Искусство быть скаутом: как Халл Сити подписал Робертсона и Магуайра
Килмарнок, Шотландия. До Рождества остается 11 дней. Около 3 500 человек поддерживают свою команду на стадионе Регби парк, где выступает одноименный футбольный клуб.
Среди этих ребят, которым наплевать на холод и Стэн Тернент. Но он не поддерживает местную команду – как, впрочем, и гостей — Данди Юнайтед. Стэн – главный скаут Халл Сити. "Тигры" по итогам предыдущего сезона вышли в АПЛ и хорошо чувствуют себя в элите, однако главному тренеру Стиву Брюсу нужно вывести клуб на новый уровень.
На радаре у Халла Стюарт Армстронг, полузащитник Данди Юнайтед, которому прочат большую карьеру. Тернента отправили на север, чтобы оценить, сможет ли 21-летний хавбек вписаться в команду, за которую играют двое экс-футболистов сборной Англии, Том Хаддлстоун и Джейк Ливермор.
Армстронг забивает, Данди Юнайтед выигрывает 4:1 на выезде, но когда Тернент на следующее утро звонит Брюсу, на губах у него совсем другое имя. Эндрю Робертсон. Левый защитник, который год назад играл за аматоров из клуба Куинз Парк, который в этом сезоне, 2013/14, финиширует последним во всей системе шотландских футбольных лиг.
"Тот, кого я просматривал, не для нас. Но я поверить не могу, кого еще я увидел!", — прокричал Тернент Брюсу, прежде чем начать детально рассказывать о впечатляющем выступлении левого бека Данди.
Брюс безоговорочно доверял Стэну, который сам провел около 600 матчей в качестве тренера, возглавляя Бери, Бернли и, собственно, Халл. Поэтому он согласился, что на Робертсона стоит взглянуть еще раз.
Это взаимоуважение и доверие станет позже причиной, по которой бывший капитан Манчестер Юнайтед согласится подписать центрбека, которого Тернент назвал "новым Стивом Брюсом".
Защитника звали Гарри Магуайр, и он перебрался на Кей Си Стэдиум точно в тот же день, что и Робертсон по окончанию сезона. Цена вопроса? Чуть более пяти миллионов фунтов за двоих.
Этот дуэт снова сошелся 20 октября на Олд Траффорд в Манчестере, когда Ливерпулю оставалась одна победа, чтобы повторить рекорд в 18 выигрышей в чемпионате Англии подряд.
Эндрю Робертсон уже стал победителем Лиги чемпионов после перехода в Ливерпуль из Халла в 2017 за 10 млн фунтов. Он не сыграл лишь шесть минут из 1530 в этом марафоне.
Остановить казавшийся неудержимым Ливерпуль пытался бывший партнер Эндрю – Гарри Магуайр. Самый дорогой защитник в истории футбола, который попал в МЮ транзитом через Лестер. За него манкунианцы не пожалели заплатить "лисам" 80 млн фунтов.
Тернент наблюдал за ними дома по телевизору, и воспоминания о тех скаутских миссиях проносились в его памяти.
"Мы неплохо сработали с этими двумя, не так ли, — улыбается 73-летний скаут в разговоре с The Athletic. – Один капитан сборной Шотландии, а второй перешел в МЮ за рекордные деньги".
Стив Брюс, который теперь тренирует Ньюкасл, согласен. Он тоже пристально следил за своими бывшими подопечными.
"Помню, как Стэн первый раз позвонил мне, чтобы рассказать про Энди и Гарри, — рассказывает Брюс. – Он заметил Энди в Данди Юнайтед и сказал, что нашел Билли Уизза".
"А Билли Уизз – это разве не комиксы?", — ответил я. Но Стэн был непреклонен: мы должны подписать его. Та же история и с Гарри. Стэн был непоколебим. Загвозка была в том, что Магуайр выступал за Шеффилд Юнайтед с 18 лет и к своему 21 наиграл уже матчей со 150. Три года подряд он назывался лучшим игроком сезона в этой команде".
"Но люди смотрели на него и думали, что он неповоротлив. Признаюсь, я спросил то же самое, когда Стэн впервые показал мне Гарри. Ответ был бесподобен: "Хм, ты был неповоротливым, и все же ты был неплохим защитником".
Тернент смеется, когда слышит эти слова своего давнего друга. "Стив не совсем прав насчет этого, — поясняет он, хихикая. – Думаю, на самом деле я сказал, что мы ни в коем случае не должны упустить этого парня, потому что он может стать новым Стивом Брюсом. Зато я помню ответ Стива. Это были два слова, и первое из них – "иди"!
Скаутинг может быть занятием одиноким. Не сосчитать часов, которые уходят на дорогу, а в момент подобной рефлексии скаут может обнаружить, что он летит просматривать очередного перспективного игрока. Но все оно стоит того, когда ты находишь нужного игрока. И Тернент признается: Робертсон был одной из таких находок".
"Я отправился в Килмарнок посмотреть другого игрока, — говорит он о той поездке в 2013. – Но мое внимание привлек Роббо. На синтетическом покрытии, при ужасном дубаке он просто скользил по полю. Быстр как молния. Левоногий, любящий играть с мячом, футболист от природы".
"При следующем разговоре я рассказал Стиву все о нем, и что мне нужно еще раз его просмотреть. Следующий матч был против Хибс. Снова та же история, Роббо был великолепен".
"Его агент был там в ту ночь. Лиам О'Доннелл, неплохой парень. Мы перекинулись парой слов и стало понятно, что Эндрю хороший человек. И он был полон стремления после того, как Селтик отказался от него в 15-летнем возрасте. Прямо такой парень, который нам был нужен в Халл Сити. Действительно целеустремленный, как и Магуайр в Шеффилд Юнайтед".
"Чтобы быть честным по отношению к парню, которого я изначально ехал просматривать (Армстронгу – прим.), мы бы его взяли. Сейчас он в Саутгемптоне. Но я не мог представить, как он впишется в нашу команду. У нас уже были Хаддлстоун и Ливермор, Мо Диаме был на подходе, как и Роберт Снодграсс (оба были подписаны также летом 2014). Стюарт был бы хорошим футболистом для Халла, но я просто не видел ему места, да и наш бюджет был ограничен".
Халл сконцентрировался на Робертсоне, за которого в итоге пришлось заплатить 2,85 млн фунтов Данди Юнайтед. Тернент настаивал и на Магуайре. Он дебютировал за Шеффилд Юнайтед в 18 лет и быстро стал одной из опор команды в попытке удержаться от вылета в Лигу 1. Горсть скаутов сразу же бросилась просматривать Гарри, но никто не решался сделать шаг первым. Тернент понимал такую нерешимость.
"Я смотрел матчи Юнайтед несколько раз ради Магуайра, — говорит Стэн. – Было несколько опасений из-за его скорости. Также я чувствовал, что он может быть получше в воздухе. Не забывайте, мы хотели взять его на уровень выше, в Премьер-лигу, поэтому нужно было все просчитать".
"Но что было при Гарри, так это прекрасное чтение игры. Короче говоря, я сделал свою домашнюю работу по нему. Оказалось, это хороший парень. Он столько сыграл в столь юном возрасте, что я чувствовал, за него стоит сражаться. Хотя финальное решение всегда принимал Стиви. Я просто знал профиль игроков, которые ему нравятся, и исходя из этого давал рекомендации. Но последнее слово всегда должно быть за менеджером".
Брюсу еще предстояло принять решение, когда Халл сошелся с Шеффилд Юнайтед в полуфинале Кубка Англии. "Тигры" выиграли 5:3, хотя и уступали к перерыву. Магуайр, вместе с товарищами по команде, был безутешен. Однако в тот вечер решилась судьба его следующего перехода.
"То, как Гарри отыграл в первом тайме на Уэмбли, убедило меня, — вспоминает Брюс. – Он был уверен с мячом, очень хорошо взламывал линии, отдавал хорошие пасы при выходе из обороны. Мне понравилось, как он выглядел. Стэн уже говорил мне, что за игрок это может быть, просто настаивал на этом трансфере. Рассказывал, как Гарри правильно выбирает позицию, выигрывает мяч в воздухе, да и на земле обращается с ним весьма недурно".
"Что меня поразило на Уэмбли – а многие этого не замечали в то время – как комфортно Магуайру работать с мячом у его ног. Он был так же хорош, как и все остальные. Мне казалось, что он стал жертвой логики "так, он самый большой, поставим его в защиту". Классический ярлык, если хотите".
Робертсон быстрее из этого дуэта начал оказывать в Халле. В предыдущие сезоны позиция левого бека была проблемной для "тигров". Из-за травмы Робби Брэди и потери формы Майнора Фигероа Лиам Росеньор был вынужден переместиться со своего родного правого фланга, чтобы закрыть эту дыру.
Шотландец сыграл 17 матчей АПЛ в сезоне-2014/15 с первых минут и еще семь раз выходил на замену. Магуайр же наиграл всего 92 минуты в своем первом сезоне в Премьер-лиге, прежде чем был отправлен в аренду в Уиган в Чемпионшип.
Халл, как финалист Кубка Англии, получил право сыграть в Лиге Европы (выигравший турнир Арсенал квалифицировался в Лигу чемпионов, заняв четвертое место). Однако команда Стива Брюса вылетела еще в квалификации, что оказалось большим ударом лично для Магуайра. Изначально Брюс видел этот турнир и домашние кубки лучшим способом подвести защитника и парочку летних новичков к основе команды.
"Вылет из Лиги Европы расстроил всех, — вспоминает Брюс, как Халл уступил Локерену по правилу выездного гола. – Но в особенности – Гарри и Тома Инса. Дело в том, что новички делают шаг вперед, когда они готовы. Были ли Гарри,Инси и молодой Энди готовы совершить этот прыжок? Да, они выступали на определенном уровне, но это Премьер-лига. Так что я считал Лигу Европы их возможностью сделать это".
"Энди больше играл в первом сезоне. Для Гарри было хорошо то, что его окружали хорошие ребята. Такие опытные парни, как Майкл Доусон и Кертис Дэвис".
Робертсон в итоге наиграл 116 матчей за Халл, Магуйар остановился на 75. Оба покинули клуб после вылета в Чемпионшип в 2017, год спустя после того, как Брюс ушел из Халла из-за разногласий с владельцами.
Переход Магуайра этим летом в МЮ принес Халлу дополнительные 9,5 млн фунтов благодаря пункту в контракте при его переходе в Лестер. Это сделало Гарри рекордной продажей Халла – за 26,45 млн фунтов. Шеффилд также получил миллион в придачу к тем 2,5, которые были заплачены в 2014.
"Для тренера нет ничего лучше, чем видеть, как футболисты, с которыми он работал, реализовывают свой потенциал. Ты помог им сделать шаг вперед", — добавляет Брюс.
"Не могу сказать, что предсказывал им победу в Лиге чемпионов или звание самого дорогого защитника в мире. Никто не может. Нельзя предсказать, как все сложится у молодых талантливых игроков. Помню, как мы взяли Чубу Акпома из Арсенала в аренду в Халл в 2015. Я считал, что у него есть все, чтобы стать великим игроком. Но увы, его карьера затормозила. Сейчас он играет в Греции. Да, за чемпионов, за ПАОК, но я видел в нем намного больший потенциал".
"Так обстоят дела с молодежью. Никогда нельзя быть полностью уверенным. Важным моментов с Гарри и Энди было то, что они хотели проявить себя, у них было огромное желание играть на максимуме. Я перебрасывался с ними обоими, когда мой Ньюкасл играл против них в этом сезоне. Энди также пригласил меня на Энфилд в прошлом сезоне на матч против Наполи в Лиге чемпионов. То было очень любезно с его стороны".
"Если честно, я хихикнул, когда впервые увидел Роббо. Мы шли по тренировочному полю с его матерью. Я подумал, что мы подписали школьника. Спросил у Стэна, уверен ли он. Он был уверен, а я ему доверял".
Чутье Тернента могло привести к тому, что в матче МЮ с Ливерпулем был бы еще один экс-игрок Халл Сити.
"Была одна игра, на которую я летал в Ивернесс субботним утром, — вспоминает Тернент. – Я смотрел матч Селтика и потом звонил Стиву. Рассказал, что увиденный мною игрок даже не вспотел, но все равно сыграл хорошо. Это определенно был талант, но у нас уже имелся Майкл Доусон. Да и бездонного горшка с деньгами у Халла не было, поэтому в конечном итоге мы не сделали ничего".
"Этим защитником был Вирджил ван Дейк".