Football.ua

Денис Сытник: в Исландии футболом увлекаются от 3-летних детей и до 90-летних стариков

Украинец Денис Сытник, поигравший в Исландии, Румынии и на Мальте, в интервью Football.ua рассказал о своей карьере, секрете успеха исландцев на Евро, их отношении к жеребьевке отбора на ЧМ и многом другом.
3 September 2016, 15:26
ЧМ-2018. Отбор

- Здравствуйте, Денис. Вы наверняка рассказывали уже эту историю не один раз, и все же: расскажите, как Вы попали в Исландию?

- Добрый день. Да, несколько раз уже рассказывал (улыбается). В Исландию попал, можно сказать, случайно. Изначально ехал в Норвегию, в команду Люн. Они тогда были в высшей лиге, но там поменялся тренер. Когда я приехал, там был уже не тот, который меня приглашал.

Новый тренер не видел меня в команде из-за моего небольшого роста, для него идеальным нападающим был Джон Карью. Так как мой билет был через несколько дней, мне дали сыграть 2-й тайм товарищеского матча против датского Эсбьерга, в котором я очень хорошо сыграл, но тренера так и не впечатлил.

После игры ко мне подошел исландский агент, который предложил мне попробовать себя в Исландии. О чемпионате Исландии я ничего не знал, но я всегда хотел попробовать свои силы за рубежом и поэтому согласился поехать на просмотр в команду IBV, тренером которой был нынешний наставник сборной Исландии. В итоге подписал с ними контракт на 2 года.

- Хеймир Хадльгримссон? Как у него проходят тренировки? На чем он делает акцент?

- Да, именно он. Тренировки проходили очень интенсивно и в основном было много игровых упражнений. Он работал в IBV в паре с сербским тренером Драганом Казичем. В основном Драган занимался более технической частью, а Хеймир — уже более игровой и тактической частью.

Самое интересное, что на тренировках он никогда не свистел нарушения правил — только, когда видел, что страсти уж слишком накалялись, тогда мог свистнуть 1-2 раза.

- Сейчас не жалеете об этом решении?

- Нет, ни капли не жалею. Если бы мне дали второй раз пережить это время и сделать выбор в ту или иную пользу, то я выбрал бы все то же. Ну, разве что ногу иногда подставлял бы там, где надо, почаще (улыбается).

- Как восприняла семья новость о том, что Вы переезжаете в столь экзотичную страну?

- Семья восприняла хорошо, так как отец мне давно говорил, чтобы я пробовал свои силы за границей, ведь там больше возможностей проявить себя.

Поначалу было тяжело из-за моего уровня английского, вернее отсутствия какого-либо уровня, вот в тот момент семья и друзья очень помогали, так как психологически тяжело было. Потом, когда разобрался с документами, то прилетела девушка моя и тогда стало намного легче.

- Сейчас английский уже беглый? Какими языками владеете?

- Сейчас уже свободно разговариваю на английском. Есть еще некоторые моменты по грамматике, которые нужно шлифовать, но, в основном, разговариваю свободно.

Исландский так и не выучил, так как все разговаривают на английском и я не видел в этом смысла. С мальтийским немного лучше, еще не разговариваю, но, иногда что-то понимаю (улыбается). 

- Что Вас больше всего поразило в Исландии?

- Если в футбольном плане, то, скорее всего, самоотдача футболистов на тренировках и на играх. Исландия считается полупрофессиональной лигой, так как все работают там, а после работы идут на тренировки.

Но мне кажется, благодаря этому футболисты и прогрессируют. Они знают, как тяжело это — работать целый день, а потом приходить и выкладываться на тренировке на полную, вот поэтому многие исландцы стараются проявить себя как можно лучше, ведь на играх очень много скаутов из Скандинавии, Англии.

Из-за отсутствия свободного времени, молодые футболисты не забивают себе голову гульками, алкоголем и другими ненужными вещами, они стараются проявить себя, для того, чтобы попасть в более сильный чемпионат.

У них в крови бойцовские качества, а если ко всему этому еще и добавить качественные тренировки с уклоном на технику, то получается очень хорошая смесь.

А если не в футбольном плане, то это природа. Природа в Исландии просто феноменальная: водопады, гейзеры, лагуны, ледники и многое другое. 

- А вулканы? Говорят, их там больше, чем футболистов-профессионалов.

- Ну, они не поражают, скорее всего, они устрашают (улыбается).

Если честно, то точное количество вулканов я не знаю, но их довольно-таки много и говорят, что если проснется Катла, то будет горе с авиаперелетами еще больше, чем с Эйяфьятлайокудлем или как там его (улыбается).

- У исландцев фамилии — по сути, отчества. Они сами не путаются, когда по десять Альфредссонов в одном месте собираются?

- Да нет, они же растут в этой среде, для них это нормально.

Тем более, что они всегда по именам друг друга называют. Когда играли в Лиге Европы, то на футболках писали не фамилии, чтоб не запутать людей, а то у нас полкоманды было Олафссонов и полкоманды Гудмундссонов (улыбается).

- Исландский чемпионат сравним по уровню с украинским, если не считать Шахтер и Динамо?

- Скорее нет, чем да. В Украине более опытные футболисты в высшей лиге. Разве что 2-3 команды могли бы сыграть приблизительно на уровне с середняками высшей лиги Украины. В Исландии очень большой поток футболистов. Если посмотреть на составы команд, то, может, 80% футболистов сейчас новые, по сравнению с 2011-м годом, когда я играл там. 

Уровень чемпионата стоит, так как большинство хороших футболистов переезжает в более сильные чемпионаты с более высокими зарплатами. Однако это дает плоды для сборной. 

- Недавно сборная Исландии прогремела на всю Европу, ведь дошла до 1/4 финала Евро. Как думаете, за счет чего ей удалось это сделать?

- Это результат длительной работы тренеров всех возрастных категорий, правильных подход государства к развитию спорта в стране. 

У них зарплата тренера зависит от квалификации. В детских школах у большинства тренеров лицензии А, у многих даже PRO, и это в детских академиях.

В Исландии вы не найдете ни одного закрытого поля с табличкой "аренда поля по номеру...", наоборот — все поля открыты, приходи и играй. И дети играют, а результат прогресса детей во многом зависит от их любви к игре с мячом. А раз дети прогрессируют, то прогрессирует и сборная.

В школах проходят постоянно какие-то мероприятия, футболисты сборных приходят туда, общаются с детьми, рассказывают о вреде спиртного и сигарет в футбольном развитии и многое другое. 

Правительство уделяет много внимания здоровому образу жизни в стране. Стоимость алкоголя и сигарет такая, что никому особо и не хочется это употреблять. А эти все мелочи дают хороший толчок для развития футболистов.

- Популярен ли вообще футбол в Исландии?

- Ооо, ну, тут сказать популярен, то это вообще ничего не сказать. 

Очень и очень популярен. Тут увлекаются футболом все, начиная от девочек/мальчиков 3-х лет и заканчивая бабушками/дедушками 90-та лет. Очень любят чемпионат Англии, все кого-то поддерживают. Я когда первый раз прилетел, то меня первым делом спросили не имя, а какая моя любимая команда в Англии, а если говоришь не ту команду, которую они поддерживают, то они начинают тебя переубеждать, что их команда лучше (улыбается).

- Ай, не с того вопроса начал интервью. Какая ваша любимая команда в Англии? Как Вам ее трансферы этим летом?

- Я поддерживаю Арсенал, но с приходом Моуриньо в МЮ начал смотреть много матчей с участием Красных Дьяволов, так как мне очень нравится этот тренер. У Арсенала трансферы редко случаются, они делают ставку на молодых футболистов, чем мне нравится Венгер. Хоть они уже очень давно не выигрывали чемпионат или ЛЧ, но команда всегда показывает хороший футбол и стабильно играет в ЛЧ, поэтому мне и нравится.

- С кем-то из героев Евро Вам приходилось пересекаться во время выступлений в Исландии?

- Из тех, кого хорошо помню – с вратарем, нападающим #11 Финбогассоном, который сейчас играет за Аугсбург, и защитником #15, который сейчас перешел в Вулверхэмптон, Бервардсоном.

Эти футболисты — живой пример для молодых исландцев, которые еще несколько лет назад играли с ними в чемпионате Исландии, а сейчас играют в топ-чемпионатах. 

- Что исландцы знают об Украине?

- В принципе, не очень много. Конечно, все знают тренера нашей сборной и легенду украинского футбола, Андрея Шевченко. Все знают наших боксеров, братьев Кличко. А так больше особо ничего и не знали, когда я прилетел впервые. Конечно, сейчас все знают, что в Украине война, нестабильность и многое другое.

-  Возможно, Вы знаете, как в Исландии восприняли жребий отбора на ЧМ-2018? Что там думают о сборной Украины?

- Если честно, то особо не знаю, как они восприняли жребий. После успешного Евро в исполнении Исландии и провального в исполнении Украины, то, конечно, там все сейчас думают, что Украина — это хороший жребий, что могло быть хуже.

Сейчас нужно, чтоб Украина вернула уважение к сборной своей игрой, а не словами. 

Исландия легким соперником не будет, это 100% могу сказать. Если Украина проявит командный дух, характер, бойцовские качества и уважение к людям, которые их поддерживают, то уверен, что все получится и, что Украина сможет победить. Но, без усилий и характера будет смеяться вся Европа с нас.

-  Чего следует остерегаться нашей сборной в матче с исландцами?

- Прежде всего, стоит остерегаться недооценки сборной Исландии. Понятно, что сейчас по-другому смотрят на неё после Евро, но последний матч против Франции может надеть розовые очки на наших футболистов.

Ну, а там уже я уверен, что тренерский штаб просмотрел много матчей сборной Исландии и подготовят команду в тактическом плане так, как надо.

-  Как думаете, кто победит?

- Тяжело судить о победителе в таком матче. Украина играет при пустых трибунах и это тоже фактор, который не играет нам на руку. Могу сказать, что буду поддерживать однозначно сборную Украины и очень надеюсь на победу. Мой прогноз 1:1 на этот матч, но, очень надеюсь, что я ошибусь и Украина выиграет (улыбается).

- Когда не были профессиональным футболистом, пробовали делать ставки? Получается прогнозировать матчи?

- Нет, я не увлекаюсь ставками. Прогнозировать матчи получается, но, в основном это между друзьями. Создаем группу в WhatsApp, делаем минимальный взнос и делаем прогнозы на групповой этап ЛЧ. За точный счет 3 балла, за точный результат – 1 балл. Ну и в конце группового этапа идем все вместе кушать пиццу на эти деньги, победитель оплачивает (улыбается).

-  Переход в румынский Петропул в 2012 стал ошибкой?

- Почему ошибкой? Я бы так не сказал! Я там получил бесценный опыт, невероятные эмоции и много друзей, поэтому я ни о чем не жалею. То, что я недолго там играл — это уже другая история. Меня пригласил тренер, с которым команда рассталась по окончанию сезона, хотя он спас её от вылета просто чудом!

По окончанию сезона у правления директоров были другие планы, пришел новый спонсор из ЧФР Клуж с 15-ю своими футболистами. 

С большинством футболистов, которые уже был в команде, расторгли контракты. С теми, у кого закончились контракты — не продлили.

После окончания сезона агент договорился с Рапидом из Бухареста, я поехал на просмотр, тренеру понравился, но потом из-за тупости агента команда отказалась от моих услуг. Так как в Румынии очень большие проблемы с финансированием, огромные задержки, обманы футболистов и т.д., агент хотел выплату зарплаты за 6 месяцев вперед, но клуб не захотел идти на уступки. В итоге агент сказал, что у него есть другие предложения для меня и я до сих пор жду звонка от него... 

- За полгода много друзей? Похоже, Вы человек коммуникабельный. Друзья с Исландии и Мальты не приезжали к Вам в гости в Украину?

- Иногда бывает (улыбается). Нет, не приезжали, так как меня никогда нет в Украине, поэтому им нет смысла прилетать туда, когда там меня нет.

-  В 2013 году Вы практически не играли за Гриндавик и Троттюр? Почему?

- Ну, как не играл, я сыграл из 22 игр половину так точно. Изначально я ехал в Гриндавик неготовым, так как зимой повредил плечо, когда был на просмотре в Израиле и только восстановился к тому времени. Но тренер меня знал по игре за IBV и пригласил, даже зная то, что я не готов.

Кондиции набрал быстро, но наставник хотел меня видеть на позиции центрального полузащитника, где я не особо комфортно чувствовал себя. Тренер на английском не разговаривал, только на сербском и исландском, а я в свою очередь только на английском мог с ним говорить. Из-за этого начали возникать недопонимания и он попросил руководство поговорить со мной, чтоб я ушел в аренду, так как он хотел пригласить серба.

В итоге, пока уладили все вопросы с бумагами, я пропустил какую-то часть игр, а в Исландии сезон маленький, игры бывают каждые 3-4 дня и за 10 дней можно пропустить 3 игры, что как раз и было в моем случае.

Когда перешел в Троттюр, то сыграв 3-4 матча, получил травму на предматчевой тренировке — пошел в стык и получил коленом в бедро. Учитывая важность игры, тренер попросил меня сыграть, я сказал, что сыграю, хотя боль была очень сильная. После перерыва я не смог продолжить игру, так как получил удар в бедро, чем еще сильнее усугубил травму и в итоге пропустил месяц, а это 1/4 сезона, только восстановился на последнюю игру сезона.

-  Как возник вариант с Титаном из Армянска и почему его пришлось так быстро покинуть?

- Когда был в Киеве, то агент — Вадик Шаблий сказал, что Лутков хочет меня видеть в команде. Я поехал, подписал, но команда распалась после того, как захватили Крым и на этом все закончилось.

- Вы и сейчас сотрудничаете с Вадимом? Его клиенты в последнее время едут играть в Турции, Бельгии, Венгрии, России... Вам не предлагал такие варианты? Вы бы согласились на переезд в Россию?

- Нет, не сотрудничаем. Вы знаете, по поводу России я даже не хочу ничего отвечать, так как это очень деликатный вопрос и, скорее всего, он относится к политике, а не к футболу.

-  Потом Вы вновь последовали в довольно экзотическом направлении – перешли в мальтийскую Марсаскалу. Какие воспоминания оставил этот этап карьеры?

- Вы знаете, очень и очень положительные впечатления. Изначально я ехал в команду высшей лиги — Слиму, но когда прилетел на Мальту, то агент, с которым велись переговоры, так и не приехал за мной в аэропорт.

У меня друг играл на Мальте, Чекулаевс, который был лучшим бомбардиром в Европе с 46 голами за сезон. Он знал, что я лечу на Мальту и, когда я его набрал, он сказал, что есть одна команда из 3-й лиги, которая ищет нападающего, что может поговорить за меня, если я хочу. Я встретился с тренером, президентом, они мне предложили хорошие условия, даже лучше, чем те, о которых шла речь, когда я ехал в Слиму. Намечался интересный проект у команды, поэтому я и согласился подписать. В итоге стал лучшим игроком и лучшим бомбардиром в сезоне.

- Вы практически нигде надолго не задерживаетесь. Почему так складывается?

- Да сам иногда задумываюсь над этим (улыбается). Может, судьба у меня такая, не знаю... Я часто читаю комментарии под статьями, которые обо мне пишут, там пишут всякие гадости люди, которые ничего не знают обо мне, как о человеке, как о футболисте, о том, через что приходится проходить футболистам, чтоб играть. Очень легко сидеть у компьютера и писать гадости, а вот взять бутсы и хоть чего-то добиться в жизни — это не так просто. 

Но я ни о чем не жалею, благодаря этому я набираюсь опыта от разных тренеров, футболистов, от разных культур. Я уже начал обучение на тренерскую лицензию, так что уверен, что это мне поможет в будущем (улыбается).

- Отвечаете ли Вы на критику в Интернете?

- Я не вижу смысла тратить свое время на обсуждение кого-то, или чего-то... Если что-то пишут хорошее обо мне — приятно, а если пишут какие-то гадости люди далекие от футбола, которым ничего не стоит просто так взять и обгадить футболиста, то я даже не вижу смысла на это реагировать и тратить свое время на это. Моя реакция на это одна — смех.

- После Марсаскалы Вы успели поиграть за исландский Сельфосс и мальтийский Сенглеа Атлетик. Какая страна Вам сейчас кажется роднее, Исландия или Мальта?

- Да, это правда, после Марсаскалы я перебрался в Исландию, где отыграл сезон за Селфосс и по окончанию сезона снова улетел на Мальту в Марсаскалу, где сезон только начинался.

У меня были другие предложения на Мальте, но в Марсаскале я был счастлив и никуда на хотел уходить. Но пришлось. В декабре после разногласий в руководстве ушел президент команды, с которым у меня были все договоренности, поэтому и мне пришлось уйти. Потом попал немного в сложную ситуацию, так как документы на рабочее разрешения я подал, но еще не получил к тому моменту и не мог покинуть страну, а учитывая, что я сыграл уже за 2 команды за 1 сезон (Селфосс и Марсаскала), то не мог ни за кого играть больше.

В итоге — не знаю какими стараниями и каким чудом, ФИФА разрешила мне играть за Сенглеа, за которую я сыграл до конца сезона, закончили на 3 месте и к сожалению проиграли стыковое противостояние за выход в высшую лигу.

- В новом сезоне Вы продолжите выступать за Сенглеа Атлетик?

- Нет, после окончания сезона я забрал документы, так как у меня были другие планы. Однако при подаче документов на рабочее разрешение клуб допустил ошибки и из-за этого получил отказ. Пришлось подавать апелляцию, что задержало меня на Мальте и немного нарушило все мои планы.

Сейчас я на Мальте пока, жду рабочее разрешение, чтоб смог покинуть страну в конце концов, а там уже будет видно в ближайшее время. Если вскоре не получу разрешение, то думаю подписать контракт до зимы на Мальте, а потом уже смотреть по ситуации.

- Как поддерживаете форму?

- Пока ее поддерживаю сам в тренажерном зале и просто работаю с мячом каждый день. 

- Поступали ли Вам этим летом предложения из Украины? Если еще поступят, станете их рассматривать?

- Меня все устраивает, и в Украине не хочу даже рассматривать никакие предложения.

Евгений Музыка, Football.ua