Калитвинцев: "Суарес - сильнейший игрок на Украине в своем возрасте, но сколько будет дважды два - не знает"
Но в отличие от своих старших товарищей, которые финишировали в чемпионате Украины на втором месте, дублерам удалось второй раз подряд занять первую строчку в турнирной таблице. О том, каким получился этот сезон, рассказал наставника дубля Юрий Калитвинцев.
– Юрий Николаевич, можете ли вы, опираясь на собственный опыт, подтвердить, что в союзные времена уровень турнира дублеров был очень высоким?
– Безусловно. Да и сами соревнования вызывали повышенный интерес зрительской аудитории. Легионеров, как вы понимаете, тогда не было даже в основных составах, зато в резервных коллективах можно было понаблюдать за талантливыми выпускниками футбольных школ, составлявших достойную смену кумирам того времени.
Прощу неточный пас, но не халатность
– Многие из ваших коллег – наставников дублирующих составов клубов высшей лиги – считают, что на сегодняшний день турнир резервистов себя не оправдывает...
– Споры о целесообразности его проведения и вправду не утихают, при этом каждый специалист имеет право на свою точку зрения, и многие ее высказывают. Если вас интересует мое мнение, то на риторический вопрос: "Проводить или не проводить?" я бы ответил утвердительно.
В противном случае многие зрелые игроки не смогут получать должной игровой практики, находясь в процессе посттравматической реабилитации или же не выдерживая конкуренции со стороны своих партнеров. А молодежь, в свою очередь, не сможет набираться опыта, играя бок о бок с более мастеровитыми исполнителями.
– Мне неоднократно приходилось сталкиваться с жалобами наставников команд дублеров, которые считают, что многие опытные футболисты относятся к матчам резервных команд спустя рукава, не проявляя должного профессионализма...
– Я под этим утверждением подписаться не могу. Все игроки первого состава Динамо, по тем или иным причинам оказывавшиеся в нашем распоряжении, выкладывались по полной программе и демонстрировали серьезное отношение к нашей работе. Я сразу же сказал им, что если кто-то не хочет играть за дубль – лучше скажите сразу.
Ну а если игрок уже выходит на поле, мне проще простить неточный пас или корявый удар, чем откровенную халатность. И знаете, никаких разногласий с нашими джокерами не возникло. Это касается как умудренного опытом Валентина Белькевича, так и молодого Шахира Бельгазуани. Кроме того, хотел бы поблагодарить часто помогавшего нам во втором круге Марьяна Марковича.
– Как правило, главная задача, стоящая перед наставниками резервных коллективов, – наигрывать молодежь. Но в Динамо, как я понял, не приемлют иного места, кроме как первого, даже в турнире дублирующих составов?
– Так и есть. У нас в клубе на победу в каждом соревновании настраивают даже ребят младших возрастов из ДЮСШ, и я считаю это правильным. При этом лично перед нами задачи победить кровь из носу никто не ставил. Мы планомерно шли от игры к игре, настраивая себя на то, что главным матчем считаем каждый следующий, а любая ничья будет равносильна поражению. Плоды такой идеологии появились незамедлительно: за полтора года мы проиграли только один матч – дома запорожскому Металлургу.
Должен сказать, что это поражение стало для коллектива хорошей проверкой на прочность. Более того, нам с Геннадием Литовченко было интересно, смогут ли наши подопечные забыть о неудаче и вернуть себе психологию победителей в оставшихся семи матчах. А они, молодцы, не потеряли в них ни единого очка. Значит, и мы с коллегой сумели достучаться до их сознания.
– Дублирующие составы каких клубов понравились вам больше остальных?
– В первую очередь, выделю резервистов Металлиста, запорожского Металлурга, Ворсклы, Днепра и Шахтера. Но это отнюдь не означает, что поединки с другими противниками были для нас легкой прогулкой. Сами понимаете, Динамо – очень серьезный раздражитель для любого клуба на любом уровне. Вот почему перед матчами с нами дубли соперников укреплялись за счет более опытных футболистов, из тех, что ходят под основными составами своих коллективов.
К Алиеву претензий не имею
– В конце каждого сезона тренерский штаб каждого из клубов анализирует успеваемость выпускников дубля, чтобы понять, кто из юных талантов может пригодиться главной команде. Как лично вы оцениваете эффективность подготовки будущих Шовковских, Ващуков и Шевченко?
– Определенный приток свежей крови в первый состав Динамо резервные коллективы дают каждый год. Судите сами: в нашем первом выпуске фигурировали Олег Допилка, Виталий Федорив, в какой-то степени Виталий Мандзюк. Во втором – Артем Кравец, Николай Морозюк, Андрей Ярмоленко, Роман Зозуля...
В данный момент занимаемся подготовкой третьего выпуска. Благо, Юрий Семин не пропускает ни одной домашней игры динамовского дубля, и наша молодежь получает дополнительный стимул для проявления максимальной самоотдачи. В конце концов, эти ребята понимают, что их будущее – в их собственных руках, ногах, голове…
– Во многих западных футбольных школах – в частности, в Аяксе – все детские и юношеские команды с младых ногтей играют по единой тактической схеме. Наставников динамовского дубля в подобные рамки ставили?
– Нет, мы в этом плане пользовались полной творческой свободой. Единственный аспект, о котором могли попросить наставники главной команды, – предоставить игровую практику конкретному исполнителю или же попробовать того или иного футболиста в другом амплуа. Скажем, был один-два случая, когда одного из фланговых игроков мы ставили на противоположную бровку, чтобы проверить его в таких вот непривычных условиях.
– Один из ваших ровесников, бывший игрок уровня национальной сборной однажды сказал мне, что успехов в футболе достигают только бедные, голодные и босые. Недаром сейчас часто говорят о том, что получающие фантастические зарплаты молодые игроки быстро теряют чувство реальности и ловят пагубную для их менталитета звездочку...
– Скажу честно: за полтора года работы в дубле Динамо ни с чем подобным не сталкивался ни разу. Считаю, что ребята поняли наши требования и успели заслужить своим отношением к делу искреннего уважения со стороны тренеров. Более того, я не понимаю, о какой звездной болезни может идти речь, пока ты ни разу в жизни не сыграл на серьезном уровне? Вот выйди сначала хотя бы в матче Лиги чемпионов, а уже потом строй из себя великого футболиста... Хотя мы от таких обычно избавляемся.
– В конце сезона в помощь второй команде был делегирован Александр Алиев. Сам он сказал моим коллегам, что это его личное желание, но руководители клуба обозначили эту ссылку как дисциплинарную меру. Как складываются ваши отношения с этим нестандартным во всех отношениях парнем?
– Очень просто. Потому что за все время совместной работы не имел к нему ни одной претензии. Алиев был первым как на тренировках, так и на поле: недаром в конечном итоге Александр с 18 мячами стал лучшим бомбардиром турнира дублеров, а Юрий Семин взял его на израильский сбор первой клубной команды. Ну а то, что случилось позже, идет от головы самого футболиста – или же от ее отсутствия на должном месте... Я это оценивать не берусь.
Мало кто верит, что Суаресу всего шестнадцать
– Прошлым летом один из руководителей Динамо сказал в приватной беседе, что вообще не понимает, каким образом в клубе оказался такой игрок как Ярмоленко. Между тем, ровно через год тот забил решающий мяч в матче высшей лиги против Ворсклы!
– Если честно, мне приятно это слышать, потому что и нам говорили о Ярмоленко то же самое, советуя отправить в аренду в кратчайшие сроки и уверяя в его полной бесперспективности. Для нас с Геннадием Литовченко это стало своеобразным профессиональным вызовом, учитывая то, что мы оценивали возможности этого футболиста диаметрально противоположным образом.
Мы понимали, что на первых порах оказавшийся в Динамо парень, возможно, испытывал какие-то трудности, но видели в нем вполне конкретный потенциал. К счастью, и до самого Андрея эти обидные для него слухи, видимо, доходили, и он делал все, чтобы их опровергнуть. Образно говоря, вечером мы ложились спать, а утром, приходя на тренировку, видели совершенно другого игрока. И так каждый день!
– Интересно, что вы думаете о перспективах юного боливийца Диего Суареса?
– Мы долго работали и наблюдали за этим парнем, и сегодня я могу сказать с полной ответственностью, что по своему возрасту это сильнейший игрок украинского первенства. Скажу больше, когда специалисты видят этого игрока в деле, они не могут поверить, что ему всего 16.
Многие подходят, интересуются: "Он что действительно 1992 года рождения?" И я отвечаю утвердительно, потому что ребенка в нем безошибочно выдает пока не сформировавшаяся антропометрия и детская манера поведения в быту. Но на поле это голодный до мяча и чрезвычайно мобильный полузащитник.
Вместе с тем, не будем забывать, что Диего родился в Боливии, это далеко не самая богатая страна Латинской Америки, и он понимает, что выступление в таком клубе как Динамо может дать ему путевку в жизнь, и что футбол, возможно, его единственный шанс выбиться в люди. И Суарес, нужно отдать ему должное, делает все, чтобы его использовать. К слову, очень жаль, что он, если я не ошибаюсь, заигран за одну из юношеских сборных своей страны.
– Суарес уже говорит по-русски?
– Самую малость, причем в основном владеет теми словами, что я предпочел бы не озвучивать (улыбается). Сами понимаете, парень живет на базе с нашими ребятам, а они, конечно, не упускают возможности пополнить его лексикон новыми перлами. К слову, сейчас Диего отправился домой в Боливию, чтобы в течение двух месяцев позаниматься в общеобразовательной школе.
Сам он, правда, утверждает, что все знает. "И математику?" – спрашиваем мы. – "А как же!" – "Ну, скажи, сколько будет дважды два?" – продолжаем мы напирать. Он долго думает, морщит лоб, а потом гордо отвечает: "Ничья!".
– Самого Калитвинцева в годы игровой карьеры называли прирожденным плеймейкером – игроком с искрой Божьей. Видите ли вы таких футболистов среди своих подопечных?
– Скажу вам больше: именно с такими мы и стараемся работать. Лично мне нужны не ремесленники, а творческие личности. Молодой игрок, не обладающий такими качествами, будет тянуть вниз всю команду. Вместе с тем, талант, как совершенно справедливо считал Валерий Лобановский, дает футболисту один процент надежды на то, что когда-нибудь он станет большим мастером. 99 оставшихся процентов составляет трудолюбие, но без того единственного добиться чего-то серьезного будет очень тяжело.
Михаил Спиваковский, Спорт-Экспресс в Украине