Завершение карьеры Стивена Джеррарда в Ливерпуле вдохновит многих на написание самых разнообразных материалов о великом мерсисайдском капитане. Его голы, передачи и клубные рекорды дают отличную пищу для творчества.

Мы же расскажем вам о необычном футбольном персонаже, сыгравшем важнейшую роль в карьере Стиви Джи. Это не просто бывший ведущий специалист клубной Академии Ливерпуля – это легенда клуба и в качестве игрока, и в качестве наставника молодых игроков. Речь, разумеется, о Стиве Хайвее.

Одна из сомнительных клубных легенд гласит, что открыл и раскрыл талант Стивена Джеррарда французский наставник Ливерпуля 90-х годов Жерар Улье. На публике мсье в большинстве случаев загадочно улыбался, когда речь заходила о появлении Стивена в основе команды, словно заставляя журналистов самих выдумывать (или приукрашать) подробности этой благодатной темы. Мол, конечно, я, но не к лицу такому разностороннему специалисту хвастать всего одной кадровой победой. В профессиональных же кругах Улье регулярно приписывал появление Джеррарда в большом футболе как одну из своих многочисленных заслуг.

Действительность же была немного иной.

"Меня всегда веселила ситуация с Улье и "молодыми талантами". Сначала он всем объявил, что в Академии клуба нет перспективных игроков и надо покупать иностранных исполнителей. А потом не раз и не два я лично слышал, как Жерар рассказывал, что это он нашел в клубной системе Джеррарда и открыл его талант миру.

А где он его нашел? В резервной команде Ливерпуля. Стивен уже был капитаном сборной Англии U-19! Да при таких условиях "поиска" мы все смело можем называться скаутами.

В реальности же появление Стиви, и мое тоже, в первой команде Ливерпуля это, прежде всего, терпение и профессионализм Стива Хайвея и его тренерского штаба. Этот человек учил нас не только футболу, но и как быть достойными людьми, вести себя с честью. Вот Джеррард – звезда мировой величины, а своему скромному и профессиональному поведению он обязан Стиву Хайвею и его помощникам. Мы многому научились у Хайвея, многое поняли в клубной Академии.

Стив Макманаман, я, Стивен Джеррард, Майкл Оуэн, Джеми Каррагер, Доминик Маттео, Дэвид Топмсон – всем нам дорогу в жизнь дал Хайвей, он научил нас быть не просто игроками, а настоящими мужчинами".

Так в автобиографической книге описал роль Стива Хайвея-тренера легенда Ливерпуля Робби Фаулер. Подтверждение его слов можно встретить во всех книгах воспитанников клуба.

***

В истории мирового футбола не так много случаев, когда легенда большого клуба после завершения карьеры становится не менее легендарной личностью на должности детского (юношеского) тренера. Хайвей – тот редкий случай, когда ноги заканчивают служить клубу, а голова продолжает.

История появления Стива в красном Мерсисайде сама по себе уникальна. Хайвей не надеялся стать профессиональным футболистом, хотя и обладал всеми качествами для этого. Уроженец Дублина обладал отличной скоростью, необыкновенным футбольным мужеством и... тягой к знаниям. Для него на первом месте было образование, и Стив усиленно штудировал экономику в университете Уорвика, что в Ковентри. При этом он играл за любительский клуб Скелмерсдейл Юнайтед, выступавший в одной из многочисленных аматорских лиг Англии.

К счастью Стива, пока он учился и "утюжил" левый фланг полузащиты Скелмерсдейла, ассистент главного тренера Ливерпуля Билла Шенкли Боб Пейсли решил кардинально перестроить скаутскую систему клуба. Он подключил к этому делу своих сыновей Грэма и Роберта, и последний в один прекрасный день отрапортовали отцу – в какой-то то там по счету любительской лиге на фланге бегает парень, к которому следует присмотреться. Вы не поверите, но правая рука Билла Шенкли отправился на матч аматоров, чтобы посмотреть 22-летнего флангового хавбека в деле.

"Когда увидел его в первый раз (матч любительской лиги Скелмерсдейл – Саут Ливерпуль – прим. Football.ua) у меня перехватило дыхание. Я сказал одному из своих коллег в клубе – это лучший футболист без профессионального контракта, которого я видел в своей карьере", – сказал впоследствии Пейсли.

Это сейчас невозможно представить, чтобы топ-клуб Англии взял и подписал 22-летнего любителя с расчетом на основной состав. Нет, это не брюзжание по поводу "вот были времена", а констатация факта – система скаутинга профессиональных клубов развита настолько, что места подобному чуду просто нет. Исключительно по профессиональным причинам, не более того.

В мае 1970-го Хайвей подписал контракт с Ливерпулем. Его карьера экономиста завершилась на теоретической ступени, о чем вряд ли жалеет экономика Англии. Его карьера игрока получила практическое развитие, что подарило Англии спортивной очень неординарного игрока, а в последствии и специалиста.

***

Очень скоро после начала сезона Стиву повезло во второй раз. После чудесного превращения из будущего мастера цифр и биржевых (бухгалтерских) сводок в игрока Ливерпуля Хайвей снова встретился с удачей. Цинично называть этим словом тяжелую травму его партнера по команде шотландца Бобби Грэма, но после перелома ноги Бобби осенью 1970-го левый фланг Ливерпуля обрел своего нового хозяина на последующие десять лет.

В первом же своем мерсисайдском дерби Стив стал символом тяжелейшего камбека с 0:2 в 3:2, забив и отдав голевую передачу на Джона Тошака. Болельщики были в восторге – вчерашний аматор оказался настоящим фланговым мотором, без устали бороздившим бровку, отрабатывавшим в обороне и имевшим большое футбольное сердце.

Система Пейсли по поиску новых игроков на основе разветвленной схемы скаутов получила лучшие характеристики в тот холодный ноябрьский вечер. Сыновья великого тренера, полностью разделившие идеи отца, нашли для клуба отличного игрока, без серьезного футбольного образования и опыта больших матчей. И нашли совсем рядом, под носом у множества других клубов.

Сам Хайвей с изрядной долей иронии вспоминает о своем появлении в профессиональном футболе.

"Да не был я заучкой или большим интеллектуалом. У меня не было серьезной душевной дилеммы, когда появилась возможность подписать контракт с Ливерпулем. Послушайте, я вообще ничем не рисковал. У меня было образование и определенные перспективы в случае, если бы в профессиональном футболе ничего не получилось. Если что, я мог бы все бросить и пойти работать учителем".

По велению судьбы Хайвей и стал учителем. Но не экономики, а учителем футбола. Настоящим наставником молодых игроков.

Как бы это странно не прозвучало, но карьера профессионального футболиста давалась вчерашнему студенту легко. У Стива был сильный характер, он любил и умел впитывать в себя новые знания. Ирландский вингер быстро понял, что необходимо максимально развить те сильные качества, которыми ты будешь пользоваться чаще всего, а недостатки проще всего скрыть, если навязать сопернику свой футбол – пусть он за тобой бегает, перекрывает зоны и отбирает мяч. Если сможет.

Хайвей практически до автоматизма довел подачу с левой ноги в штрафную соперника. Это был один из его главных козырей. Стив мог точно навесить на партнера из любой точки фланга, на скорости и с места, с сопротивлением или без него. Когда пересматриваешь фрагменты его игры, фраза комментатора "brilliant cross by Heighway" становится настолько привычной, что звучит в ушах еще долго и после переключения на другие дела.

"Понимаете, в чем дело… В университете вы полностью предоставлены сами себе, и ваши успехи или неудачи зависят исключительно от самодисциплины. Там никто никого не заставляет что-то делать, не требует, а лишь обучает и проверяет конечный результат. В футболе все гораздо проще. Тут мы обязаны часами трудиться и делать то, что нам говорят".

Так Стив объяснял свои успехи. А они действительно были. Он буквально метеором ворвался на клубную орбиту и уже в первом своем сезоне отыграл 49 матчей во всех турнирах. Хайвей был отличным профессионалом, он быстро изучил все нюансы подготовки к матчам и держал себя в отличной физической форме. В свои первые 8 лет Стив ни разу не отыграл по итогам сезона менее чем в 46-ти встречах.

Ирландский краек забивал относительно немного. За 475 матчей в составе Ливерпуля он отличился 76 раз. Учитывая специфику игры того времени и заточенность Красных на атаку, это небольшой показатель. Но количество голевых передач и заработанных пенальти дополнили бомбардирские показатели Стива более чем внушительными цифрами.

С первого же сезона Хайвея называли "электрическим" крайним хавбеком. Его скорость и решительность буквально внушали страх соперникам. Иногда казалось, что ирландец вообще не думает на поле, а просто берет мяч, "тащит" его на огромной скорости и без устали "кроссит" в штрафную противника. В действительности все было гораздо сложнее. Стив день за днем, матч за матчем, месяц за месяцем учился играть. В буквальном смысле. Он быстро понял принципы командной игры и совершенствовал свои умения. Очень скоро Хайвей начал расширять свой тактический диапазон, благо игрового интеллекта было хоть отбавляй.

Со временем ирландский хавбек до автоматизма освоил смещения в центр с последующими ударами по воротам, и стал вдвойне опасен для соперника. Он отлично ориентировался на позиции центрфорварда, что давало Шенкли, а затем Пейсли дополнительные возможности для тактических хитростей. Целый ряд голов Хайвей провел именно с позиции нападающего, когда номинальный центрфорвард уводил опекунов в сторону, а Стив угадывал с выбором позиции и удачно замыкал то, что приходило с правого фланга атаки, либо же был первым на добиваниях. Интересно, что он часто оказывался в гуще событий после подач со стандартов, занимая место именно в центре нападения.

Для Кевина Кигана и Джона Тошака игра с Хайвеем была на редкость эффективной. Валлиец Тошак отменно "вылавливал" верховые подачи от Стива, а юркий Киган чудесным образом действовал на опережении после акцентированных прострелов слева. В свою очередь Хайвей мог рассчитывать на помощь британского дуэта при своих постоянных смещениях в центр. В финале Кубка Англии против Ньюкасла в 1974-м Хайвей забил один из своих классических голов, когда Клеменс вынес мяч со своей половины поля, Тошак в фирменном стиле поборолся и головой продлил передачу к штрафной соперника. Киган увел второго центрбека (первый безуспешно был занят валлийским форвардом), а мяч "нашелся" в ногах у ирландского хавбека, который резко сместился в центр. Далее все было делом техники – мяч уложен в угол, Стив принимает поздравления.

Это очень простая, на первый взгляд, комбинация. Даже, в чем-то примитивная. Лонгбол, скидка головой, удар и гол. Но каждое действие было буквально пронизано качеством, от них "несло" тренировочным потом и часами упорной работы. Футбол – это ведь не только механические действия игроков на поле, это, прежде всего, ежедневный процесс обучения. Кто-то учится просто развивать свой природный талант, а кто-то учится использовать свои сильные стороны и скрывать слабые.

Для Стива Хайвея профессиональный футбол стал чем-то больше, чем просто работой. Ирландец любил учиться и любил учить. С такими учителями, как Билл Шенкли и Боб Пейсли, процесс самосовершенствования постигли многие игроки. Разумеется, Хайвей был одним из самых прилежных учеников, получая в свою зачетку самые высшие баллы девять лет подряд.

 

Продолжение следует

Кирилл Крыжановский, специально для Бей-беги