различным бонусам и прибавкам к зарплате футболисты по окончании того сезона заработали столько, что почти все купили новые машины, по несколько квартир?

- Ну, на счет нескольких квартир, это, конечно, преувеличение. А вот машины действительно многие купили, в том числе, и я. Но ничего особенного в этом нет – мы регулярно выигрывали в чемпионате, прошли в групповой раунд еврокубка. А к победам всегда добавляются какие-то финансовые поощрения. Пожалуй, и в денежном плане, тот период тоже был самым удачным для футболистов.
 

"ПОЖАЛУЙ, ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МОЖНО БЫЛО ТОГДА В КАРПАТАХ ПОМЕНЯТЬ – ЭТО ВСЕ И ВСЕХ НАС: ИГРОКОВ, ТРЕНЕРОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ"


- По хронологии, первое из рубрики "плохое" случилось с вами в апреле 2008-го, правда, о договорном матче стало известно гораздо позже. Так как поединок Металлист — Карпаты уже признан договорным официально, можете высказать свое мнение о событиях на поле, судебном процессе, его окончательном решении?

- Ой, я эту тему как-то вообще не хочу обсуждать. Для меня эта тема закрыта. Я ни в каких договорных матчах не участвовал, ничего об этом не знаю и до сих пор удивляюсь, как это все вылилось в именно такое решение.

- Но штраф пришлось платить и вам…

- А штраф платить пришлось, да! Это самое обидное в этой ситуации для меня (Голодюк, Женюх, Годвин, Зенев, Кополовец, Налепа, Петривский и Ткачук заплатили тогда по 5 тысяч условных единиц, остальные игроки Карпат – в два раза больше – прим. Ан.В.).

- Может, конечно, я чего-то не знаю, но со стороны, второе, что могло вывести из себя, случилось летом 2013-ого, когда почти весь состав выставили на трансфер. Вы тогда ждали, что после провального сезона может случиться что-то подобное, или это был шок?

- Это читалось. Зная Петра Дыминского, ожидал подобной реакции, тем более, это был второй кряду сезон, который мы провалили. Какие-то резкие решения, серьезные перестановки – это было ожидаемо, на мой взгляд.

- Запаниковали?

- А чего паниковать? У нас были действующие контракты, а выставить на трансфер клуб может любого игрока в любое время. По сути, ничего страшного не случилось, и Карпаты просто дали футболисту больше возможностей сменить клуб.

- Поначалу вы не соглашались на понижение зарплаты. Как протекал процесс переговоров и почему в итоге вы все же согласились, ведь был и другой путь, который избрали некоторые футболисты, которые судятся по сей день с клубом или ждут выплат?

- Изначально предложение Карпат было таковым, что моя зарплата понижается, а срок контракта – наоборот, увеличивается. А в итоге мы все же договорились, что зарплата уменьшается, но срок действия контракта остается прежним.

- То есть, для вас именно момент с продолжительностью контракта был принципиальным?

- Да. Я не хотел его продлевать, а Карпаты хотели. На три года.

- Для вас эти события стали переломными по отношению к клубу?

- Нет. Не скажу, что это было что-то сверхновое для Карпат и неожиданное. Все-таки и раньше были случаи, когда игрокам не разрешали тренироваться по таким же причинам и многое другое, о чем все и так знают.

- Что касается результатов команды, здесь было два подряд провальных сезона с борьбой за выживание. Кто был виноват и что с этим надо было делать?

- Кто виноват… Ну, если мы всей командой вместе с тренерами не могли ничего изменить, значит, не знали, кто виноват. Пожалуй, единственное, что можно было тогда поменять – это все и всех нас: игроков, тренеров, руководителей. Потому что провалились все, и это не было какой-то случайностью – это был закономерный, судя по результатам, процесс погружения на дно, который длился два года.  

- Андрей Ткачук в интервью рассказывал, что микроклимат в коллективе тогда был не самым лучшим, и что при Севидове он улучшился.

- Возможно. Потому что когда регулярно проигрывает команда, люди склонны искать причины не в себе, а в ком-то.

- В то же время состав Карпат в эти два сезона специалисты называют более сильным, чем в сезоне, когда Кононов вывел команду в группу Лиги Европы. Согласны?

- Но, если не было результатов, о чем тогда говорить? У нас не было команды, а она была при Кононове. Если же говорить об игроках индивидуально, то соглашусь, что потенциал футболистов, которые собрались в Карпатах во времена двух провальных сезонов, действительно был огромным.

- Еще один важный момент: во Львове у вас была репутация игрока, склонного к частым травмам.

- Наверное, всего было понемножку: и случайные неудачи, и слабости организма, и недоработки тренеров.

- И последнее из плохого: по словам Игоря Ощипко, Карпаты должны вам деньги после вашего ухода из клуба.

- Давайте пока не будем об этом.
 

"ИГРОКИ ПРОСИЛИ У КОНОНОВА, ЧТОБЫ ОН ОСТАЛСЯ. ОН СКАЗАЛ "ПОЙМИТЕ МЕНЯ, Я БОЛЬШЕ ПРОСТО НЕ МОГУ"


- За пять с половиной лет в Карпатах вы работали с семью тренерами. Первый из них – Валерий Яремченко. Обычно говорят, что первый тренер в таких случаях – едва ли не футбольный отец.

- Помню, я приехал в расположение Карпат в последние дни сборов перед возобновлением чемпионата, и в итоге проработал под руководством Яремченко всего несколько месяцев. Это слишком короткий промежуток времени, чтобы говорить об этом тренере в таком контексте. Другое дело Кононов – пожалуй, именно он стал для меня таким себе первым и самым важным тренером во Львове.

- Благодаря чему Кононов стал особенным для Львова, клуба, многих игроков на долги годы вперед?

- Благодаря своему отношению к делу. Он вкладывал в футбол в целом, как и в Карпаты, душу. Уверен, ни один игрок Карпат того времени не сможет сказать о Кононове что-то плохое.

- Тем не менее ему пришлось уйти.

- Конечно, было очень обидно терять такого тренера и человека. Но, глядя тогда на него, было абсолютно четко понятно, что он устал. Устал от отношений между ним и руководством. Ему необходимо было уйти и что-то поменять.

- И никакого другого выхода не существовало?

- Ну, мы, игроки, просили у него, чтобы он остался. Он сказал "Поймите меня, я больше просто не могу".

- И все поняли?

- Да.

- Кучеров не сумел задержаться надолго, потому что в клубе все валилось, и тогда на его месте никто ничего бы не сделал, или были другие причины?

- Тогда было такое время, когда у Карпат все пошло далеко не так, как планировалось. Но я не готов сказать, мог ли он что-то изменить, и делал ли он все правильно, либо же в чем-то серьезно ошибался.

- Собственно говоря, эти же вопросы можно задать о Шаране и Костове. Оба – поклонники атакующего комбинационного футбола, который нравится людям, но в итоге более успешным стал прагматичный Севидов, который сделал ставку на сплоченность коллектива, а не на искрометный футбол. Получается, все-таки были проблемы в раздевалке?

- А в чем связь неискрометного футбола и проблем в коллективе?

- Это вытекает из интервью Игоря Дедышина, который сказал прямо, что при Костове легионеры типа Лукаса позволяли себе слишком многое, например, во время тренировок, и что порядка не было. В то же время вы вряд ли поспорите, что при Севидове такой порядок был?

- Да, но и футболистов много тогда поменялось. Севидов и Костов работали с разными составами.

- Хорошо. Тогда почему ничего не получилось ни у Шарана, ни у болгарского специалиста, на ваш взгляд?

- Ну, если они не могли разобраться, я и подавно не смогу этого сделать и ответить на ваш вопрос. Что касается порядка при Костове, Лукасе… Хм, ну, Лукас, допустим, вообще специфическим человеком был, и, наверное, есть таким до сих пор. Думаю, неправильно будет говорить, что с ним не смог справиться лично Костов, потому что с ним вообще никто не мог справиться…

- Последним вашим тренером в Карпатах стал Севидов. Скажете несколько слов вдогонку?

- Мне вполне комфортно с ним работалось. Я Севидову очень благодарен за знания, полученные от него за год совместной работы.

Беседовал Анатолий Волков, Football.ua