Кварцяный: "Я страдал за правду"
Виталий Кварцяный интересен как умением заинтересовать собеседника или слушателя, так и достижениями, заслугами в футболе. Наверняка, ему нашлась бы работа в команде выше рангом, однако наставник лучан видит себя именно на нынешнем месте, сохраняя верность региону и Волыни.
– Виталий Владимирович, как вы оцениваете 5-е место своей команды в первой части первенства команд Первой лиги?
– Обычно тренер доволен, когда его команда занимает первое, второе или третье место. Однако учитывая то, что Волынь работала на два фронта, и очень большое количество травм коснулось линии нашей защиты, то нынешнюю позицию можно считать удовлетворительной. Могу также признать свою трансферную ошибку, когда отпустил из команды Александра Пищура. Многие тактические наработки после его ухода потеряли смысл. Если говорить об отдельных играх, то в гостях мы провалили две игры. Нельзя было на юге готовить команду к матчу второго тура против Днестра. Некоторые футболисты (Ковалюк, Кабанов) подвели команду, которая, в целом, выглядела разбалансированной. Ну и поражение в Белой Церкви при игровом преимуществе можно занести команде в минус. Дома тоже недосчитались очков, не сумев переиграть ФК Львов, Крымтеплицу, Динамо-2.
– До сих пор ореолом тайны окутана история с технической победой над Крымтеплицей. Которую потом отменили…
– В другой ситуации никогда не цеплялся бы за эту победу. Однако регламент надо уважать. А согласно этому документу, мы должны были получить три очка в том поединке. Во-первых, оба решения очень долго доходили до общественности. Решение есть, а о нем два месяца никто не знает. И если дисциплинарный комитет, прочитав регламент, засчитал нам победу, то потом в силу вступил какой-то апелляционный суд. Что это за контора, как ее едят и что они едят в футболе… Не знаю, уж сколько ушло туда помидоров, но победу у нас вновь отобрали. А еще это припало на 50-летие президента Крымтеплицы. Я его очень уважаю, лично поздравлял, но есть дело, которому нет объяснения.
– Точка в этом деле поставлена?
– Нет, юристы работают, мы обратились в Лозанну и надеемся на торжество справедливости. Кстати, в этом случае нам добавится два очка, и мы займем промежуточное третье место, на которое рассчитывали.
– В Кубке Украины у вас дела обстоят получше – Волынь стала полуфиналистом и в шаге от попадания в еврокубки. Вы готовы к такому повороту событий?
– Если судьба и Господь Бог повернутся к нам, то воплотится в жизнь наша мечта, и мы будем готовиться к серьезным европейским испытаниям. Так уж повелось, что где-то из 30-ти кубковых игр мы 23 провели в гостях. Вот и в этом розыгрыше победили сначала в Ирпене, а потом и в Александрии. Дальнейшие игры с представителями Премьер-лиги по положению проводили дома. Родные стены нам помогли во встречах с Кривбассом и запорожским Металлургом. Поэтому мы уже сейчас готовимся к полуфиналу с Таврией. Я даже не могу сказать, что это будет за игра. Знаете, бывает матч года… Так вот у нас это поединок 50-летия.
– Именно в таких матчах и вспоминается пребывание Волыни в лиге сильнейших украинских команд. Каковы воспоминания от того периода? И какой стимул после вы нашли для работы в лиге уровнем ниже?
– Если меня помнят в обычных ситуациях, то я всегда спокоен, выдержан, расчетлив в высказываниях. Конечно, бывали случаи, когда что-то меня заедало. Но я не научен дипломатичности, как в парламенте: говорить одно, при этом думая абсолютно о другом. Я страдал за правду. И когда мы не выиграли последний матч у Таврии, не забив пенальти, я никому слова не сказал. Просто поблагодарил за работу. Безусловно, многих исполнителей мы отпустили искать себе новое место работы. А стимулом для меня было сохранить для области команду Первой лиги, ведь после вылета важно не упасть, а вновь встать на ноги и, не теряя своего лица, идти дальше, желательно вверх.
– Виталий Владимирович, поговорив о настоящем и прошлом, надо упомянуть о будущем. Каким вы видите свою команду через полгода, 3 года, 5 лет?
– Сейчас наш дальнейший путь зависит от поединка с Таврией. Очень много на него поставлено. Мы все равно вернемся в Премьер-лигу. Просто победа в полуфинале Кубка может дать толчок для ускорения процесса. Уже сейчас мы смотрим в будущее. Сегодня был на месте строительства базы, где вовсю работают грейдеры, бульдозеры, тракторы и другая техника. Хотим построить шесть футбольных полей, где будет место для занятий не только команде мастеров. Недавно выкупили стадион "Подшипник" - это уже третья арена в городе, перешедшая в нашу собственность. И на "Авангарде" кое-что придется доводить до норм УЕФА. Нет, у нас уже сейчас европейский сертификат образца трехлетней давности. Ну а в случае успеха, надо будет привести в норму не только стадион, но и весь город должен преобразиться.
Эта победа могла бы подстегнуть команду к завоеванию и в регулярном первенстве первого или второго места. Но если мы в этом сезоне не сможем достигнуть подобного результата, катастрофы не произойдет. Через три года, думаю, Волынь будет крепким середняком Премьер-лиги, а через пять настанет время более высоких задач.
– А как вам в целом турнир в Первой лиге образца нынешнего сезона?
– Честное слово, ожидал худшего. Экономический кризис, по-моему, возымел обратный эффект. Если в межсезонье много команд заявляют о проблемах, то начинается чемпионат, и о трудностях все забывают. Вот этот пресловутый кризис меняет психологию руководителей – они изыскивают нестандартные пути ведения бизнеса, чтобы выжить. Видя это, иногда игроки и тренеры некоторых команд верят обещаниям потерпеть три месяца без зарплат и, как правило, их не обманывают. Из Второй лиги обычно тоже появляются подготовленные команды – не для того, чтобы вести борьбу за выживание. Тактическая выучка, кадровый потенциал позволяет быстро адаптироваться на новом уровне. В то же время, посмотрите на верхние этажи турнирной таблицы – очень много соискателей на две путевки в Премьер-лигу: Львов, Сталь, Александрия, те же Севастополь, Гелиос, где-то и Волынь старается не отставать. А вспомните прошлый год: «Закарпатье» и Оболонь без альтернативы. Была еще Александрия, но всем было известно, что выше она не пойдет.
– Вашей команде характерна большая текучесть футболистов: приходят, уходят. Это эволюционный процесс – выживают сильнейшие?
– Может, и так. Перед сезоном ориентировались на тех, кто есть. Но каждый предлагает футболистов – кого-то берем, в ком-то разочаровываюсь. Хотели сыграть молодежью – не получается. Есть «старики», а молодые у них за спинами отсиживаются: «нам и здесь хорошо». Надо менять их психологию. Вот и раздаем – кого даром, кого – в аренду. Есть характер – они остаются, нет характера – говорим им: «До свидания!». Вот и приходится даже по ходу сезона искать таланты. Ведь 15-25 футболистов не создают достаточной конкуренции. У меня на тренировках часто по 30 человек бегают. Тяжело проводить для такого количества тренировочный процесс, но что делать… Находим необходимые упражнения, подходящие методы. И в играх иду на эксперименты, у меня играют футболисты 1992, 1993 г.р. Я не консерватор, готов рисковать. Иногда приходится наказывать тех, кто портит игру. В некоторых случаях помогает: в следующий раз не повторяют ошибок. Будем и дальше искать. Пока же могу сказать, что больше за нашу команду не будут играть Снытко, Беньо и Мирошниченко.
– Известно, что вы никогда не пренебрегали исполнителями из дальнего зарубежья. Вот и по ходу этого сезона у вас количество легионеров возросло…
– В этом нет ничего плохого. Иностранцы в нашем чемпионате создают ауру солидности. Например, я считаю, что те легионеры, которые выступали в Волыни – одно из наилучших воспоминаний от прошлых выступлений команды. Их приезжает много. На кого смотрю две минуты, на кого больше. Перед началом нынешнего сезона отобрал только одного из 20-ти – бразильца Рамона Лопеса. Потом мы вырвали право приобрести вратаря из Сенегала Исса Ндойе, о котором серьезно заговорят через год-полтора. Заполучить его нам стоило титанических усилий, ведь на него претендовали некоторые участники Лиги чемпионов. Уже по ходу сезона взяли еще троих – Бамба из Кот-д`Ивуара и еще двух бразильцев Майкона и Густаво. Насколько они закрепятся у нас, пока говорить рано, но в целом, этими приобретениями я доволен.
– Увидит ли футбольный мир из вашей нынешней команды футболистов уровня Папы Гуйе, Марко Девича, Александра Тришовича, Евгения Хачериди?
– Обязательно. Вы же знаете, в моей команде не может не быть таких ребят. Человек 4-5 очень перспективных. С некоторыми еще надо много работать, поэтому не буду пока называть их фамилии.
– Виталий Владимирович, а интересно было бы вам возглавить сборную Украины или один из топ-клубов – Шахтер или Динамо?
– Неинтересно. Потому что я там чужой. Не мой это уровень. Есть люди, которые отдали больше футболу, чем я – пусть они и тренируют. У нас не Запад. В Украине же в сборной только выходцы из киевского Динамо. Я не имею ничего против – пусть тренируют.
– А кого бы вы предложили?
– Тех, у кого больше опыта, больше воспитания, выше уровень предыдущей работы. Возьмите, к примеру, Маркевича, Яремченко, Бессонова – высокий, подтянутый, в галстуке.
– А что скажете про Максимова?
– Настоящим профессионалом-футболистом был. Кстати, когда Юра заканчивал карьеру, у меня его перехватили. Хотел, чтоб он тогда Волыни пользу принес. Вот таким же и тренером он обещает стать. Он одержим, у него есть харизма, он не ищет сытости в футболе, он хочет все на себе узнать. Например, он знает, как работать бесплатно, без зарплаты. Уже многого добился.
– А вот такой вопрос. Вы не в Премьер-лиге, но туда стремитесь и за ней следите. Только что прошли выборы президента. Если бы участвовали в выборах, проголосовали бы за Данилова?
– Я вижу этот процесс со стороны. Мне нравится, что наступило время плодотворного диалога. Сейчас уже всем небезразлично, что происходит с нашим клубным футболом, никто не хочет оставаться в стороне. Настало время поменять некоторые устои, чтобы некоторые комитеты (вы понимаете, о чем я говорю) вышли из-под крыла федерации. ФФУ не должна распыляться. Есть чем заниматься – сборными, детским футболом. Профессиональный футбол она должна контролировать, как это положено во всем мире, но никоим образом туда не вмешиваться. Виталий Данилов был инициатором создания Премьер-лиги, полтора года руководил этой организацией. И поверьте, плохо руководил бы – никто не оставил бы его на этом посту. А то, что он успевает плодотворно работать и на благо футбола, и в парламенте – так это только ему плюс. Другие и в одном месте ни на что не способны. Мы с Даниловым не друзья, почти не знакомы, но я на его стороне.
– А вот в ПФЛ скандал в самом разгаре. Ваше отношение к неоднозначной ситуации вокруг отстраненного президента этой организации Святослава Сироты. Кстати, вы за него не голосовали…
– Вы же знаете, я с камнем ни к кому не пойду. С хлебом пойду. Поделюсь. Тогда я ни за кого не голосовал. Был против Сироты, в том числе. Не столько против него, сколько против происходящего. Все там шло не так, как нужно было. Все было известно заранее. Кто-то выступал для галочки. Филькина грамота какая-то. Нашли общий язык с Сиротой мы позже – после того, как несколько раз выясняли отношения. Это пошло на пользу. Мне сейчас за него больно – за то, что никто не успел ему подсказать, не помог разобраться с хозяйством.
– В кругу болельщиков часто приходится слышать, как вас сравнивают с Игорем Гамулой. Как вы к этому относитесь?
– Я знаю, что он был неплохим футболистом. Однако я не знаком с его характером, его бытом, его семьей. Слышал его манеру общаться по телевидению. Сначала это было слишком эмоционально, сейчас – чуть-чуть. Видно, что человек любит компанию, наверное, неплохо относится к футболистам. Я не знаю, как можно нас сравнивать. Может быть, схожи в том, что оба пропускаем футбол через себя.
– Виталий Владимирович, и напоследок вопрос о ближайшем будущем. Расскажите, как спланирован календарь подготовки Волыни…
– Уже начинаем готовиться к весенней части соревнований в Первой лиге и отдельно к игре против Таврии. С 17 по 25 декабря соберемся в Луцке. После Нового года будут три учебно-тренировочных сбора. С 12 по 24 января - в Ялте. А потом два раза выезжаем в Турцию: с 30 января по 13 февраля и с 20 февраля по 6 марта.
Беседовал Константин БАДУЛИН, газета "ГОЛ!"