Поступаленко: "От хорошей передачи радости больше"
В непринужденном разговоре с одним из лидеров алчевской Стали Антоном Поступаленко мы успели поговорить и о его команде, и о городе, где он теперь работает, и о разбитой мечте, и о фантастике.
7 November 2013, 12:32
Україна: Перша ліга
Антон рассказал Football.ua о конголезской «потере», «риддиковской» фантастике и школе выдающихся тренеров. А мы не упустили возможности поговорить с одним из самых лучших полузащитников первой лиги о его карьере, планах и мечтах.
«Прическа? Ну, уж какая у парикмахера получилась…»
– Антон Поступаленко по внешности – главный хипстер первой лиги. У вас оригинальная прическа, не хватает только очков, татуировки и клетчатых штанишек.
– Нет, я противник тату. В одежде отдаю предпочтение той, в которой удобно. А прическа – ну, просто такая получилась.
– Ну и что смотрит и слушает хипстер-футболист?
– Музыку? Самую разную. В кино фантастику люблю.
– Фантастика же разная бывает: от Кубрика до Хроник Риддика…
– Моя поближе к Риддику будет.
– Давайте поговорим о вашей карьере. С чего для вас начинался футбол?
– Как все ребята – я начинал играть во дворе. Потом меня заметили и пригласили в ДЮСШ-13 города Харькова. Моим первым тренером стал Владимир Николаевич Сава. А затем я уже попал в харьковский спортинтернат, где проучился до 11 класса, после чего оказался в Металлисте.
– В тот период, когда вы оказались в Металлисте, команда еще не была авторитетом в украинском футболе, не так давно вообще возвратившись в высшую лигу. С чем связан этот резкий подъем клуба в число грандов?
– Во-первых, пришли грамотные люди в руководстве, тренер – Мирон Богданович Маркевич, который не нуждается в особых рекомендациях. Во-вторых, была очень грамотная селекционная работа. В-третьих, появился президент с большими деньгами. Потихоньку они начали создавать команду и вывели ее в лидеры украинского футбола.
– Но все это делалось постепенно: поначалу ведь и стадион очень долго реконструировался, и команда не могла себе позволить покупать звезд. Когда все-таки случился перелом, и клуб дорос до того уровня, который есть сейчас?
– Я бы сказал, что уже после первой бронзы – уже тогда все поняли, что дело становится серьезным, все вошли во вкус.
– Лично вы за шесть лет провели в Металлисте всего девять матчей, хотя постоянно назывались среди самых перспективных дублеров. Чего не хватило Антону Поступаленко, чтобы заиграть в команде родного города?
– Даже и не знаю… Наверное, все-таки где-то мой юношеский задор помешал – сам допустил те ошибки, которые не позволили мне больше играть.
– Кроме вас еще несколько игроков было под первым составом – Сидоренко, Давыдов, Загинайлов, многие другие… Если бы вы все получили свой шанс, могли бы сейчас играть рядом с бразильцами? Органично влились бы в такой состав?
– Да, я думаю, что несколько наших парней могли бы играть в Металлисте. Просто немного другие задачи ставились в клубе, покупались неплохие легионеры, поэтому не было времени экспериментировать с молодежью. Вот и вся история. А относительно уровня, то у меня нет сомнений, что ребята из дубля Металлиста достойны играть в Премьер-лиге.
– В то время, когда вы начинали, в Харькове было больше команд – Арсенал, ФК Харьков, Газовик, а теперь остались только Металлист и Гелиос. В городе чувствуется некий вакуум для местных футболистов?
– Конечно, это очень хорошо, когда есть много команд – это больше шансов для игроков, особенно начинающих. Но нашему городу и так повезло, что есть две команды. А есть же еще хорошие учебные заведения – ДЮСШ, спортинтернат, а также чемпионаты города и области. Так что Харьков – футбольный город.
– В попытках получить игровую практику вы пробовали силы в Закарпатье. Готовы были остаться в Ужгороде дольше, чем на арендный период?
– Тогда команду возглавлял Гамула, но у меня с тренером отношения не заладились, поэтому я уехал оттуда быстро.
– За то время, которое вы провели в Металлисте, в команде поиграло немало достаточно мастеровитых футболистов. Понятно, в чемпионате вы не так часто с ними пересекались, но тренировались-то вместе. Кто из харьковских звезд достоин того, чтобы сказать, что с ним даже тренироваться было настолько же приятно, как и играть?
– Я попал в команду в то время, когда ей приносил огромную пользу Саша Рыкун. Он мне как игрок очень нравился – его передачи, техника, футбольный интеллект. Поэтому и на тренировках старался с ним заниматься, чтобы поучиться игре у такого мастера.
– Честно говоря, такой ответ не удивил, потому что и вас по особенностям игры можно сравнивать с Рыкуном…
– Мне это приятно, потому что в моем понимании Саша – большой мастер.
– Какие-то секреты он вам раскрыл?
– Ой, отдать такую передачу, как он может – это талант, этому не научишь даже, пожалуй.
«Черниговская яма оказалась фартовой»
– Когда вы приходили в Алчевск, в команде дела шли не лучшим образом. Некоторое время даже стоял вопрос, будет ли существовать команда дальше, не говоря о высоких задачах. Вас не пугал такой шаг, или уже хотелось самостоятельной футбольной жизни?
– Волобуев славится тем, что просматривает матчи всех лиг – и дублеров, и область, и местных ребятишек. А вас где он приметил?
– В то время мои дела вел Евгений Красников – с Анатолием Волобуевым они дружат и часто общаются, вот он и предложил мою кандидатуру главному тренеру Стали.
– Многие молодые футболисты, которые переходят из дублеров в первую лигу, испытывают трудности с вхождением во взрослый футбол. А как вы адаптировались в новой команде и лиге?
– Первые полгода я вообще в состав не попадал – выходил на 2-3 минуты. И столкнулся с такой проблемой, что как это я – из Металлиста пришел, а не играю? Было тяжело, да и турнир существенно отличается – первая лига на три головы выше от дублеров. Но работа помогла освоиться.
– В то время вашим непосредственным конкурентом был, наверное, Гавриш.
– Виталя мне много помогал, и хотя у нас была конкуренция – но здоровая. Мы нормально общались, сейчас держу за него кулаки в Премьер-лиге.
– Сталь действительно многим игрокам помогла подняться на более высокий уровень. После Алчевска люди даже в Динамо и Шахтер переходили. Вы тоже, подписывая договор с алчевцами, имели в виду такую возможность – дорасти до Премьер-лиги?
– Была такая мысль, конечно. Хотелось, чтобы кто-то меня заметил. Любой футболист мечтает играть в Премьер-лиге.
– Тем не менее, со Сталью вы уже успели завоевать несколько медалей – наверняка, в вашей коллекции есть уже и «бронза» первой лиги, и «серебро». Собираете, храните футбольные трофеи?
– Не сказал бы, что с особым пиететом к ним отношусь – храню, конечно, лежат вместе с детскими наградами. Честно говоря, эти медали были бы намного ценнее, если бы с этой командой сыграть в Премьер-лиге…
– Большая ценность для любого футболиста – прогресс, возможность развиваться. Если раньше вы играли иногда застенчиво, скромно, то в этом сезоне уже перебираете на себя лидерскую роль и не только привычно раздаете передачи, но и сами бьете. Новая ипостась вам по нраву?
– Мне нравится брать на себя ответственность. Приятно чувствовать, что ты важен для команды.
– В этом сезоне вы и забиваете немало. Причем, один из голов – в Чернигове Десне – вы отпраздновали очень необычным способом. Что это было?
– А, это… Дело в том, что у них на стадионе рядом с полем яма, и я по ходу матча, подавая угловой, туда ногой угодил. Ребята смеялись, а когда гол забил – решил показать: вот она, та самая яма!
– Нынешний чемпионат в первой лиге особенный: с одной стороны, никто вроде как не спешит в Премьер-лигу, с другой – все соперники абсолютно равные.
– Большая радость для любой команды низших лиг – в Кубке попасть на премьер-лигового соперника. Ваша команда в этом году осталась без такого счастья, да и в Кировограде, где она проиграла, выступила практически резервным составом…
– Во-первых, в Кубке у нас не предусмотрены премиальные. Во-вторых, поехали те, кого определил тренерский штаб – у нас нет такого понятия, как первый-второй состав. Но это не значит, поверьте, что мы не хотели дойти до высоких стадий и привезти в Алчевск суперклуб. Очень даже хотели! Это ведь не только болельщикам, но и нам интересно.
– Ваша команда в этом сезоне многими воспринимается как фаворит чемпионата, хотя и не ставит перед собой турнирных задач. Но все-таки несколько досадных поражений у вас было: Полтава, Армянск, матч с Александрией…
– Ну, от поражений никто не застрахован. Тем более, что в некоторых матчах мы страдаем от того, что нам назначают много штрафных, пенальти. Но все равно отдаем должное и соперникам.
– За исключением нескольких матчей, ваша команда в этом сезоне играет на классе. Признаки этого – вы быстро добиваетесь преимущества, затем изматываете соперников и спокойно укрепляете счет, забивая «контрольный» гол. И большинство тренеров ваших команд-соперниц называет Сталь не иначе, как «командой Премьер-лиги». Согласны с такими оценками?
– В прошлом сезоне мы доказали, что достойны повышения в классе, так что – да.
– Многие предсказывали, что после летних событий, когда Сталь вышла в Премьер-лигу, но туда не попала, основные игроки поуходят и команду постигнет крах. Тем не менее, ушло лишь несколько человек, в числе которых – Окана и Локтионов, а вы, Мищенко, Степанюк и многие другие остались. Предложений достойных не было, или же решили подсобить команде в трудную минуту?
– Все случилось так неожиданно – мы планомерно готовились к Премьер-лиге, поэтому никаких вариантов не рассматривали. Зачем было куда-то переходить, если можно со своей командой получать на хорошем уровне игровую практику? А когда все случилось… Я не знаю, может, и приходили на меня какие-то факсы в клуб, но я об этом не имею представления.
– Каждый футболист хочет в Премьер-лигу, и тем досаднее ситуация, когда вся команда заслужила выход туда, но в итоге осталась на прежнем уровне. Смотря на нынешний сезон в элите, если сугубо гипотетически предположить, что Сталь все-таки была бы там, она могла бы на что-то претендовать, или осталась бы на правах статиста?
– Мы всегда играем на победу, поэтому, уверен, и там бы могли многих удивить. Хотя нам и не ставят задач, и за счет этого мы играем несколько раскрепощеннее, это не значит, что у ребят нет личных амбиций и желания доказать свой уровень.
– Раскрепощенность, тем не менее, не мешает вам одерживать те самые победы на классе. Что стимулирует вас, игроков, играть с полной самоотдачей в турнире, где у вас практически нет турнирных задач?
– В первую очередь, это спортивная злость и долг перед болельщиками. Второе – у всех есть семьи, и для них мы играем, зарабатываем деньги. Видите, какая ситуация – команды распадаются во всех лигах. И нам нет времени грустить о том, что случилось летом. Да, мы не вышли в Премьер-лигу, тяжело пережили это, но сейчас мы играем дальше. Остаются еще ведь и личные амбиции – каждый хочет, чтобы его заметили на более высоком уровне.
– Тем не менее, и в новом сезоне складывается такая ситуация, что Сталь – среди лидеров. Если получится такая ситуация, что вы снова финишируете в зоне «Премьер-лиги», можно ли надеяться, что печальные события лета-2013 не повторятся?
– Это уже к руководителям нашим обращайтесь… Мы будем стараться быть вверху, достойно выступать, а там уж как получится…
«Как-то раз забыли Окану в лесу…»
– Харьков – большой город, и вот оттуда вы попадаете в индустриальный Алчевск, начинаете ездить по Украине – от Головковки до Бурштына. Какие особо потешные дорожные истории можете вспомнить?
– Да вы знаете, как-то и не до юмора… Когда едешь по 15 часов на автобусе – это очень серьезно изматывает. Разве что когда мы Окану в лесу забыли…
– Рассказывайте.
– В прошлом году ехали на один из выездов, остановились посреди леса, а он там задержался, и его забыли. Автобус уехал, остался конголезский парень один на трассе. Как он там нашел бабульку с мобилкой, чтобы к нам дозвониться – не знаю. Но когда за ним возвратились, то до самого города ехали, смеясь всей командой.
– Колинс и Окана – почти идеальные легионеры…
– Да мы их вообще иностранцами не считаем – хорошие ребята, мы с ними сдружились. Разве что иногда над ними подшучиваем, но любя.
– Колинс остается в команде, но Оканы уже нет…
– У него возник один перспективный вариант, и клуб не стал ему мешать в продолжении карьеры. Но что-то там не срослось, и он сейчас дома.
– Вы сказали, что в команде царит приятная атмосфера. А кто главный шутник в Стали?
– Наверное, Саня Акименко.
– Какую шутку над вами он отчебучил?
– Ой, он всех нас может притравить.
– Он ведь один из аборигенов…
– Есть еще Батюшин, да и Ермаков где-то отсюда.
– И как вам живется в их родном городе?
– Работа есть работа… А город – это надо смотреть! Завод тут большущий, небо бывает очень красивое.
– В последнее время мы видим одну тенденцию: многие авторитетные в первой лиге футболисты уезжают за границу – в высшие лиги Азербайджана, Казахстана, Беларуси… О чем это свидетельствует: о силе нашей первой лиги или о кризисе в нашем футболе?
– Просто футбол сейчас уже больше становится бизнесом – весь мир открыт, можно ездить, пробовать силы. В украинскую Премьер-лигу тяжело попасть, а первый дивизион особо деньгами не разбрасывается. Поэтому игроки и уезжают – и я не вижу в этом ничего плохого, пусть получают игровой опыт.
– А вы такой путь не планируете?
– Да я пока и в Украине не против поиграть… Есть, конечно, какие-то мечты, но говорить о них не стану – предпочитаю игрой все доказывать.
– Вечный вопрос: есть футболисты, которые умеют забивать, и есть те, которые умеют отдавать. От чего вы получаете больше удовольствия: от голов или от результативных передач?
– Пожалуй, от передач. Это ведь интересно: конструировать игру.
– Лично вы в этом чемпионате не только традиционно фонтанируете отличными передачами, но и все смелее берете на себя игру в завершении. Каким персональным результатом по итогам сезона будете довольны? Ставите себе норматив – допустим, 10 передач, 10 мячей?
– Чем больше – тем лучше, но хорошо бы было, чтобы эти голы и ассисты были победными.
Артур Валерко, Football.ua