Football.ua

Лозинский: "Приложу максимум усилий, чтобы стать игроком сборной"

Он один из самых талантливых воспитанников "Динамо" начала этого века и один из многих молодых талантов, не востребованных воспитавшим их клубом.
21 November 2007, 07:39
Україна
Его высоко ценил Валерий Васильевич Лобановский. Отдав молодого футболиста на полгода в «Закарпатье», мэтр очень рассчитывал на него в новом сезоне 2002/03. Но великий тренер скоропостижно ушел из жизни, а герой нашего интервью получил тяжелейшую травму, сражаясь за чемпионство для «Динамо». Именно о нем Вячеслав Грозный сказал: «Запомните это имя. Без сомнения, он будет играть в сборной Украины». В своем роде это уникальный футболист, ведь он сделал, казалось бы, невозможное – вернулся в большой футбол после трех операций и двух с половиной лет лечения и полной неопределенности. Он – редкое сочетание физической мощи, элегантной работы с мячом и недюжинного игрового интеллекта. Знакомьтесь! Центральный защитник киевской «Оболони» Евгений Лозинский.

- Женя, так получилось, что ты более двух лет был вне футбола. Свою травму ты получил в 2002 году, пытаясь помочь «Динамо» стать чемпионом. Тогда ты был игроком «Закарпатья», и сыграй твоя команда вничью с «Шахтером», киевляне получили бы золотые медали…

- Мы тогда могли и себе помочь. Если бы выиграли, то остались бы в высшей лиге. Если бы сыграли вничью – вылетели бы, но помогли бы «Динамо». Но так получилось – мы уступили 0:1, а я получил травму – разрыв крестообразных связок.

- А ты сейчас не жалеешь, что тогда не вышел на поле? Если б не эта травма, глядишь, и карьера бы складывалась по-другому.


- Дело в том, что еще за четыре дня до игры, я получил болезненный удар по колену. Несмотря на боль, на уколах вышел на игру. Тогда еще врачи не знали, что у меня проблема с «крестами». Сейчас я понимаю, что у меня тогда уже был надрыв, а в той игре я его усугубил. Но я сам настоял тогда на своем участии в матче. Очень уж игра была важная.

Перед этой игрой у меня был разговор с президентом «Динамо», который сказал, что я себя неплохо проявил, и независимо от результата игры «Закарпатье» - «Шахтер», он заберет меня на сборы в Ялту, и Михайличенко уже в курсе. Однако сложилось все так, что в «Динамо» я в том году не вернулся…

- Как складывались события после получения этой травмы?


- 11 июня я получил травму, 13-го меня прооперировали. Врачи сказали, что через 6-8 месяцев я вернусь в строй. Тогда мне казалось, что 6-8 месяцев это очень долго, однако прошло 3-4 месяца, а я еще ходил на костылях. Только после восьми месяцев восстановления начал бегать по кругу. Нельзя сказать, что меня плохо лечили – врачи относились великолепно, президент «Динамо» Игорь Михайлович Суркис постоянно интересовался состоянием моего здоровья. Если бы не доктор Малюта, сомневаюсь, что я вернулся бы в футбол. Кстати, президент тогда выделил мне квартиру.

Так вот, через восемь месяцев я начал бегать по кругу. Боли оставались, но врачи говорили, чтобы я через работу преодолевал последствия травмы. 11 июня 2003 года, почти ровно через год после первой, мне делают вторую операцию. Опять год восстанавливался. Снова на поле вышел только весной 2004 года. Восстанавливался я в третьей динамовской команде, но потом мне сказали искать себе команду, потому что за вторую меня заявлять не будут – на подходе молодые ребята. Летом 2004 года мне позвонил главный тренер «Закарпатья» Виктор Ряшко и позвал меня в Ужгород. Я приехал и подписал на год контракт: киевляне сдали меня в аренду. Полгода провел в дубле, но зимой через сборы набрал неплохую форму и пробился в основной состав.

Я провел в Ужгороде весь 2005 год, но потом мой контракт с «Динамо» истек, и агент мне нашел вариант в Запорожье. Поговорил с Вячеславом Викторовичем Грозным, который тогда только возглавил «Металлург» – он был заинтересован в моих услугах, и я без всяких просмотров подписал двухлетний контракт. Видимо, он заметил меня еще когда «Закарпатье» встречалось с «Металлургом».

- Давай все-таки вернемся к ужгородскому этапу твоей карьеры. В сезоне 2004/05 «Закарпатье» болталось внизу таблицы, но очень мало пропускало: 30 пропущенных мячей в 30 матчах - отличный показатель для аутсайдера. Специалисты видели в этом заслугу вратаря Тараса Луценко, который сейчас выступает в «Динамо», и пары центрбеков – тебя и Савинова…

- Да, справа действовал Тарас Ильницкий, тоже динамовский воспитанник, в центре мы с Савиновым, слева – Гурка. Вот такая была тогда в "Закарпатье" линия обороны. После первого круга у нас было всего 11 очков, но во втором круге команда выдала впечатляющий рывок и заняла итоговое 12-е место. У нас подобрался хороший, дружный коллектив, и был тренер, который сумел сплотить ребят. За Ряшко мы все были горой. Неслучайно, когда он ушел, незаслуженно, команда начала рассыпаться. Ушли Луценко, Ярош, Слюсар, Нодь, Чеберячко, Шевцов. Команда развалилась.

- Луценко вернулся в «Динамо», а тебя обратно не позвали…

- Когда заканчивался мой контракт, ко мне подошел Буряк и сказал такие слова: «Давай подписывай контракт еще на год и поедешь дальше в аренду». Я решил, что если мне напрямую говорят, что я команде не нужен, то подписывать контракт с «Динамо» нет смысла.

- Зимнее межсезонье 2006 года получилось для тебя очень бурным…

- Я тогда поехал на кипрский сбор с донецким «Металлургом», все прошло нормально, но мы с клубом не смогли прийти к общему знаменателю. Мне предложили чисто символические деньги, которые предлагают разве что 17-18-летним футболистам. Обещали, что все будет, если я проявлю себя, но тут позвонил Грозный, сделал мне очень дельное предложение. Я был наслышан об этом специалисте и решил принять его предложение. А до «Металлурга» я побывал на Дальнем Востоке – во владивостокской «Луч-Энергии». Удачно прошел сборы, меня оставляли в команде, но испугался расстояний и ответил отказом. Вначале разговор был, что команда будет постоянно базироваться в Москве, но это оказалось не так, а жизнь в самолетах меня не прельщала. Сейчас вот думаю, что надо было поступить по-другому. Хотя я не жалею, что поехал в Запорожье – поработал с Грозным, много от него взял. Считаю, что это один из лучших наших тренеров. Он не только требует, но и может объяснить, что конкретно хочет от футболиста. Многие требуют, не имея понятия, как эти требования донести до футболиста…

Грозный мог все разобрать по полочкам, объяснить как, почему, зачем, у нас всегда было очень много теоретических занятий – мне очень понравилось с ним работать! Но потом он ушел, и при Ященко я полгода просидел в запасе. Через второго тренера зимой он передал, что на меня не рассчитывает. Меня даже не взяли на сбор с первой командой. А если тренер мне не доверяет, чувствую себя в команде неуютно. И при Грозном, и при Ряшко я знал, что имею право на ошибку, а при Ященко меня сразу меняли. Хотя я не могу сказать, что он плохой специалист. Просто так бывает в футболе: не складываются у тренера отношения с футболистом.

- Твоим новым клубом в 2007 году стала «Оболонь».

- Я посмотрел, что команда с задачами, мне хотелось вернуться в высшую лигу, а так как «Оболонь» ставила перед собой максимальные цели, решил принять предложение оболонцев.

- В первом же сезоне вернуться в высшую лигу у тебя и команды не получилось. Сейчас «Оболонь» - лидер первой лиги, но не получится ли снова как в прошлом сезоне?


- Нам в этом году никто и не ставил задачу выхода в высшую лигу, но мы постоянно думаем об этом и настраиваемся на победу в каждом матче. Все понимают, что высшая лига – это совсем другой уровень и совсем другая финансовая мотивация. Поэтому, думаю, зимой руководство озвучит уже серьезные задачи. При этом не скажу, что команда очень уже нуждается в усилении, разве что в точечном, паре-тройке футболистов, чтобы скамейка была длиннее. В прошлом году в команду пришло более десяти новых футболистов, и весной игра не пошла – мы просто не успели друг к другу притереться, не понимали друг друга. Сейчас у нас уже чувствуется коллектив: даже уступая по ходу матчей, мы чувствовали себя уверенно, были уверены в положительном результате и в итоге добивались его. Весной все было по-другому.

- В августе этого года «Оболонь» буквально разорвала твою бывшую команду – «Динамо-2» со счетом 4:0.

- В той игре «Динамо-2», считаю, не повезло. В предыдущем туре мы проиграли в Александрии 0:4, причем это поражение никак нельзя было называть справедливым. Судья неоднозначно судил, с 40 метров залетали мячи после штрафных ударов. После игры был серьезный разговор, и в матче с «Динамо-2» нам кровь из носа надо было реабилитироваться за то досадное поражение. Так и получилось. Хочу подчеркнуть, что в «Оболони» дают дорогу молодым, позволяют им себя проявить, раньше такого не было. Рядом с опытными игроками они быстрее растут – получается удачный сплав молодости и опыта.

- В той игре ты действовал против молодых динамовских нападающих Лысенко и Ярмоленко, но не позволил им ничего создать у своих ворот. Не рано ли хвалят этих ребят?


- Ребята неплохие, очень быстрые. Не сказал бы, что у них не было моментов, может, нам немного повезло при счете 0:0, когда они упустили свои возможности. Открыв счет, мы стали играть более уверенно и не дали им больше ни единого шанса. Эта не была моя лучшая игра, потому что шла только третья неделя после перенесенной операции на паховых кольцах, и я тогда только набирал форму. Только в последних 3-4 играх я почувствовал, что вышел на прежний уровень. Даже жаль, что сезон закончился.

- Кстати, какие планы на отпуск?

- Пока в Киеве - встречи с друзьями, общение. Потом проведаем с женой родителей во Львове. После этого недельку проведем с компанией на море – в Египте.

- В свое время тебе очень помог в карьере твой земляк Андрей Гусин. Ты поддерживаешь с ним контакт?

- Да, мы виделись с ним всего две недели назад, когда он вместе с другими молодыми тренерами приезжал в Киев на лицензирование, тогда и пообщались.

- Он тебя в «Сатурн» не приглашал?


- Не приглашал, но поинтересовался, сколько еще времени до окончания моего контракта с «Оболонью» и сказал, что будем на связи. Когда я был в «Динамо», он очень поддерживал меня, помогал, и отец его очень много для меня сделал.

- Судя по его интересу, твой переезд в Россию не исключен?

- Все может быть.

- Если бы тебе представился еще один шанс поиграть в российской Премьер-лиге, воспользовался бы им?

- Конечно, воспользовался бы. Хочется проверить себя на более высоком уровне.

- Поможет ли, на твой взгляд, развитию украинского футбола создание Премьер-лиги в Украине?

- В Украине всего около пяти команд, которые могли бы выступать в российском чемпионате, остальные пока только подтягиваются. Но если не делать инвестиции в футбол, его уровень в стране расти не будет, и футболистов нормальных не будет. Считаю, что у клуба должна быть мощная детская юношеская школа, а подобным в Украине могут похвастаться не более пяти команд.

- Ты поддерживаешь контакты с бывшими партнерами по «Динамо-2», с которыми ты начал путь в большой футбол?

- Большой футбол начинался для меня на улице Салютной, базе «Динамо» на Нивках. Вижусь с Ермоленко, Мельничуком, Тарас Ильницкий был свидетелем у меня на свадьбе, виделись с ним буквально вчера. Почти со всеми поддерживаю отношения – и с тем, с кем в Ужгороде играл: Чучманом, Гуркой, Савиновым, Пищуром, Целых.

- А с Грозным общаешься?

- Последний раз общался летом. Созванивались, интересовался моими делами. Соответственно, я интересовался его планами.

- Вячеслав Грозный имеет репутацию квалифицированного тренера, но почему-то не может закрепиться ни в одной украинской команде. С чем это, на твой взгляд, связано?

- Главная причина, по-моему мнению, в том, что он очень требователен к руководству клубов. Постоянно стремится улучшать финансовые условия для футболистов, условия для тренировок. И еще он никогда не позволяет руководству вмешиваться в тренировочный процесс.

- В Запорожье ты выступал вместе с Александром Алиевым, который недавно продлил контракт с «Динамо». Как ты оцениваешь его перспективы?

- Я считаю, что Алиев – очень талантливый футболист, футболист от Бога. Это можно сказать не только о нем, но о целом ряде игроков того выпуска динамовской академии, в том числе и о Милевском. Но всегда надо работать над собой. Даже если тебя хвалят, выдают авансы, надо продолжать много работать, не расслабляться. Только ты расслабился, это тут же отражается на твоей игре, и тяжело вернуться на тот же уровень. В Запорожье Алиева, как и меня, пригласил Грозный, он играл и достаточно неплохо, забивал, но, насколько мне известно, у него начались трения с руководством клуба, потом ушел Грозный, и оказалось, что Алиев не нужен команде. Сколько я смотрел его игр, он всегда много забивает и много отдает голевых передач – очень талантливый футболист!

Но как любому футболисту, ему нужен тренер, который будет в него верить. Когда тебя выпускают до первой ошибки, а потом снова усаживают в глубокий запас, это очень тяжело. Только единицы могут проявить себя, играя от случая к случаю. Но если Алиев продлил контракт, то это означает, что он хочет играть в «Динамо», считает, что способен здесь заиграть, вероятно, ждет прихода нового тренера, который даст ему шанс. Это его право, его выбор.

- Вернемся к тебе. В свое время Грозный предсказал, что ты станешь игроком сборной Украины. Ты веришь, что сможешь добиться этого?


- Его слова, да Богу в уши. Я стремлюсь к этому и очень надеюсь, что это когда-нибудь произойдет. Я приложу максимум усилий.

- То, что Блохин сейчас постоянно сетует на то, что в Украине дефицит игроков, умеющих отбирать мяч, повышает твои шансы? Ведь ты всегда был силен в этом компоненте, постоянно выигрывал единоборства, борьбу за верховые мячи.

- Ну, я не думаю, что Блохин имел в виду, что у нас дефицит игроков, умеющих выигрывать верховые мячи. Все защитники сборной играют вверху хорошо. Он имеет в виду игру с нападающим один в один. А это для защитника самое тяжелое. Самые главные качества защитника, по моему мнению – это умение играть на опережение и умение читать игру.

- Так есть ли в Украине игроки, которые сочетают в себе все эти качества?


- Хорошие защитники, безусловно, есть, но такого, чтобы все это в себе сочетал, считаю, пока нет. Тот же Дима Чигринский хорошо читает игру, умело играет на опережение, все верховые мячи выигрывает, но при игре с нападающими один в один ему иногда не хватает скорости. А вот Сергей Федоров великолепно играет с нападающим именно один в один, не зря ведь его называли «плащ Рауля». Любому форварду очень тяжело играть против Сергея, потому что он так прилипает к нему, что сделать ничего невозможно. Однако в других компонентах, не хочу его обидеть, он, возможно, проигрывает. Хотя лично я считаю, что это ведущий защитник Украины, и только травмы не позволяют ему проявить себя как следует.

- А кто для тебя эталон центрального защитника?

- Мне очень нравится Неста. Когда смотрю за его игрой, душа радуется.

- Неста и его команды всегда играли в обороне в линию. Тебя, как воспитанника динамовской школы, всегда приучали к игре с либеро. Какую систему ты считаешь более оптимальной?


- В линию я играю сравнительно недолго – около двух лет. В Ужгороде я еще играл переднего защитника, а Савинов меня страховал. Грозный в Запорожье начал перестраивать игру команды в линию, и поначалу было очень тяжело, так как раньше я так никогда не играл. При такой системе очень велик риск ошибиться при создании искусственного офсайда, поэтому защитники должны быть очень сыграны между собой, должна быть постоянная подстраховка. Но тебе это все должны нормально и грамотно объяснить, а то можно скомандовать играть в линию, защитники выстроятся как на линейке, а что делать не знают. Игра в линию – это передовая система, которая позволяет не держать сзади лишнего человека. В современном футболе это слишком большая роскошь – держать одного защитника сзади, теряя при этом какие-то возможности в атаке и средней линии.

- В Ужгороде тебе довелось поработать с Юрием Калитвинцевым. Как ты оцениваешь потенциал этого молодого тренера? Мог бы он быть хорошим главным тренером для «Динамо»?

- Мне грех жаловаться на Калитвинцева. Он мне доверял, и я был единственным из пяти динамовцев, поехавших в Ужгород, кто сыграл все игры от звонка до звонка. Я благодарен ему и хочу процитировать его слова: «Вы в ответе за свою игру, а я отвечу за результат». В «Закарпатье» у нас всегда была рабочая обстановка, и играть там было очень приятно. Мы до сих пор созваниваемся, можем переброситься парой слов при встрече, он постоянно интересуется моими делами. Думаю, он не зря работает сейчас в «Динамо», и если ходят слухи, что он может стать главным, то, вероятно, они имеют под собой почву, потому что это очень грамотный тренер.

- Если бы он стал главным в «Динамо» и позвал тебя, какой бы был твой ответ?

- Конечно бы, я согласился, но не люблю загадывать так далеко наперед.

- Твой младший брат тоже футболист. Как обстоят его дела?

- Его буквально замучили травмы. Сейчас он учится в Львовском институте физкультуры и играет на первенство области. Понимает, что с большим футболом, скорее всего, не сложилось, но учится очень прилежно, чтобы найти себя в какой-то другой профессии. Хочет быть востребованным в жизни.

- Ты давно уже прослыл заядлым автолюбителем, любишь и знаешь толк в хороших авто…

- Думаю, все футболисты любят хорошие машины. Я не исключение. Эту любовь мне прививали с детских лет – еще когда я учился в восьмом классе, отец купил машину и начал учить меня водить. В девятом я уже мог свободно ездить по городу, он мне доверял. Первую машину купил, придя в «Динамо-2» - это была «Мазда 6». Но потом постоянно стремился к чему-то лучшему, и получалось так, что раз в полгода-год менял машину. Действительно считаю себя любителем машин, и образцом в этом плане для меня служит Андрей Гусин. Помню его «Субару» - просто сумасшедшая машина!

- А ты, поездив и на «Мерседесе», и на БМВ, на какой марке остановился?

- Да, после «Мазды» ездил и на «Мерседесах», и на БМВ, но в итоге остановился на БМВ. Правда, сейчас у меня семья, немного другие заботы, купил жене «Мазду 3». Хочу купить квартиру, а потом обзавестись и новым автомобилем. Мой выбор – БМВ Х5.

- В бытность твою игроком «Закарпатья» у тебя случился конфликт на поле с тогдашним лидером «Шахтера» Франселино Матузалемом. Расскажешь об этом?

- Во время матча с «Шахтером» бразилец начал меня провоцировать – наступал на ноги, отмахивался локтем. И Матузалем, и Брандао запросто могли ударить сзади. В одном из моментов я не выдержал – мы сцепились, но обошлось без последствий, нас быстро растащили. То же самое и с Брандао. Это сейчас он более или менее футболист, а тогда только кулаками размахивал и посылал всех.

- По-русски?

- Да, матерным языком он владеет отменно. В том же матче он ударил меня уже после финального свистка, и снова была стычка. Думал, будут какие-то штрафные санкции, но обошлось. Но все-таки очки мы тогда у них отобрали, сыграв 0:0.

- Чемпионат Украины потерял или приобрел с отъездом Матузалема?

- Матузалем – очень хороший футболист, хотя тот же Фернандиньо может превзойти его. Когда только приехал, он не подавал таких надежд. Он одинаково удачно играет и сзади, и впереди, тогда как Матузалем любил играть только на атаку. Думаю, больше от отъезда из Украины потерял сам Матузалем, а не его клуб и наш чемпионат, потому здесь он был для болельщиков Богом, а в Испании – просто один из многих.