Те, кто достаточно ознакомлен с жизненным путем тренера из Бристоля, не нашли удивительным его решение покинуть Кристал Пэлас всего через восемь туров после старта чемпионата. Для современной игры такая мотивация кажется странной: большинство тренеров (особенно тех, кому еще следует доказать свой класс на каком-то уровне) из последних сил держатся за свою работу, лепят уверенную физиономию и по итогу утешаются денежной компенсацией от уволившего их клуба. Разительный контраст между тем, как покинули свои команды Паоло Ди Канио и Иан Холловей. Итальянец, от присутствия которого выворачивало некоторых его подопечных, до решающего дня беспокоился только о своем имидже и винил во всех неудачах игроков – Олли, в свою очередь, смело признал, что не способен справиться с нынешней работой.
 
Единственная победа Пэлас в чемпионате была оформлена как раз таки в поединке против Сандерленда. Это также был единственный день, когда поклонники видели с экранов знакомого им Холловея: менеджер Орлов пританцовывал, празднуя третье взятие ворот, и совсем не боялся попасть в неловкое положение. Все остальные игры – включая стартовый поединок против Тоттенхэма – сопровождались хмурым выражением лица человека, уставшего от возложенной на него задачи еще до старта сезона. Полное отказов на трансферном рынке лето увенчалось судейскими ошибками в пользу Шпор в первой игре – не прошло и пары недель, как острый на язык Холловей был отправлен комиссией Футбольной Асоциии на трибуну к директорам.
 
После встречи с Фулхэмом, проигранной на своем поле со счетом 1:4, журналисты целый час дожидались на пресс-конференции тренера хозяев. В это же время Холловей отправился к председателю правления клуба Стиву Паришу с просьбой мирно разойтись, оставшись, как подобает случайно сформированным парам, друзьями. Париш всеми силами отговаривал менеджера от этого решения, предложил «переспать с мыслью» и поговорить на свежую голову. Ко вторнику ситуация не изменилась, а уже в среду клуб дал официальную пресс-конференцию, на которой было объявлено об уходе Олли. «Я – тренер-мотиватор, и в перерыве матча с Фулхэмом сказал то, что требовалось. То, что моя речь никак не повлияла на команду, говорит о том, что эта команда мне не подвластна».
 
Союз Кристал Пэлас и Холловея действительно был сформирован наспех: он был неожиданным, в нем не разгорелось настоящей страсти, а по итогу стороны пришли к верному решению. Потеряв мотивацию в Блэкпуле, Холловей с интересом принял предложение Пэлас, дававшее ему возможность жить вместе с семьей в Лондоне. Герой трибун Селхерст Парк Дуги Фридман выдал неприлично хороший стартсезона, но затем соблазнился предложением амбициозного Болтона. Холловей закрепил эти результаты еще более атакующей игрой с первой звездой Уилфридом Заха, после чего даже провальный финиш чемпионата позволил Орлам сохранить место в зоне плей-офф. Неожиданные победы в полуфинале над Брайтоном и в финале над Уотфордом – всеобщими любимчиками – стали шоком и для руководства клуба, не ставившего своей прямой целью выход в Премьер-лигу. Ситуация во многих отношениях напоминала ту, в которой тремя годами ранее находился Холловей с Блэкпулом.
 
Повторить путь Мандариновых Олли не желал. Его первое появление в Премьер-лиге ознаменовалось безголовым (в самом лучшем понимании этого слова) выступлением его команды и чередой ярких, образных спичей менеджера на телевидении. Публика умилялась, но в планы Олли никогда не входила роль клоуна: итоговый вылет Блэкпула оставил его разочарованным. Последовавшая через год попытка повторить «промоушн» оборвалась голом Рикардо Важ Те в финальном матче на Уэмбли, после чего Холловей не испытывал прежней страсти от работы на Блумфилд Роуд – и легко принял предложение Кристал Пэлас.
 
На сей раз Олли пообещал оставить в стороне свои комедийные выходки. Попытки изменить образ в сторону более солидного менеджера подкреплялись также желанием представить Премьер-лигу другую, сознательную и обороняющуюся команду. Холловей не предал собственные идеалы, он просто запутался – и сделал это вместе с боссами клуба. Стив Париш изначально рассуждал совсем прагматично: вылет в первый год позволит клубу заработать немало денег на «парашютных выплатах», после чего Орлы используют эти средства для создания боеспособного коллектива. Подсознательная мотивация проявить себя в глазах элиты все-таки взяла верх: целое лето они вместе с Холловем искали возможности как-то усилить команду и регулярно наталкивались на отказы футболистов, стеснявшихся союза с таким неприметным клубом. Ситуация вынуждала действовать: всесторонний двигатель команды Заха отправился в Манчестер Юнайтед, а лучший бомбардир Пэлас Гленн Миррей слег с травмой до Нового года. К концу августа Орлы окаались в положении, когда желание подписать хоть кого-то преобладало над желанием сделать нужные усиления: 16 новых игроков разного качества и характера должны были сделать работу менеджера еще более сложной.
 
Холловей привык работать в сложнейших ситуациях. К примеру, в КПР он стал идейным вдохновителем возрождения клуба, попавшего во внешнее управление. Трудности всегда были стихией Олли, но при этом поставленная цель должна была раскалывать его сердце, как когда-то раскалывали проблемы детей со здоровьем или та же работа в КПР, требовавшим поддержки страстного и преданного человека, вроде Иана. С Кристал Пэлас этого не произошло. Роман был недолгосрочным, и Олли хватило мужества признаться в этом как себе, так и второй стороне. Он не имел нужного влияния на игроков, не чувствовал эмоционального заряда, подобного периоду в Блэкпуле, потому честно отпустил подопечных в дальнейшее плавание. Да, у Орлов слабейший состав и скромнейшие шансы на спасение, но уж лучше этой работой будет заниматься тот, кто действительно верит в свои силы – человек вроде Тони Пьюлиса, готовый быть менеджером Премьер-лиги во всех отношениях этого слова.
 
Возможно, однажды Иан Холловей и вернется в элитный дивизион, но можно точно сказать, что на данном этапе жизни амбиция быть тренером Премьер-лиги для него умерла. Олли чувствует усталость, хочет провести время с недавно родившимся внуком и перезарядить батарейки для поиска новой футбольной страсти. Его второе появление в Премьер-лиге было скоротечным и неприметным – точно как игра Пэлас в первых восьми матчах. Но не судите Олли строго: по крайней мере, менеджер, прославившийся своей честностью, совершил такой же честный поступок. Не плевал в след, не винил игроков и оставил второй половине время для поиска подходящего человека. Насильно мил не будешь.

https://twitter.com/gromikov