Вечно первый
"Не могу представить себя в любом другом клубе — эмблема киевского Динамо прочно отпечаталась в моем сердце". Александр Шовковский.
Тридцать три года, отданные одной команде, не дадут соврать или усомниться в вышесказанных словах – в 1983-м совсем юный Саша раз и навсегда примерил бело-синие цвета.
"Говорили, что считанные единицы будут играть в футбол, один из десяти, ста и тысячи ребят. Я знал, что этим одним буду я", – намного позже признавался неизменный лидер и любимец киевских фанатов. Сегодня на дворе декабрь 2016-го и мы прощаемся с целой эпохой, изложенной на страницах новейшей истории и равносильной разве что эпохе Валерия Лобановского и Мирчи Луческу в Шахтере.
С Шовковским действительно связано многое – с ним невольно ассоциируются первые робкие шажочки украинского независимого футбола, последующие оглушительные победы киевлян в Европе, мундиаль 2006 года и всем хорошо известная, буквально врезающаяся в память серия послематчевых пенальти со сборной Швейцарии. Тогда СаШо благополучно справился с ударами Марко Штреллера и Рикардо Кабаньяса (пушечный выстрел в исполнении Барнетты на себя приняла перекладина), таким образом, обеспечив себе и стране имя – стал пока что единственным голкипером в истории розыгрышей чемпионатов мира, не пропустившим ни одного гола в "лотерее". В ту ночь благодаря действиям Александра мы вновь почувствовали, как это – испытывать гордость за свою родину, пусть и через такую, футбольную призму – а остальной мир заговорил об Украине не только в контексте личности Шевченко, как главной звезды команды.
А ведь этот феноменальный, наверняка неподвластный времени рекорд мог и не состояться – в середине января того же года Шовковский получил серьезную травму в товарищеской, казалось бы, не принципиальной встрече с ФК Москва. Грубое столкновение с Романом Адамовым стоило СаШо перелома ключицы и нескольких месяцев, проведенных в лазарете – тренерский штаб Олега Блохина, держа в уме грядущий ЧМ, с опаской наблюдал за процессом восстановления основного кипера, но тот оправился и достаточно быстро вернул былые кондиции. Проблема, скорее, заключалась в ином – в психологии, что для игрока такого довольно специфичного амплуа крайне важно.
"Я долго работал с психологом, чтобы преодолеть барьер обиды на человека и ситуацию. Он мог вполне реально лишить меня возможности сыграть на чемпионате мира – форуме, на который я очень хотел попасть", – вспоминал Александр трудный период.
В конечном итоге для него все прошло более чем удачно – Украина преодолела групповой барьер и добралась до четвертьфинала, сделав стража ворот национальным героем. Мечтал СаШо и о домашнем Евро, но повреждение плеча в противостоянии Волыни и Динамо перечеркнуло планы опытного футболиста. На этот раз окончательно и бесповоротно.
"Мир жесток. Обстоятельства часто рушат все наши мечты. Вот уж действительно. Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах на завтра", – подытожил огорченный вратарь. Он рассчитывал на бенефис при родных трибунах…
Конечно, в унисон с личными успехами, случались и не менее громкие провалы – самый знаменитый ляп, фактически роковую ошибку, не позволившую желто-синим квалифицироваться на чемпионат Европы, наверняка, помнит и знает каждый уважающий себя поклонник игры миллионов. Поездка в Словению, Ачимович и гол, пропущенный практически с центра поля до сих пор перед глазами самого виновника инцидента.
"Я споткнулся и упал лицом в дерьмо. Вместе со мной упала вся страна и болельщики. Но я уже давно умылся и пошел дальше", – так Шовковский прокомментировал скандальные события, произошедшие в ноябре 1999 года.
Эпизод, который может с легкостью сломать карьеру любого игрока, Саша все-таки, к счастью, выдержал. Удручающие промахи, определяющие ход истории, допускаются многими – Шовковский свой промах сделал, вытерпел и двинулся навстречу новым, куда более приятным свершениям. "Трудности даны нам для того, чтобы, преодолевая их, становиться сильнее", – вот таким правилом жизни руководствуется СаШо.
Так что, да – за два с хвостиком десятилетия имя Шовковского стало нарицательным, условным понятием, для одних подразумевающим класс, устойчивость, профессионализм и тягу к победе, а для других – переменчивую стабильность и ошибки. Но, извините, такова участь голкипера – от критики в любом случае не спастись.
Не так-то просто бывает перебороть чувство страха, обиды на обстоятельства, провидение. В моей жизни были три-четыре непростых эпизода, когда я сам в своих силах не сомневался, но вокруг уже говорили: "Он свое уже отыграл". Тем большее появлялось желание доказать, что это не так. Александр Шовковский.
Но что уж точно заслужил СаШо, так это уважение. К примеру, помимо наград, кубков и медалей, он обошел Блохина по количеству сыгранных матчей в футболке Динамо или находится в числе голкиперов (среди коих ван дер Сар, Оливер Кан и Икер Касильяс), перешедших отметку в 100 игр в Лиге чемпионов. Но, наверное, самое важное то, что не измеряется никакой статистикой или достижениями – это любовь, которую надо непременно завоевать, особенно, в фанатском окружении.
Шовковский всегда был рядом и за это ему спасибо – поговаривали, что его звали за “бугор” Арсенал и МЮ, но, кажется, СаШо доволен всем и в родных краях.
"Динамовцем я стал еще в детские годы, когда поступил в футбольную школу. Если же говорить о перспективе перехода, то я прагматик и на вещи смотрю реально. Не засоряю себе голову вопросами: что было бы, повернись в какой-то момент жизнь иначе", — объясняет он.
Даже будучи не в лучшем расположении духа, Александр все равно имел ценность для Динамо, давя собственным авторитетом не то что на соперника, но и на своих же партнеров. Можно утверждать, что его тень и весомость еще долго будут преследовать последующих вратарей Динамо, поскольку, как известно, вечно первым может быть только один человек в мире.