Football.ua

Евтушенко: "Комментировал поединки Михайличенко на шведском ТВ"

Новоиспеченный ассистент главного тренера сборной Украины рассказал о том, как можно выйти на ЧМ-2010, о своей шведской жизни и том, как от него сперва ушел, а затем вернулся родной сын.
12 January 2008, 13:28
Україна
— Принимаю ли я приглашение Михайличенко? Ну, наверное, его выбор помощников должна еще федерация футбола утвердить, — говорит Евтушенко. — Предварительно я дал согласие, в случае избрания Алексея главным тренером сборной, с ним сотрудничать.

— Когда предложил вам сотрудничество Михайличенко?

— В ноябре, когда я был с визитом в Киеве. А в начале января, когда я отмечал в столице Украины свое 50-летие, он еще раз спросил, готов ли я переехать из Швеции в Украину. Я ответил, что готов. Хотя у меня и есть действующий контракт со шведской командой третьего дивизиона Валста Сирианска.

— Вы действительно для себя решили вернуться после 19 лет, проведенных в Швеции?

— Я давно хочу, да никто не приглашал. А тут такой шанс. Он не каждому дается. Тем более — это сборная, работа, почетнее, чем в любом клубе.

— С Михайличенко свои функции в сборной обсуждали?

— Так далеко разговор не заходил. Алексей тогда еще и сам не знал, назначат ли его. Он был одним из кандидатов.

— Как сложилась ваша тренерская судьба в Швеции?

— Сперва год я возглавлял команду четвертой лиги. После этого был третий по силе стокгольмский клуб — Хаммарбю, который в то время балансировал между высшим и вторым дивизионом. Там я был ассистентом у Рольфа Зеттерлунда. Мы вывели команду в высшую лигу, впервые в истории клуб занял третье место в чемпионате, а затем наше сотрудничество прекратилось. Мы ушли, стабилизировав команду, которая вот уж десять лет не вылетает из высшего дивизиона. В дальнейшем я начал работать главным тренером в командах третьего дивизиона, и вот уже восьмой год возглавляю Валсту Сирианску. Мы все время находимся в лидерах, но подняться рангом выше не удается. Клубом владеют иностранцы, не хватает средств на развитие инфраструктуры, покупку сильных игроков. Я развиваю молодежь. В целом большинство моих подопечных — любители.

— Чем занимаются ваши дети?

— Оба сына играют в моей команде. 26-летний Славик ушел из стокгольмского АИКа, чтобы не отставать в учебе. Там он не был игроком основы, но из-за двухразовых ежедневных тренировок не успевал в институте. У меня он капитан, играет центрального полузащитника. А в вузе осваивает маркетинг. Кстати, в этом году он получил двойной контракт с клубом — будет не только играть, но и работать менеджером по привлечению спонсоров, улучшению инфраструктуры команды.

— А младший сын?


— Вадиму скоро будет 24. Он два года отыграл у меня, потом ему стало сложно со мной работать, и он ушел в другую команду. Играя против моего клуба, даже забил. Но мы в том матче все равно выиграли 4:1. Ну а в прошлом году он вернулся ко мне.

— Сейчас ему уже легче с вами работать?

— За два года он изменил свои взгляды.

— А в чем была сложность?

— Я слишком много его критиковал.

— Чтобы другие игроки не подумали, что вы слишком лояльны к сыну?


— В этом сложность работы с сыновьями. Через них я обращался с критикой к другим. В Швеции нельзя так огульно критиковать, как в Украине, здесь по-другому принято разговаривать с людьми. Естественно, сыновья иногда получали дополнительную критику — других ушей. Но с этим тоже перебарщивать нельзя, ведь оба сына воспитаны уже в шведской среде.

— Помнится, Вадим приезжал в расположение юниорской сборной Украины.

— Было дело. Сейчас он параллельно работает служащим в аэропорту. В вуз не поступил, от футбола доходы маленькие, приходится подрабатывать. Тем более, Вадим, как и Славик, уже живут отдельно, в гражданском браке, с девушками, нужны деньги на питание, одежду. С другой стороны, нужно лучше играть, чтобы получать большие зарплаты в футболе. Вадим делает ставку на футбол. Его цель — играть в хорошем клубе. По амплуа он — форвард.

— В Киев сыновья вряд ли с вами уедут?

— В ближайшее время — да. А в будущем — посмотрим.

— А жена?

— Она спит и видит, когда вернется в Киев, и хоть сейчас готова рвануть в аэропорт. Очень скучает по маме, сестре, племяннику, которые живут в Киеве. Так как мы общаемся с украинцами, со шведами не получается. Кстати, вы знаете, нас здесь по-прежнему называют русскими. После победы Русланы на Евровидении, успеха сборной на ЧМ тут снова начинают говорить: Украина! Украина! Шведы любят тех, кто сильнее их. Когда я сюда приехал, мы были сильнее в футболе, хоккее, гандболе. И они нас уважали. После распада СССР шведы начали нас всюду обыгрывать, и по отношению к нам у них появилось высокомерие. Как обидно осенью было, когда игроки, которых я в Швеции воспитал, выступая экспертами на шведском ТВ, называли Динамо худшей командой Европы.

— А вас на шведское ТВ не приглашали?


— Я комментировал матчи Динамо в Лиге чемпионов на ТВ, когда команда еще неплохо играла. Тогда ее, кстати, возглавлял Михайличенко. Была группа с Арсеналом, Интером, Локомотивом. Позже я понял, что комментирование — это не совсем мое. И ушел от этого.

— Как восприняли невыход сборной на Евро-2008?

— Важно попадать на каждый Евро и ЧМ, чтобы не терять свой уровень. Но раз не попали, нужно сделать выводы и идти дальше. Англия и Хорватия в отборе на ЧМ — это все же не Италия с Францией. Сейчас нам прежде всего нужно обыграть те команды, которые ниже уровнем, что не удалось в прошлом цикле, когда были потеряны очки в Грузии. Если набирать максимум очков не с белорусами, казахами, андоррцами, тогда можно бороться и с лидерами. Считаю, у нас равные шансы выйти на ЧМ с Англией и Хорватией. Англичане ведь не попали на Евро, хотя у них якобы более благополучное положение, чем у сборной Украины, на что постоянно жаловался Блохин.

— С кем из игроков сборной Украины вы знакомы лично?

— Нельзя сказать, что я даже с кем-то из них общался. Так, виделся — с Ващуком, Шовковским, Шевченко.

— Шеву некоторые уже отправляют на пенсию.

— В Англии ему тяжело — там другой темп, совершенно по-другому должен открываться нападающий. Если в Милане такие полузащитники, как Пирло, Зеедорф, могли придержать мяч, что давало возможность Шеве сделать обманное движение в одну сторону, а побежать в другую, то в Англии мяч доставляется в атаку куда быстрее. Исчезает возможность обхитрить защитника. Надо бороться за каждый мяч.

— Андрей моложе не становится.

— Но он еще не старый игрок. Главное, чтобы не было травм, как сейчас. Все-таки перед повреждением голеностопа он играл значительно лучше, чем сразу после перехода в Челси.

ФОРВАРД ЗАМЕНА-ГОЛ

Выступая в киевском Динамо (1980—1988), Евтушенко стал 4-кратным чемпионом СССР, а в 1986 году вместе с командой завоевал Кубок Кубков. Когда пришли более молодые Протасов и Литовченко, Вадим перестал попадать в основу и перешел в Днепр, с которым стал чемпионом СССР в пятый раз. Из Днепропетровска уехал в Стокгольм, где с местным АИКом стал чемпионом Швеции. Играл до 37, после чего начал тренировать. Евтушенко называли человеком замена-гол. Выйдя на замену в финале Кубка Кубков с Атлетико, он забил третий гол в матче, головой перебросив мяч над вратарем. А в игре с Кайратом спустя минуту после выхода на замену забил потрясающим ударом через себя. Со времен Евтушенко другого такого форварда-джокера у нас не было.