Шокирующие трансферы: Роберто Баджо — Ювентус
Трансферный рынок помнит множество историй, когда совершались сделки, застающие врасплох не только любителей футбола, но и клубы, непосредственно в них участвующие, и футболистов, являющихся предметом купли-продажи. Причем порой трудно разобраться, кто на самом деле является главным инициатором или, если хотите, виновником свершившегося события. Некоторые переходы вызывают радость одних и ненависть других, а некоторые оставляют неуловимый оттенок грусти. Один из них – переход Роберто Баджо из Фиорентины в Ювентус. Спору нет, если бы он не состоялся, "Божественный Хвостик" не встал бы в ряд с величайшими "фантазиста" в истории итальянского, а то и мирового футбола, но при этом он уж никак не заслужил столько упреков, сколько ему пришлось выслушать.
За пять лет выступлений за Фиорентину Роберто Баджо стал настоящим любимцем флорентийских тифози (136 матчей, 55 голов). Причем в отличие от того же Фигу в Барселоне, о переходе которого в Реал Football.ua уже вспоминал, "Хвостика" никто не обожествлял и не считал идолом. Чувства, которые питали к Роберто поклонники Фиорентины, были похожи на любовь к младшему (или старшему – для кого как) брату. Да и как можно было не любить этого скромного и симпатичного парня, изысканного "фантазиста" и неутомимого трудягу.
Почему-то все считали, что Баджо все дано от Бога, что он лишь научился использовать свой колоссальный талант. И лишь те, кто тайком пробирался на базу Фиорентины понаблюдать за своим любимцем, видели, как "Хвостик" часами отрабатывает свои невероятные штрафные удары или неожиданные для соперников финты, и знали, что божественные спектакли, которые он выдавал на поле, заработаны кровью и потом. К тому же далеко не всем было известно, что у Роберто были хронические проблемы со связками, из-за которых он порой во время матча попросту не мог толком ударить по мячу...
И вдруг пошел слух, что Фиорентина собирается продать Баджо, да не кому-нибудь, а Ювентусу! Многие считают, что ненависть флорентийских фанов зародилась в тот момент, когда «бьянконери» покусились на святое – Баджо. Однако все началось немного раньше – в сезоне-1981/82, в котором Фиорентина в кои-то веки реально претендовала на скудетто, но упустила свой шанс, когда на последних минутах поединка последнего тура против Катандзаро Юве благодаря пенальти вырвал победу, а с ней и очередной чемпионский титул. Естественно, по мнению флорентийцев, пенальти был назначен несправедливо, Ювентус снова все купил, и, следовательно, достоин ненависти. Последнюю же рану туринцы нанесли "фиалкам" совсем недавно – обыграли в финале Кубка УЕФА (3:1 и 0:0).
Узнав, о готовящемся "предательстве века", тифози взяли в осаду офис Фиорентины и три дня бушевали под его стенами, требуя дать Ювентусу от ворот поворот. Однако руководители клуба заявили, что они-де тут не причем, что трансфер потребовал сам футболист. Узнав о вероломстве "Божественного Хвостика", болельщики попытались штурмом взять тренировочную базу Скуадры Адзурры Коверчиано, расположенную во Флоренции, где национальная команда, в которую получил вызов и Баджо, готовилась к домашнему ЧМ-1990. Пришлось срочно вызывать отряды полиции специального назначения, противостояние с которыми переросло в полномасштабное побоище, в результате которого травмы различной степени тяжести получили десятки болельщиков.
Однако все эти шумные акции успеха так и не возымели, и в итоге Баджо все-таки был продан за 25 миллиардов лир (18 миллионов долларов по действующему курсу), что было трансферным рекордом того времени. Стоит отметить, что боссы Фиорентины явно покривили душой, свалив всю вину за уход Баджо на самого футболиста. Ведь во времена до «эры Босмана» игрок, имеющий действующий контракт с клубом, был фактически рабом, которого можно было продавать и покупать без его согласия. То есть если бы "фиалки" пошли на принцип и твердо сказали — «нет!», то даже при желании Роберто сменить клуб на более сильный и престижный, можно было бы не бояться, что он настоит на своей мечте. А того, что он потом будет лишь отбывать номер, тоже можно было не опасаться. Не в характере это Баджо. Скорее можно доверять словам "Хвостика": "Во время перехода в Ювентус от меня практически ничего не зависело".
Но от любви до ненависти – один шаг, поэтому какие бы доводы не приводил в свое оправдание вчерашний любимец, ставший "иудой", они восприниматься уже не будут. А если учесть, что поклонники Фиорентины даже в Италии, где преданность команде и ненависть к ее соперникам порой доходит до абсурда, занимают чуть ли не первое место по своей околоспортивной злости, то неудивительно, что любой приезд Баджо во Флоренцию сопровождался беспорядками.
Не важно, в составе какой команды выходил на поле Артемио Франки Баджо – Ювентуса, Милана, Болоньи, Интера или Брешии, его всегда встречал оглушительный свист и летящие с трибун гнилые овощи и фрукты. И все-таки Роберто, сыгравший 643 матча на клубном уровне (291 гол) и 56 поединков (27 голов) за сборную Италии, ставший обладателем Золотого мяча в 1993 году, не так давно сказал: "Мое сердце остается фиалковым".
И напоследок информация к размышлению – слова Раньери Понтелло, который в 1990 годы был президентом Фиорентины, сказанные им два года назад и проливающие свет на то, кто именно, помимо Ювентуса, хотел переезда в Турин Баджо: "Спустя 25 лет у меня нет сомнений, что это была выгодная сделка. Я ни о чем не жалею. Хороший руководитель должен думать не об интересах отдельного человека, а об интересах клуба. Флоренция взбунтовалась? Но потом успокоилась, и после прецедента с Баджо самые невероятные переходы проходят гладко".