Джанни Инфантино много лет заведовал шариками во время жеребьевки еврокубков, а сейчас во власть швейцарца переходит шар куда больших размеров — улыбчивый чиновник постарается навести порядок в футболе на всей планете.
Человек Платини или человек футбола?
Победа Джанни Инфантино на выборах президента ФИФА породила немало разговоров о природе неожиданного успеха швейцарца. Именно так – неожиданного, ведь до старта голосования по кулуарным данным фаворитом считался бахрейнский шейх Салман, но, видимо, на участников выборов подействовал поток критики, вылитый на президента Азиатской конфедерации футбола накануне голосования (СМИ вменяли ему активное продвижение скандального ЧМ в Катаре и тесные связи с "коррупционером Блаттером"). Тогда как репутация Инфантино за годы его работы в футболе не была испачкана настолько, чтобы завести на Джанни "черное досье".
И все же, по мнению отдельных экспертов, Инфантино может и не стать тем самым глотком свежего воздуха для главной футбольной организации. Ведь 16 лет работы в УЕФА и дружба с Мишелем Платини, также замешанным в грязных делишках, намекают на то, что швейцарец, как минимум, не сможет полностью отстраниться от влиятельных друзей из "большой футбольной тусовки", а кое-кто даже выдвигает теорию о том, что выбор в пользу Инфантино – по сути поддержка идей самого Платини, который, отсидев свой "бан", сможет вернуться на нагретое своим товарищем местечко.
Сам Джанни, само собой, отрицает различные теории о "подсадном кандидате", называя себя "человеком футбола" и реформатором. А его масштабная предвыборная кампания, во время которой Инфантино "пять раз облетел земной шар" и повстречался с представителями 209 национальных ассоциаций, как минимум, заслуживает уважения и указывает на трудолюбие улыбчивого полиглота-юриста, за решениями которого теперь будет следить весь футбольный мир.
Открытый футбол
Среди всех предвыборных обещаний и заявлений Инфантино одним из важнейших было обещание сделать футбол и ФИФА более открытыми. Конечно, после масштабных коррупционных скандалов в организации данный вектор в программе любого из кандидатов был необходим и даже обязателен, но именно под чутким руководством Инфантино прозрачность футбола кажется наиболее вероятной. Джанни постарается внедрить в ФИФА те принципы и порядки, которые уже давно действуют в УЕФА, а европейский футбол, при всем скепсисе и сомнениях, все же является наиболее организованным и прозрачным, если говорить об управленческой составляющей, частью которой был и швейцарец.
Инфантино уже пообещал перманентно и периодично публиковать отчеты обо всех финансовых операциях ФИФА, включая зарплаты чиновников. А главное – после принятия пакета реформ организации и создания специального совета с генеральным секретарем во главе будут четко разделены полномочия внутри ФИФА, а влияние отдельных чиновников (и, в первую очередь, самого президента) уже не позволит узурпировать власть, как это сделал Зепп Блаттер за долгие годы своего правления.
Много лет проработав в сфере футбольной коммерции и права, а затем занимаясь лицензированием в УЕФА, Инфантино понимает, насколько важны нюансы и правила в современном футболе. И на фоне деятельности его предшественника, часто любившего сперва говорить, а потом думать (в основном потому, что думать было уже не о чем – все и так решено), Джанни кажется человеком, к которому не будет претензий, как минимум, в адекватности поступков и решений.
Денежный вопрос
К чему в УЕФА уже давно невозможно придраться, так это к коммерческой успешности. В Европе на футболе зарабатывают больше других, и теперь Инфантино постарается спроецировать этот опыт на весь мир. Озвученные данные об убытках ФИФА в 550 миллионов долларов за последние четыре года, безусловно, не радуют нового президента. Но его связи с крупными спонсорами и опыт ведения футбольной коммерции позволили Джанни не только не унывать по поводу упавших доходов ФИФА, но и пообещать перед выборами увеличение регулярных выплат местным ассоциациям в два раза, что сыграло немалую роль в его итоговой победе.
Важным фактором в наращивании финансовых мышц организации, по мнению Инфантино, станет увеличение числа участников чемпионата мира до 40 команд. Как бы к такой задумке не относились с точки зрения соревновательного уровня будущих турниров, но в плане коммерции этот ход выгоден и проверен в Европе на опыте Лиги чемпионов. Больше участников – больше матчей и трансляций, больше трансляций и матчей – больше денег и рекламного времени. И, чего уж греха таить, все это дело можно обильно приправить разговорами о расширении футбольных горизонтов и шансом для маленьких команд. И это тоже важно для футбольного политика, каким обязательно должен быть президент ФИФА.
Другое дело, что, в отличие от Блаттера, Инфантино постарается не давать обещаний, которые не сможет выполнить или выполнит, лишь подставившись под обвинения в коррупции. Поэтому странам вроде Катара, несмотря на всю привлекательность их проектов с точки зрения наполнения казны ФИФА, в ближайшие годы стоит забыть о шансах на проведение ЧМ. А мундиаль 2030-го года совершенно точно пройдет в Европе после скитаний по другим континентам. И это будет весьма логично.
Наш кандидат
Важно отметить и то, что выбор в пользу Инфантино – хороший итог и для Украины. Хотя бы по той причине, что президент ФФУ Андрей Павелко свой голос отдал именно за Джанни. Не то чтобы назначение швейцарца автоматически откроет перед украинским футболом новые горизонты и станет залогом бурного развития, но некоторые локальные бонусы украинская федерация при новом владыке мирового футбола может получить.
Уже сейчас активно ходят разговоры об отмене дисквалификации для Арены Львов в отборе на ЧМ-2018, а в будущем ФФУ можно будет рассчитывать на новые выплаты от ФИФА на развитие футбола в Украине, которые, как мы уже знаем, увеличатся в размерах. Причем, учитывая новую доктрину мировой футбольной организации, подразумевающую отчетность о каждой выделенной и потраченной копейке, есть надежда, что инвестиции в украинский футбол не будут "попилены", а попадут именно туда, где в них больше всего нуждаются.