…От римлян и арабов они скрывались в горах. При Франко не шли работать в полицию. Они всегда с гордостью демонстрировали свою уникальность, закрытость, камерность. Их язык не имеет родственных диалектов. Им не нужны ни друзья, ни сочувствующие.

В 275 году 16-летний Мамас Каппадокийский из Кесарии за христианскую веру был брошен на растерзание львам. Такая казнь широко применялась в Древнем мире по отношению к христианам, а в римском праве фигурировала под названием «Damnatio ad bestias» (буквально — «предание зверям»; в обиходном языке, вульгарной латыни — «съедение львами»). Но голодные животные не тронули Мамаса, и он умер от удара трезубцем одного из языческих жрецов. Сан Мамес означает «Святой Мамас». Стадион Атлетика из Бильбао — единственная арена в Испании, которая видела все сезоны Примеры.

Львиный прайд

•    Титулы: 8-кратный чемпион страны, 23-кратный обладатель национального кубка.
•    Относится к трем «классическим» испанским клубам (вместе с Мадридом и Барселоной) — эти команды никогда в своей истории не покидали дивизион Примера, и все матчи между ними тоже называются «классическими» (El Clasico).
•    В исторической классификации испанских клубов (учитываются все очки, набранные за всю историю Ла Лиги) Атлетик занимает четвертое место — вслед за Сливочными, Кулес и Летучими мышами.
•    Входит в список четырех футбольных клубов страны, признанных национальными социокультурными феноменами (+ Барса, Мадрид, Осасуна). Эти команды принадлежат только своим болельщикам, их нельзя купить, и, согласно уставу, они не могут принадлежать мажоритарному акционеру.
•    Львам принадлежит крупнейшая победа в истории дивизиона Примера. В 1931 году они обыграли Барселону со счетом 12:1.
•    Трофео Пичичи — приз лучшему бомбардиру чемпионата Испании назван по имени нападающего Атлетика Рафаэля Морено Арансади, имевшего прозвище «Пичичи». Он умер в 29-летнем возрасте от сыпного тифа.
•    Мадридский Атлетико являлся фарм-клубом баскской команды в испанской столице. Матрасники обрели «независимость» от Львов только в 1907 году.
 
Вход только для басков


Свой последний трофей Атлетик завоевал более 20 лет назад, однако это не мешает команде из баскской провинции Бискайя оставаться третьим по популярности, значимости и титулатуре коллективом на Пиренеях. Страна басков славится своими сепаратистскими настроениями и крайним национализмом. Расположенная на севере Испании, она известна террористической организацией ETA («Euskadi Ta Askatasuna» — Страна басков и свобода).

Баскская команда появилась в 1898 году, и первые годы своего существования были ознаменованы триумфальным шествием по полям Испании. Вскоре в составе клуба заблистал талант бомбардира Рафаэля Морено Арансади по прозвищу «Пичичи» — первого великого игрока в составе Львов.

Крайне необычна трансферная политика баскской команды — в Атлетике играют только этнические баски. Эта историческая традиция сохраняется и по сей день, хотя она тоже менялась. Сначала, на заре XX века, Львами могли быть и иностранцы. Потом — только баски, причем, рожденные именно в провинции Бискайя и воспитывавшиеся в кантере, молодежной структуре клуба. Сейчас — любые футболисты, имеющие баскские корни, независимо от того, чьими воспитанниками они являются.

Первый розыгрыш испанского чемпионата выиграла в 1929 году Барселона, однако два последующих сезона победу праздновал Атлетик. В Примере 1929/30 он установил поистине уникальное достижение — во всех 18 играх первенства Львы не потерпели ни одного поражения! Главной основой этих успехов стали феноменальные футболисты — Унамуно, Лафуэнте, Горостиса и Ирарагорри.

Когда в Испании началась Гражданская война, Страна басков, как сепаратистская провинция, страдающая от режима Франко, отправила свою сборную на ряд товарищеских поединков в Советский Союз. И болельщики на территории СССР были восхищены талантом баскских игроков, в особенности — Горостисы и Ирарагорри.

Следующий расцвет Львов в середине пятидесятых был связан с приходом на тренерский мостик Фердинанда Даучика, наставника, открывшего миру Ладислао Кубалу, и уже успевшего к тому времени сделать себе карьеру в Восточной Европе и Барселоне. При Даучике Атлетик, движимый неистовой энергией ветерана «Пиру» Гаинзы, одержал победу в Примере, завоевал два Кубка Испании, дебютировал в Кубке европейских чемпионов.

Гимн



Непокоренные

Футбол тех лет продолжал развиваться, и во многих испанских командах появились легионеры. Но Атлетик, стерегущий свои традиции аки лев, продолжал опираться только на доморощенных футболистов. Разрываемый между жаждой трофеев и баскской гордостью, клуб выбрал второй вариант — и постепенно опускался все ниже и ниже в итоговых таблицах Примеры.

Казалось, этому падению не будет конца, но в 1981 году Атлетик возглавил Хавьер Клементе, ранее — выдающийся футболист клуба, рано закончивший свою карьеру из-за тяжелой травмы. Изначально руководивший молодежным составом Львов, Клементе опирался на совсем уж юных игроков. Многие из них стали потом суперзвездами испанского футбола, а Субисаррета, Гойкоэчеа и Хулио Салинас впоследствии ковали золото Примеры для Барселоны. В первом сезоне Клементе пришел с Атлетиком к финишу чемпионата на четвертом месте. А на следующий год баскский тренер выиграл для Львов чемпионат Испании — впервые за 27 лет! Примера буквально была вырвана из загребущих лап Мадрида в последнем туре первенства. Тысячи и тысячи людей высыпали на улицы Бильбао. На стадионе Сан Мамес повесили баннер «Хавьер, спасибо за то, что ты снова дал почувствовать нашему народу, что мы — лучшие!»
На следующий сезон Клементе повторил свое достижение.

Эти успехи вызвали массовый исход футболистов из Бильбао — игроки на более выгодных условиях заключали контракты с испанскими грандами. Вскоре ушел и Клементе.

Но смена не заставила себя ждать — из кантеры пришли Валенсия, Карлос Гарсия и Юллен Герреро. В 1995 году Атлетик сумел выкупить у  Реала Сосьедада юного таланта Хосебу Эчеберрию, который вместе с Раулем и Иваном де ла Пеньей составлял в ту пору ударную атакующую связку молодежной сборной Испании. Также Львы заключили контракты с этническими басками: гренадером Исмаэлем Урсаисом и латералем Биксентом Лизаразю. Последний задержался в Бильбао только на один сезон — террористическая организация ETA вымогала у защитника деньги, угрожая убийством.

В 1998 году, в год своего столетия, Атлетик под руководством француза Луиса Фернандеса занял в чемпионате второе место, что было воспринято как грандиозный успех. Главной составляющей этого достижения стала выдающаяся игра плеймейкера Юллена Герреро, настоящего символа клуба. За ним много лет охотились Сливочные, а Йохан Круифф, возглавлявший Барсу, говорил, что мечтает видеть Герреро в сине-гранатовой майке. Но Герреро хотел играть только за Атлетик.

В 2006 году, на своей прощальной пресс-конференции он разрыдался, а следом за ним разрыдались и баскские журналисты, не могущие сдержать эмоций.

Футбол становился все более мультикультуральным, составы испанских клубов — все более этнически разобщенными, и Львы со своей национальной гордостью и сугубо баскским составом чувствовали себя хуже и хуже. После 1998 года Атлетик лишь раз попал в пятерку лучших на Пиренеях. Все остальные клубы могли отныне усиливаться иностранцами из Европейского Сообщества в неограниченном количестве, согласно «делу Босмана».

Атлетик — не мог.

Руководство клуба провело опрос среди болельщиков с целью узнать, хотят ли саппортеры, чтобы в команде играли легионеры. Результаты теста были шокирующими — 90 процентов опрошенных заявили, что пусть лучше Атлетик вылетит во второй дивизион, чем откажется от своей уникальной трансферной политики.

С тех пор скауты команды ищут молодые таланты на всех континентах, внимательно вчитываясь в генеалогическое древо футболистов, с надеждой найти в нем баскские корни. При этом деньги руководство Атлетика не считало — так, в 2006 году у Осасуны был приобретен 17-летний полузащитник Хави Мартинес за 6 млн евро, что стало рекордной покупкой Львов за всю историю.

Кстати, эта покупка окончательно испортила отношения между Атлетиком и Осасуной — слишком многие футболисты из Памплоны оказывались на Сан Мамес, что откровенно раздражало руководство Красненьких.

А в 2001 году скауты «Атлетика» привезли в Бильбао 18-летнего Хавьера Итурриагу. Его нашли в Мехико, и, несмотря на наличие мексиканского паспорта, парень являлся этническим баском. Похожая история произошла и с талантливым оборонцем Фернандо «Мачете» Аморебиетой. Венесуэлец по паспорту, он в юном возрасте был взят в молодежную академию Атлетика — ведь Аморебиета имел баскские корни.

Юллен Герреро в атаке!



«Сумасшедший» дрессировщик Львов

В 2011 году президентские выборы в Атлетике выиграл Хосу Уррутиа, когда-то игравший за команду. Он уволил Хоакина Капарроса, очень неплохо проявившего себя на Сан Мамес, назначив на пост «мистера» самого необычного тренера в мире, Марсело Бьелсу.

Марсело Бьелса — ученик великого Сесара Луиса Менотти, в котором гениальность самым тесным образом соседствовала с безумием. 

Бьелса рано завершил игровую карьеру, в 25 лет не сумев восстановиться после одной из самых тяжелейших травм в футболе, разрыва крестообразных связок. Аргентинский «мистер» не входит в гламурную тусовку футбольного мейнстрима: принципиально не снимается в рекламе; ходит только в спортивном костюме; ненавидит давать интервью; не пользуется сотовым телефоном; терпеть не может общаться на любые темы, кроме футбольных; не подписывает финансово выгодных контрактов, делая ставку на те проекты, которые интересны ему в сугубо футбольном плане. Каждого соперника Бьелса тщательно изучает. Он обладатель огромной видеоколлекции самых разных футбольных матчей на самых разных уровнях. Во время землетрясения в Чили El Loco мужественно забежал в свой дом, и, рискуя жизнью, стал спасать коллекцию. Марсело Бьелсу никогда не увольняли с мест работы: он всегда уходил сам.

«Сумасшедший» возглавил Львов, отказав миланскому Интеру. Массимо Моратти предлагал Бьелсе заработную плату, в пять раз превышающую его гонорар в Бильбао, но El Loco ответил, что он дал слово новому президенту Атлетика Хосу Уррутии возглавить «классическую» испанскую команду в том случае, если Уррутиа выиграет президентские выборы. Уррутиа победил на выборах, и Бьелса своему слову не изменил.

Зато он изменил Атлетик. Команда, традиционно славившаяся силовой манерой игры, вдруг начала проповедовать комбинационный футбол. Результаты не заставили себя долго ждать — Львы, хоть и долго запрягали, плетясь в середине турнирной таблицы, вскоре все же обеспечили себе участие в финальном поединке Кубка Испании.

Аргентинский наставник открыл многие новые имена. Икер Муниаин, Маркел Сусаета, Андер Эррера — все заблистали новыми красками при El Loco. «В жизни нашей команды наступает новая эпоха», — сказал президент «Атлетика» Хосу Уррутиа.

И действительно — наступает!

За Икером Муниаином внимательно следит Мадрид, Челси рассматривает Фернандо Льоренте как возможную замену Дидье Дрогба, Валенсия хочет заполучить Гаиску Токеро, а Барса примеривается к трансферу Хави Мартинеса. Но они не спешат уезжать.

Атлетик Марсело Бьелсы машет ручкой МЮ, которого выбивает из Лиги Европы



Нынешний Атлетик, как и век назад, состоит только из басков. И этот маленький и гордый народ знает, что не все в мире можно купить. Ведь иногда просто лучше остаться львом. Пусть даже и в запертой клетке.

Алекс Маннанов, Football.ua