За кого болеют итальянские знаменитости. Часть 2 — от Морриконе до "Фантоцци"
Как и в предыдущем тексте, здесь будет встречаться масса дополняющих материал ссылок: фото, видео, эмоции, футбол, красивые женщины и приятная музыка.
Первая часть, в которой мы говорили об известных болельщиках Интера, Милана и Ювентуса.
Наполи
Гранд с Юга Италии, как правило, популярен среди уроженцев Неаполя, которые сохраняют любовь к родине даже проживая в других местах. Несомненны болельщицкие чувства двух певцов из города у подножия Везувия – Джиджи Д’Алессио и Нино Д’Анджело. Прямолинейный Д’Алессио регулярно дает комментарии на футбольные темы, иной раз не стесняясь в выражениях: например, в апреле этого года он пошутил, что Наполи для равного соперничества с Ювентусом необходимо покупать арбитров. Д’Алессио в своих песнях воспевает сам город, Д’Анджело – автор одной из вариаций клубного гимна Наполи, а вместе они эмоционально переживают на трибунах Сан-Паоло. Вот здесь, например, видео их реакции на гол в ворота Ливерпуля.
Паоло Соррентино, известнейший режиссер, тоже симпатизирует Наполи. Источником своего вдохновения он называет Диего Марадону, а один из главных персонажей нашумевшего сериала "Молодой Папа", кардинал Войелло, показан как ярый тифози неаполитанской команды (между делом выяснилось, что в начале 1990-х титульным спонсором Наполи была... паста "Voiello"). Увы, из сериала была вырезана сцена, где Войелло радуется триумфу Наполи в Серии А, и поди определи, что показалось создателям более шокирующим – кардинал в полном облачении, блаженствующий под водопадом, или же сама идея, что "скудетто" достанется Наполи.
Среди множества других людей искусства, неравнодушных к Наполи, выделим… Софи Лорен, которую на самом деле зовут София Виллани Шиколоне. Она родилась в Риме, но ее детство и юность прошли близ Неаполя, отсюда и футбольные симпатии, причем столь явные, что за Наполи начал болеть египетский актер Омар Шариф, работавший вместе с Лорен.
Наконец, завершим список неожиданной фигурой: Виктор Эммануил Савойский, сын последнего короля Италии и нынешний глава Савойской династии. Исторически династия (чей синий цвет лег в основу формы сборной Италии) поддерживала Ювентус, но Виктор Эммануил, родившийся в Неаполе – исключение.
Рома
За Рому болеет множество деятелей культуры, родившихся или переехавших в столицу Италии. Типичный пример – актер и режиссер Карло Вердоне. Он переживает с командой моменты как радости (например, вот его стереотипно итальянская реакция на победу над Барселоной), так и горя – после 1:7 во Флоренции Вердоне признался, что хотел вырвать сиденье и запустить кому-нибудь в голову.
Рассадником болельщиков Ромы стал прошлогодний фестиваль в Сан-Ремо, где сразу трое финалистов поддерживали "джаллоросси": Даниэле Сильвестри, Ультимо и Джанлука Джинобле из группы "Il Volo". Также, говоря о певцах, необходимо выделить Антонелло Вендитти. Это он – автор знаменитого гимна Ромы ("Roma, Roma, Roma…"), который с первых аккордов узнает каждый любитель Серии А. Милая деталь: один из куплетов написан на римском диалекте. По окончании матчей "джаллоросси" на "Олимпико" звучит "Grazie, Roma", другая песня Вендитти, написанная в 1992 году. Она напрямую не связана с футболом, в ней воспевается, скорее, город, зато давно стала неотъемлемой частью атмосферы на играх Ромы.
Настоящий "тяжеловес" среди "романистов" – легендарный композитор Эннио Морриконе. В детстве он поначалу симпатизировал Лацио, но категорически против был его отец, вопросивший сына: "Как же тебе не стыдно?!". Морриконе не стал перечить отцовскому воспитанию. "Я злюсь, когда Рома пропускает, но я – спокойный фанат и продолжаю сидеть, если Рома забивает", — говорил Эннио в уже пожилом возрасте. В прошлом году "джаллоросси" поздравляли его с 90-летием.
Болельщиков Ромы также можно найти среди знаменитостей былых времен, которых уже нет в живых. Особое место в сердцах тифози занимает актер Альберто Сорди, автор фразы "Кто родился в Риме – "романиста". Впрочем, его коллега Витторио Гассман – уроженец Генуи, что не мешало ему также поддерживать Рому. До сих пор не утихают споры, за кого болел великий актер Тото (1898-1967), который является одним из символов Неаполя, но, помимо Наполи, имел симпатии к Роме. Судя по всему, ему нравился футбол как таковой, без явных клубных пристрастий.
Особая категория – знаменитые "волчицы". Во-первых, не нуждающаяся в представлениях Моника Беллуччи (хотя она, справедливости ради, не является ярой фанаткой кальчо). Во-вторых, другая актриса, Сабрина Ферилли. Вот в глубине ее чувств нет никаких сомнений. Достаточно посмотреть видео с празднования "скудетто" Ромы в 2001 году, которое впору называть самым сексуальным из как-либо связанных с футболом.
Лацио
Вы особенно ждали этот клуб, не так ли? Обрадуем или разочаруем: судя по всему, Бенито Муссолини за Лацио не болел. Разумеется, это такой "болельщик", от которого сейчас все желают откреститься, но нет вменяемых свидетельств его особых чувств к "бьянкочелести". Он посещал стадион в Риме, однако ходил также и на матчи Ромы, чему есть фотоподтверждения. Удостоверение почетного члена клуба – тоже так себе аргумент, сам по себе мало что значащий в случае главы государства и успешной на то время команды. Его сын Витторио спустя годы утверждал, что дуче болел разве что за сборную, а клубных симпатий не имел, да и матчи его интересовали только наиболее статусные, личное присутствие на которых было важно для пропаганды. В общем, получается наоборот: это ультраправые фанаты Лацио – поклонники Муссолини, но это уже совсем другая тема.
Перейдем к всамделишным ВИП-болельщикам Лацио. Самый известный из них – Серджо Леоне (1929-1989), легендарный режиссер, основатель целого жанра "спагетти-вестерн" ("Хороший, плохой, злой" и тому подобные фильмы, ставшие киноклассикой). Его футбольные симпатии не особо афишировались и долгое время были предметом жарких споров. Спустя годы завесу приоткрыл Эннио Морриконе, чьи саундтреки неразрывно связаны с фильмами Леоне: "Однажды мы и Серджо отправились на стадион вместе с семьями. Я не знал, что он – "лациале", но во время римского дерби он подпрыгнул, будто сумасшедший, когда Лацио забил в ворота Ромы. Тогда я сказал ему, что с сегодняшнего дня буду ходить на матчи только со своей женой".
Особое место в сердцах поклонников Лацио занимает Лучо Баттисти (1943-1998), не особенно известный у нас, зато почитающийся одной из наиболее влиятельных фигур в истории итальянской эстрады. Его лирическая песня "I giardini di marzo" традиционно звучит по окончании матчей "бьянкочелести".
"I giardini di marzo" — песня Лучо Баттисти, где нет ни слова о футболе, ставшая популярной среди болельщиков Лацио
В симпатиях к Лацио замечен Рассел Кроу, звезда фильма "Гладиатор". Любопытный случай произошел минувшим летом. В римском Колизее был организован просмотр этого фильма, на который прибыла масса звезд, включая исполнителя главной роли. Франческо Тотти подарил актеру футболку Ромы с десятым номером и подписью "Maximus" (так звали главного героя фильма). Кроу с радостью принял подарок, но на вопрос журналиста, болеет ли он за Рому, ответил – нет, на самом деле я болельщик Лацио.
Снова о прекрасном поле. За Лацио болеет актриса Азия Ардженто – заметим, персона довольно скандальная, так что поддержка "орлов" ей к лицу (для жителя Рима такой выбор клуба априори является формой протеста против общества). Ну и куда же без Анны Фальки, другой киноактрисы и секс-символа Италии 1990-х — 2000-х годов. Она, по собственному признанию, всегда болела за Лацио, а в сезоне-1999/2000 исполнила мини-стриптиз на Стадио Олимпико в честь "скудетто" любимой команды – да-да, знаменитый танец "романисты" Сабрины Ферилли год спустя был своего рода ответом. Фальки и сейчас переживает за "бьянкочелести", частенько выкладывая в инстаграм эротические фото после важных побед любимой команды.
Фиорентина
Здесь тифозо №1 – певец Энцо Гинацци, более известный как Пупо. Он, как и Кутуньо с Челентано, является одним из символов итальянской культуры для жителей экс-СССР, а среди клубов Серии А предпочитает Фиорентину. Матчи "скуадры виолы" сопровождает его песня "Firenze Santa Maria Novella", романтично и не без иронии воспевающая железнодорожный вокзал Флоренции (есть там и упоминание, собственно, Фиорентины). После феноменальных 7:1 в кубковом матче с Ромой у Пупо была отличная возможность прямо на трибуне спеть эту песню в обнимку с Джанкарло Антоньони, легендой Фиорентины.
Также за Фиорентину болеют два уроженца Флоренции: экс-премьер-министр Италии Маттео Ренци и шоумен Карло Конти. Последний достаточно радикален в своих убеждениях: "Однажды я купил своему сыну футболку Фиорентины и объяснил, что Ювентус – наш главный соперник, за него нельзя болеть".
Болонья
Тоже не обошлось без известного политика, Романо Проди, но главные тифози Болоньи – родившиеся в этом городе музыканты Джанни Моранди и Лучо Далла (второй из них, увы, покинул этот мир в 2012 году), популярные далеко за пределами Италии. Моранди даже был почетным президентом Болоньи, только вот его отношения с местными ультрас получились весьма напряженными. Характерная история произошла в 2014 году. Перед матчем Болонья – Наполи на стадионе включили песню "Карузо" в исполнении Лучо Далла (Карузо – пожалуй, самый известный неаполитанец в мире, а Далла был страстным любителем города Неаполя). Фанаты Болоньи встретили ее свистом, Моранди написал возмущенный пост в фейсбуке, и на следующем домашнем матче появились баннеры уже против самого Джанни.
Остальные клубы
Есть сомнения, за кого болеет певец Тициано Ферро. В его клипе на песню "Alla mia età" легко узнается Сампдория, но это не говорит об устойчивой симпатии – Ферро признался, что ему просто нравятся цвета генуэзского клуба. Тициано также обмолвился в интервью, что у него дома все болеют за Лацио, сам же он склоняется к Латине – клубу из своего родного города. Среди "лациали" бытует мнение, что Ферро, набрав популярность, отстранился от клуба из-за негативного имиджа ультраправых фанатов.
Вот кто действительно болел за Сампдорию, так это актер Паоло Вилладжо (1932-2017), известный по комедийной роли Фантоцци ("Синьор Робинзон" и другие замечательные фильмы). "Я – сампдориец с 1946 года, когда появилась команда. Можно сказать, мы родились вместе, хоть фактически я старше", — говорил уроженец Генуи Вилладжо. Особую радость ему принес "скудетто" 1991 года. Паоло пришел на "чемпионский" матч против Лечче (3:0) с эффектным бантом в цветах "блучеркьяти" и охотно давал комментарии журналистам.
Сампдория: "скудетто" для Фантоцци. С 3:41 идут атмосферные кадры со стадиона
За Дженоа, другой генуэзский клуб, болел Джанни Брера (1919-1992) – человек, которого называют отцом итальянской спортивной журналистики. Благодаря нему появилась масса неологизмов, затем прочно вошедших в международный язык футбола – например, "либеро", "голеадор" или "контратака". Своих чувств Брера не скрывал: "Когда Дженоа уже практиковала футбол, остальные вспоминали о своих ногах только когда те начинали ныть".
Аталанте симпатизирует Робби Факкинетти, солист группы "Pooh" (очень хорош гимн клуба в его исполнении). Палермо – актер Пьерфранческо Дилиберто, он же Пиф. Катанье – Пиппо Баудо, ведущий фестиваля в Сан-Ремо. Пескаре – пилот "Формулы 1" Ярно Трулли. Сассуоло – музыкант Филиппо Невиани, более известный как Нек. У всех них, как нетрудно догадаться, есть общая черта, в принципе характерная для итальянцев: они болеют за команду из родного города.