Ученик и учитель (часть 2)
Карьера Хайвея в Ливерпуле в качестве игрока была очень насыщенной и успешной. Со всех точек зрения. Стив вырос в одного из лучших фланговых игроков английского футбола, выиграл с клубом четыре чемпионских титула, Кубок Англии, два Кубка чемпионов и два Кубка УЕФА. Вряд ли ирландский хавбек мог о таком даже мечтать, когда по воскресеньям гонял мяч в любительской команде в окрестностях Ковентри.
Простой студент родом из Дублина в буквальном смысле покорил сердца болельщиков клуба. В списке ста лучших игроков за всю историю Ливерпуля фанаты отдали ему очень высокую 23-ю позицию. Это огромное признание, если учесть сколько через клуб прошло выдающихся игроков. По иронии судьбы, выше Хайвея в списке оказалось сразу пять его воспитанников, которые при помощи Стива выросли в профессионалов высочайшего уровня.
В 1981-м, после двух сезонов в глубоком запасе Ливерпуля, Стив Хайвей принял решение отправить за океан. Стиву было почти 34, и он уже откровенно не выдерживал конкуренцию, а доигрывать в посредственных командах ему не хотелось. Почему США? Да все очень просто. Это отличные перспективы с точки зрения новой культуры, новых знаний и подходов к делу.
Часто приходится читать и слышать – мол, футболисты-ветераны едут в США на заработки, и это главный мотив их появления там. Но при этом мы забываем одну простую вещь – американцы создали самые сильные с коммерческой и спортивной точек зрения лиги в мире (НБА, НХЛ, МЛБ, НФЛ). Их подходы к скаутингу, тренерской работе, выстраиванию "пирамид" подготовки молодежи, маркетингу и т.д. заслуживают пристального внимания и большого уважения.
В начале 80-х американцы сделали попытку раскрутки футбольной лиги, но чужеродный соккер снова не прижился. В одной лиге с Хайвеем, который защищал цвета Миннесоты, выступали по-настоящему выдающиеся игроки: Теофило Кубильяс, Джорджо Киналья, Брайан Кидд, Вим Рейсберген, Питер Ноглы, Ян ван Беверен, Карлос Альберто, Джордж Бест...
Стив отыграл за Миннесоту всего один сезон, после чего еще год в свое удовольствие побегал в местной профессиональной лиге, но уже по мини-футболу. Далее его ждал новый, но не менее успешный путь. Хайвей остался в Штатах еще на семь лет, начал обучение тренерскому ремеслу, а также развивал инновационную для футбола должность "Директора тренеров" в юношеском клубе Clearwater Chargers. Фактически, Стив учился быть руководителем тренерского штаба, который готовил молодых игроков.
Это была не классическая тренерская работа. Прежде всего, Хайвей был организатором и мотиватором, а не тренером в обычном понимании этого слова. Конечно, ирландец мог вернуться в Европу, возглавить какой-нибудь клуб из трясины и испытать судьбу в качестве наставника профессионалов. Но в итоге он выбрал другой путь.
Гипотетически можно говорить о третьем счастливом случае в карьере Хайвея (первые два, напомним, это контракт с Ливерпулем и перелом ноги его главного конкурента в первом же сезоне), а также рассуждать о том, что Стив не был амбициозным человеком, но факты говорят о следующем: в 1989 году Кенни Далглиш задумался об очередной перестройке клубного хозяйства Ливерпуля и решил улучшить работу клубной системы подготовки молодых игроков. Он поговорил с Хайвеем и предложил тому ключевую должность в футбольной школе Ливерпуля – если говорить простыми словами, то это что-то вроде старшего тренера.
У Хайвея было свое видение и свои новаторские идеи по реформированию детско-юношеского футбола в Ливерпуле. Ирландец получил полный карт-бланш и начал серьезную работу на своем участке ответственности.
Стив расширил географию и понизил возрастной порог скаутинговой работы. Его тренеры и детские скауты просматривали матчи почти всех возможных детских турниров в Англии, Шотландии и Уэльсе. Это был бОльший риск, чем высматривать 15-16-летних парней на крупных соревнованиях, потому что очень сложно дать точный прогноз перспективам подросткам по 12-13 лет, выступающими в турнирах совсем невысокого уровня.
"Мы регулярно просматривали парней 12-13-ти лет, но тут ни в чем нельзя быть уверенным. Да, у ребенка может быть талант, но тот ли это талант, который нужен нам? Сможет ли он раскрыться именно у нас? Они могут перейти в Болтон или Блэкберн, а затем вырасти в топ-игроков, но даже если так и случится, у нас всегда будут те, кто имеет не меньшие перспективы".
***
Хайвей вынес из своей футбольной карьеры множество важных уроков. И без тени сомнений применял их на практике, уже будучи тренером клубной школы Ливерпуля.
Томми Смит, легенда Красных на все времена, рассказал как-то журналистам эпизод из общения новичка Ливерпуля Стива Хайвея с тогдашним наставником мерсисайдцев Биллом Шенкли. Главный тренер Ливерпуля решил поучить жизни бывшего студента и при остальных игроках отеческим тоном принялся отчитывать ирландца. По мнению Шенкли, Хайвей недостаточно помогал партнерам, что было непозволительно в такой команде, как Ливерпуль.
- Послушай, сынок, что ты будешь делать, когда соседский дом будет гореть? Принесешь ведро воды и будешь заливать, или будешь смотреть, как все сгорает дотла?
В ответ на это Стив поднялся со стула и на полном серьезе выпалил в ответ самому Шенкли: "Все что я могу вам сказать – не будет серьезных ответов на глупые вопросы. Если вы будете задавать мне именно такие вопросы, то будете получать глупые ответы".
По словам Смита, Шенкли от неожиданности рухнул в кресло и ничего не мог ответить острому на язык Хайвею. Но главную мораль выдающегося тренера ирландский парень понял. Прошло совсем немного времени и трудно было найти более командного игрока, чем Стив Хайвей.
Эту же мораль Стив с ранних лет прививал своим игрокам уже в качестве детского тренера.
10-летний Джеми Каррагер в свое время пробовался на разных позициях в Ливерпуле. Один из отрезков сезона он провел на месте центрфорварда и его дебют на Анфилде в матчах детских команд ознаменовался забитым голом в концовке встречи. Но всю радость мальчишке "испортил" Хайвей. Он буквально отчитал будущего стоппера сборной Англии за отсутствие командного духа, за то, что Джеми "недостаточно ценит своих партнеров по команде".
В 11 лет Каррагер покинул Ливерпуль. Он был ярым фанатом Эвертона, и когда подвернулась возможность, паренек принял приглашение представителей синей части Мерсисайда. Далее даем прямую речь Карры из его книги.
"Отец предупреждал меня, что уход из Ливерпуля был большой ошибкой. Он не был против моего перехода в Эвертон, нет. Он просто не видел ни одной причины, чтобы уйти с Анфилда. Через несколько месяцев я это и сам понял. Я любил Эвертон, но уровень организации тренировочного процесса, структуры детской школы не шло ни в какое сравнение с Ливерпулем. У Красных все было построено на передачах и постоянном движении игроков. Когда кто-то из ребят начинал бездумно лупить мяч в воздух, Хайвей орал на них так, словно они совершили смертный грех. "Ты что, голкипер, сынок? Ну-ка быстро опусти мяч на землю", — требовал Стив.
Я очень скучал по работе с Хайвеем и хотел вернуться назад. Попросил отца поговорить со Стивом и спросить разрешения снова быть в Ливерпуле. К счастью, он не возражал".
***
В работе Стива в качестве тренера детских команд Ливерпуля нельзя выделить какое-то одно главное качество. Для клубного хозяйства он выступил настоящим реформатором, который вывел работу специализированного департамента на совершенно иной уровень. Он изменил методы и подходы к поискам юных талантов, а самих детей и юношей максимально приблизил к первой команде. Парни после тренировок могли присутствовать на занятиях главной команды, общаться со звездами клуба, получать от них советы и наставления. Пусть это и звучит пафосно, но Хайвей был одним из тех, кто шаг за шагом объединял всех, кто работал в клубе, в одну семью.
"До назначения Хайвея в первую команду Ливерпуля воспитанники клуба не попадали годами. Они с Далглишем изменили многое. Клуб стал гораздо лучше работать с местными талантами. Такие парни, как Стив Макманаман, Стивен Джеррард, Майкл Оуэн, Робби Фаулер и я, сэкономили клубу десятки миллионов на новых игроков для основы; а Стивен Райт, Доминик Маттео, Дэвид Томпсон и Стивен Уорнок принесли миллионы казне клуба", — вспоминает Джеми Каррагер.
В 1999 году клуб объявил о создании большого проекта для юных футболистов, а именно Академии Ливерпуля. Да, именно так – еще каких-то 15 лет назад в культовом английском клубе не было систематизированной работы в данном направлении, а все держалось на отдельных личностях. Разумеется, что возглавил Академию Стив Хайвей, к тому времени уже выдающийся детский тренер и организатор.
Время не стоит на месте. Ливерпулю, как и многим другим клубам АПЛ, недостаточно поиска игроков лишь в Британии. Теперь скаутская сеть клубной Академии охватывает все серьезные чемпионаты футбольного мира, а поиском талантов занимаются десятки специально обученных людей.
Но Хайвей всегда верил в особенность "мерсисайдского духа". Он считал, что для игры за любую из команд Ливерпуля мало быть просто качественным футболистом.
"Для топ-футболистов всегда важен стимул. Этим стимулом могут быть деньги, они могут играть за то, чтобы прокормить свои семьи. Но для тех парней, которые попадают в наш клуб, этих стимулов маловато. Тут надо играть с честью и страстью".
"Наши ребята в детских и юношеских командах представляют Ливерпуль, Мерсисайд и свой клуб, свою Академию. Понимание этого может быть решающим фактором, когда на поле будут критические моменты для команды. У игрока, чье сердце бьется в ритме клуба, и мысли не может возникнуть, что мы можем проиграть при 0:3 после первого тайма в таком матче, как стамбульский. Он сразу начинает думать, мол, да как же я смогу вернуться в город и показаться там на улице?"
***
Ирландский специалист сыграл очень важную роль в карьере Стивена Джеррарда. В Англии, как и многих других странах, футболисты до определенного возраста не могут подписывать профессиональные контракты и зачастую ищут возможности проявить себя в других командах, даже выступая за определенный клуб. Так было и со Стиви Джи.
Будучи подающим большие надежды подростком, Джеррард побывал в расположении Манчестер Юнайтед, где пообщался с Алексом Фергюсоном. Затем он прошел четырехдневный просмотр в Вест Хэме, где ему гарантировали трехлетний профессиональный контракт по достижению 17-ти лет. С отцом Стивена связывались представители Эвертона, которые бессчетное количество раз пытались заполучить Джеррарда-младшего. Но все решил Стив Хайвей.
Ведущий детский тренер Ливерпуля был отличным психологом и знал, что надо делать. Он с невозмутимым видом отпускал Джеррарда на просмотр за просмотром, предварительно звонив его отцу и произносив одну и ту же фразу: "Не дурите. Мы хотим оставить Стивена в Ливерпуле. И хотим оставить на очень долгое время".
Как и в случае с Каррагером, эта тактика сработала. Иногда человеку надо дать возможность попробовать что-то другое, чтобы он оценил по достоинству то, что у него есть. Хайвей лично опекал Джеррарда и вел его по всем возрастным ступенькам клуба.
"Каждый день от моего первого появления в клубе и до профессионального контракта Стив Хайвей, Хьюи Макколи и Дэйш Шеннон были рядом. Они были единой командой, и мы все следовали их примеру. Они верили в то, что делают, верили в клубные ценности и для меня стали как близкие родственники. Я чувствовал себя частью большой семьи, чувствовал заботу и внимание. Не все и всегда было гладко, но Стив и компания всегда хотели для меня лишь самое лучшее", — так вспоминает работу с Хайвеем Джеррард в своей книге.
***
Хайвей покинул Ливерпуль в 2007-м. По версии Каррагера, он просто не выдержал потока критики и грязи, которая лилась на клубную систему подготовки игроков. Доля правды в словах критики в адрес Стива и его команды, безусловно, была, но мало кто учитывает, насколько изменились правила игры на рынке и сама ситуация вокруг клубных воспитанников больших клубов.
Сам Стив философски объяснил, что происходит в современном футбольным мире и Академиях топ-клубов в частности.
"Когда я играл, то парням в 18-19 лет давали возможности проявить себя. К 21-му году у них за плечами уже было столько опыта, что они могут спокойно играть в любой команде. Сейчас все по-другому. Своим молодым воспитанникам в больших клубах почти не дают шансов. У тренеров там из 11-ти игроков восемь являются основными игроками топ-сборных. К воспитанникам Академий обращаются в двух случаях – кадровый кризис или кубковый матч с командой низшего дивизиона. А молодым англичанам вдвойне сложнее пробиться в основу клуба Премьер-лиги".
Со словами Хайвея трудно поспорить. Оборот денег в большом футболе настолько велик, что места сантиментам вообще не остается. Региональный патриотизм, клубные философии, биение сердец в унисон с любимой командой уже прочно подчинены двум вещам – результату на поле и маркетинговой стратегии. Сейчас представить ситуацию, когда Ливерпуль находит 22-летнего студента в любительской лиге и дает ему профессиональный контракт, невозможно. Вероятно, именно по этим причинам Хайвей и отправился в семилетний отпуск, который закончился в конце октября этого года. Стив Хайвей вернулся в клубную систему Ливерпуля на общественных началах, но это, возможно, начало нового большого пути для выдающегося игрока и футбольного педагога.
Неудивительно, что первым это событие публично прокомментировал один из лучших учеников Хайвея Стивен Джеррард.
"Стив Хайвей вообще не должен был уходить из клуба. Это одна из тех вещей, которые я не понимаю в работе профессиональных клубов. Менеджеры в клубах меняются слишком часто, не каждый из них может стать Фергюсоном или Венгером. Но вне зависимости от того, кто главный тренер первой команды, структура и методы работы клубной Академии должны оставаться неизменными. Не может быть так, что каждый новый тренер каждые 2-3 года кардинально меняет подходы в работе детского сектора клуба. Не мое это дело советовать, как именно должна работать структура подготовки игроков, но она должна быть стабильной. Как для клубов, так и для сборной".
Стив Хайвей отдал Ливерпулю 11 лет в качестве игрока и 18 лет в качестве тренера и директора детской Академии клуба. Как игрок он выиграл с командой 15 трофеев, как тренер – три молодежных Кубка Англии. Пять его воспитанников заняли места в топ-25 игроков Ливерпуля за всю его историю по итогам масштабного опроса болельщиков (Джеррард – 2-й, Фаулер – 4-й, Каррагер – 7-й, Оуэн – 14-й, Макманаман – 22-й).
"Найти талант не так сложно, как кажется. Куда сложнее сделать так, чтобы из мальчика вырос профессионал и достойный человек".
Стив Хайвей
Кирилл Крыжановский, специально для Бей-беги