Тайны селекции Металлиста (часть первая)
Ввиду большого объема материала (автор Валерий Грига), который в несколько сокращенном виде вышел на страницах братского издания Футбол, мы подаем его в нескольких частях.
Часть 1
Селекция – дело темное. Не в том смысле, что там сплошь и рядом "темные" дела – это далеко не так, просто для простого обывателя там есть много неизведанного и даже секретного. Плохо ли это, хорошо ли – судить не мне. А вот разобраться что к чему в этом лесу, задача как раз для журналиста.
Признаюсь, вот эти вот "коммерческая тайна" и "конфиденциальная информация" уже давно набили оскомину, а о трансферных сделках ходит столько слухов, что иногда просто диву даешься – как это всё может уместиться в голове простого смертного!? Многие вовсе заблуждаются, выдавая очередную порцию выводов - ИМХО в интернете, заметки в изданиях, сюжеты на телевидении. Все они построены на предположениях, которые, как известно, лишь подмена настоящего вымышленным. А между тем интриги селекционных дел занятны до невероятия, притягивают болельщика своей детективной "сучностью" и (не стыдитесь признать!) денежной составляющей. Ну как тут футбольному люду удержатся от анализа происходящего?! Вот отбивают на клавиатуре свои ценные соображения, обсуждая селекцию, и еще хорошо, когда только до хрипа в голосе, а не крови на лице! И мнений, мнений-то на один и тот же трансфер – тыща! А всё потому, что работа селекционера отчаянно специфична. Уж сколько говорилось: "Восток – дело тонкое"... Чего уж говорить о восточной селекции – тончайшее явление. Неизведанное!
А коли так, то отчего б двуежику рубрику под селекцию не отвести? Как говаривал один небезызвестный классик - не вижу преград! Может она, рубрика эта, поможет нашим читателям понять сущность селекционера, их подходов к подбору игроков.
Собственно, лучшего дебюта, нежели разговор с Евгением Красниковым, для рубрики и не придумаешь. Металлист никогда много не тратился, но ежели повадится продавать всех своих игроков, то сумму заработает немалую! А это - с какой хошь стороны заходи! – оценка деятельности селекционного отдела Металлист, причем положительная. Другое дело, что сам харьковский клуб вряд ли устроит распродажу – самим такое добро нужно…
Но тут самое время отойти в сторонку и предоставить на суд ваш результат долгой, но, надеюсь, познавательной беседы. Поговорим о Металлисте, селекции, Премьер-лиге, детском футболе и прочих важностях.
Как стать селекционером?
Думается, подобным вопросом задавались многие из вас и вряд ли находили ответ. Потому что нет такой школы, которая воспитывает готовых селекционеров: "В селекционном деле нужно видение футбола, - говорит Евгений Красников. - Оно присуще тому же Виталию Кварцяному, Мирону Маркевичу, которые видят футболистов. Занимающийся селекцией обязан видеть Футболиста, чувствовать его. Кварцяный говорит, что уже после семи касаний он уже видит, футболист это или нет, и я его понимаю. Селекционера искусственно не создашь, простого человека искусству подбора игроков не научишь".
Сидеть, свесив ноги, не стоит. Хотя даже при большом рвении необходима удача, случай. У Евгения Красникова получилось, и сейчас кажется, что по-другому и быть не могло. В 1998 году они с харьковским бизнесменом Гриненко играли на первенство города за Штурм, и когда тот создал свой клуб Арсенал, то Красникова пригласил на работу. Со временем Арсенал приобрел статус профессионального клуба, и тогда же нынешний заместитель генерального директора ФК Металлист занял должность исполнительного директора, в обязанности которого входила селекционная работа.
- У вас к этому моменту была какая-то мечта?
- Да, я хотел стать футбольным функционером, связать свою жизнь с футболом.
- Отличалась тогда ваша работа от сегодняшней или круг вопросов был тот же?
- Конечно, отличалась – были свои нюансы. Во-первых, существовало главное условие - не тратить деньги. Потому мы искали молодых игроков по деревням – в основном по Киевской и Харьковской областям, смотрели футболистов детско-юношеских спортивных школ, спортинтернатов. За то время, когда я там работал, мы нашли и Рибейро, и Фомина, и Кучера. Та команда, которая впоследствии стала ФК Харьковом (ее у Рахаева принял Литовченко), была достаточно интересным коллективом. Судите сами – в первой лиге при минимальном финансировании она отстала всего на четыре очка от первого места по итогам первого круга, а впоследствии уже при Литовченко вышла в высшую лигу. Кроме вышеперечисленных тогда в клубе играли Катков, Сибиряков, Андрей Корнев, Леша Олейник, Андрей Анищенко, Волишин, Покатилов, Карпенко. Многие из этих ребят играли и играют в высшей лиге.
- И чем же объясняется то, что вам удалось собрать подобный коллектив? Денег-то не было…
- Ну как не было… Просто был ограниченный бюджет, нас поставили в определенные рамки, исходя из которых, мы и работали. У нас были отличные административный и тренерский составы. Главным тренером был Игорь Рахаев, которому помогал Пархоменко, Кудымов, начальником команды мой отец. Ну и ребята подбирались довольно серьезные. Тот же Андрей Онищенко - профессионал с большой буквы. Когда были перебои с финансированием, они всё равно выходили и играли на полную, доказывали, что они лучшие – четыре очка отставания после первого круга это был большой результат. Тем более мы обыгрывали и Нефтяник, и Карпаты, приличные команды. Сейчас я смотрю на эти команды и вижу, что в их составах играют многие из тех ребят, кто тогда выступал в первой лиге.
Было большое желание работать. Думаю, по количеству удачных трансферов Арсенал тогда уверенно занимал первое место в первой лиге. (По словам президента Арсенала Владимира Чумака, "тот" Арсенал был самой малобюджетной структурой первой лиги. – В.Г.)
- Не секрет, что именно вы привезли в Харьков Рибейро, который впоследствии стал одним из любимцев местной публики. Можно ли поподробней об этом трансфере?
- Есть такой агент ФИФА Алексей Иванович Люндовский, который вместе с футбольным функционером Григорием Шерихорой предложил попробовать в первой лиге "бразильскую тему". Финансовые условия были приемлемы: достаточно скромная зарплата, к тому же мы настояли, что платить за трансфер мы будем частями, так как нам надо его было посмотреть в деле. И действительно, приехал Рибейро. Как сейчас помню, дело было зимой. С первой же тренировки он убежал – ноги замерзли. Но этого нам хватило, чтобы увидеть его в деле и после полугода мы выкупили его трансфер за достаточно скромные деньги.
- За какие?
- Это конфиденциальная информация.
- Даже сейчас?
- Да. Я не привык нарушать договоренности, а она была - с президентом клуба Арсенал Владимиром Чумаком. Потом Рибейро удачно перешел в Металлист, а там и в ФК Харьков.
- А как вы нашли Кучера?
Действительно, когда Саше доверили пройти вместе с командой сборы, он не упустил этой возможности и показал свой уровень, который оказался довольно высоким. Уже тогда было видно, что это перспективный исполнитель - он быстро начал прогрессировать и со временем дорос до национальной сборной. А ведь купили мы его за копейки, заплатив согласно регламенту незначительную компенсацию одной их киевских школ!
- Насколько важны взаимоотношения между человеком, занимающимся селекцией в клубе, и футболистом, и как они помогают раскрыть потенциал игрока?
- На мой взгляд, задача селекционера – максимально упростить работу тренера. При этом, конечно, ни в коем случае нельзя вмешиваться в его труд. К каждому человеку нужен определенный подход, а люди, которые чего-то достигают, зачастую имеют трудный характер. Я не говорю, что это обязательно плохие черты, но, тем не менее, к каждому из футболистов требуется особенный, индивидуальный подход. Помню, Саша Кучер после серии неудачных игр даже домой поехал, а потому пришлось с ним разговаривать, возвращать в команду…
Пока, насколько я могу судить, мне этот подход найти удается. По крайней мере, я не помню, чтобы кто-то из футболистов плохо обо мне отозвался. В свою очередь, и я всех футболистов, с кем довелось работать, очень уважаю и как личностей, и как игроков. Был лишь один противоречивый момент с Русланом Ярошем, который при Маркевиче, я считаю, раскрылся, нашел свою команду. Я с ним предварительно договорился об условиях соглашения, и он дал «добро», но контракт не подписал. А когда я пришел и предложил это сделать, он сказал, что Мариуполь предлагает более выгодные условия. Как профессионального футболиста я его понял, но сказал Руслану, что в Металлист ему дороги больше нет. В то же время желаю удачи и надеюсь, что у него после неудачи в Мариуполе получится в Киеве с Арсеналом (похоже, не получилось и в Арсенале - Ярош выставлен на трансфер… – В.Г.).
Не всё зависит от денег! Чем хороши Саша Кучер и Руслан Фомин? Они никогда не думали о деньгах, они думали о футболе. У Кучера в свое время зарплата была в пятьсот гривен, и даже тогда он не подымал вопрос о деньгах, а просто играл, и довольно уверенно, между прочим. А сейчас, я думаю, у него и с игрой, и деньгами всё в порядке. То же касается Фомина, за которого мы в свое время отдали то ли два, то ли три мяча детской школе Штурма, откуда его привели.
- А что первично для селекционера – устойчивый характер или игровые качества?
- Футбольный талант. Я считаю, что к любому футболисту можно найти подход. Хотя, как показывает история, большинство талантов имеет сложный характер. Тот же Марадона, тот же Баслер. Взять, к примеру, Сашу Рыкуна, которого я вообще считаю по таланту самым сильным игроком Украины. Мы смогли найти к нему подход - и руководство, и Мирон Богданович. А потому у него возникло желание у нас играть, благодаря чему и состоялся этот, я считаю, супертрансфер. В Днепропетровске же у него не сложились отношения с главным тренером, а здесь у нас с ним вообще вопросов нет. Один раз с ним переговорил президент клуба Александр Владиленович Ярославский и всё - больше нет надобности его дергать! Вы сами видели – третье место это во многом заслуга и Саши Рыкуна.
Как Красников за Обрадовичем по аэропорту гонялся
- Я думаю, меня не поймут, если я сейчас не задам вопрос по трансферу Рыкуна. Кто же главные лица этого действительно особенного перехода? Как он состоялся?
- Это самый дорогой трансфер?
- Я не хочу говорить о цифрах - дешевый трансфер, дорогой… Могу только сказать, что все футболисты, которых мы покупали, сейчас имеют бОльшую трансферную стоимость, нежели в момент перехода в Металлист.
- Выгодное капиталовложение?
- Да. А всё потому, что любого футболиста мы рассматриваем под микроскопом. Маркевич если на сто процентов не уверен в футболисте, никогда его не возьмет! Мне импонирует, что мы с Мироном Богдановичем имеем схожие взгляды на футболистов. Ни одного из игроков, которые нравятся мне, Маркевич не забраковал. Последнее слово, конечно, остается за главным тренером. Я лишь привожу аргументы, и если Мирону Богдановичу футболист нравится, то мы начинаем вести переговоры либо с клубом, либо с самим футболистом в зависимости от обстоятельств.
- Рыкун был у всех на виду. А вот Обрадович из виду как раз пропал – выступал в заштатном греческом клубе…
- По Обрадовичу вообще очень интересная история. Мне до сих пор немного неловко перед Миланом, поскольку поначалу я не хотел рассматривать его кандидатуру. Конечно, мне было известно, что это хороший сильный футболист, я его видел в Локомотиве, но много лет назад. К тому же у нас позиция – брать футболистов не старше 27-ми лет.
Обрадович через пару дней таки позвонил, и я перед ним лично извинился, после чего мы подписали контракт. Сейчас могу сказать - рад, что у нас есть такой футболист! На его возраст я вообще не обращаю внимания. Мне кажется, что он и в сорок пять будет в неплохой форме - его профессионализму позавидуют многие. Обрадович – очень сильное приобретение для харьковского Металлиста.
Продолжение следует