Играют везде: на траве и песке, на снегу и асфальте - будь ты в Гренландии или Австралии, в Гималаях или у берегов Антарктиды. Футбол – планетарная игра, и с этим трудно не согласиться.

И сколько существует футбол, столько идёт полемика: футбол – это искусство или спорт? Знаете, я не буду вести дискуссию на эту тему, ведь споры – дело неблагодарное, да и сколько людей, столько будет и субъективных мнений. Но никто не осмелится оспорить тот факт, что спорт и искусство всегда шагали рядом, плечом к плечу.

На протяжении тысячелетий люди искусства восхваляли и увековечивали атлетов и спортивные состязания. Вспомним  античные статуи, изысканные фрески и росписи на вазах, тонкие гравюры средневековья, мужественные скульптуры в парках и метро, монументальные мозаики на Дворцах спорта и, наконец, яркие феерические шоу и перформанс современности. Но я коснусь лишь темы футбола в изобразительном искусстве, т.к. живопись мне ближе всего и занимает не последнее место в моей повседневной жизни.

Многие величайшие художники обращались к теме футбола. Очень примечательна в этом плане картина мэтра французского наива Анри Руссо "Игроки в футбол" (1908 г.). Даже сам стиль художника подчёркивает уникальный эволюционный момент игры: переход от какого-то "чарли чаплинского" футбола к современному. На рубеже ХIХ-ХХ веков в неофициальных матчах допускалось играть по старым правилам, разрешалось останавливать и подыгрывать себе мяч руками. Спустя 10 лет его соотечественник Андре Лот создаст своё произведение "Футболисты", где любимая игра примет привычный для нас вид.
 
Не остались в стороне от футбола и такие гранды, как Пабло Пикассо, Фернан Леже, Жорж Брак, Роберт Делоне. Как не остановится на уникальном художнике этого периода Жане Жакоби из Люксембурга. Он обладатель двух золотых медалей на Олимпийских художественных соревнованиях: в 1924 году за картину "Угловой удар", а в 1928 - за "Регби" ( да, регби не футбол, но всё равно близко). Даже после смерти художника, его графическая работа о футболе была использована на марках, посвящённых Олимпийским играм в Хельсинки 1952 года.
 
Нельзя не вспомнить великолепного советского мастера спортивного жанра Александра Дейнеку. Его динамичные и фигуристые футболисты на полотнах "Футбол" (1924), "Футболисты" (1932), "Вратарь" (1934), выполненные в суровой реалистической манере, внушали зрителю в то далёкое время гордость и уважение.

Конец пятидесятых годов ознаменовался пышным расцветом поп-арта и китча, которые, видоизменившись, пользуются большой популярностью и сегодня. Ни американца Энди Уорхола, ни немца Маркуса Люпертца тема футбола не оставила равнодушной. А вот вам пример двойной любви. Какой-то современный неизвестный художник видимо является большим поклонником не только Дэвида Бэкхема, но и короля поп-арта.

В прямом смысле слова соединить футбол с живописью решил чилийский художник Антонио Берсеро. Для этого вместо кисти он использовал обычный футбольный мяч, а в роли ассистентов художника выступали игроки клуба "Коло-Коло". Схема написания великого футбольного полотна была проста. Мяч измазывался в краске, а футболистов заставляли пробивать пенальти. Вместо ворот был холст. Таким образом, любой гол оставлял очередной великий мазок в картине художника. Кстати, если футболист не попадал в так называемые «ворота», то отлетевшие от мяча брызги также создавали для картины необходимый эффект.

Некоторые художники не только рисовали, но и сами активно играли в футбол. Известный американский художник Уильям Стейг, иллюстрировавший бесчисленное количество детских книг, автор многих сказочных персонажей, включая небезызвестного Шрека, признался, что он "в молодости, посещая Национальную академию дизайна, ничего там не почерпнул. Мне больше нравилось играть во дворе в футбол".
 
Российский художник Александр Пустовалов в детстве одновременно учился в художественной школе и в футбольной школе Спартака. В дальнейшем, на протяжении всего обучения в Строгановском училище, всегда рядом был футбол. Команда с его участием выиграла даже чемпионат Москвы по футболу среди высших учебных заведений. Футбол занимает не последнее место и в творчестве этого художника. Вот Валерий Газзаев в средневековом камзоле с конем на фоне гор и рядом – Сергей Семак. Но что интересно, работа Пустовалова датирована 2003 годом, задолго до финального матча, когда команда Газзаева выиграла Кубок УЕФА.
 
Самобытный киевский художник Владислав Шерешевский, чьи работы всегда выделяются необузданной фантазией на грани хулиганства и тонким юмором, болельщик со стажем. Но каждые выходные он встречается с друзьями в футбольной коробке, чтобы доказать окружающим, болельщик – это не только телевизор, диван и пиво, а здоровый образ жизни.
 
И англичанин Майкл Брауни, создавший нашумевшую картину "Искусство игры", на которой изображён Эрик Кантона с товарищами по «Манчестер Юнайтед», не упускает свободного момента, чтобы погонять мяч. И вот интересный поворот на 180 градусов в этой статье. Ведь Эрик Кантона мог стать хорошим художником и его послефутбольная карьера (я имею в виду кинематограф), отличное тому подтверждение!

Дело в том, что его отец Альберт Кантона хотя и работал медиком в психиатрической больнице, но имел аристократические увлечения - охоту и живопись. Последнее пристрастие передалось и его детям. После школы маленький Эрик ходил в мастерскую отца и рисовал картины, которые считал воплощением своих  детских мечтаний. И спустя более 30-ти лет Кантона очень хорошо помнит запах краски.
 
Известный итальянский тренер Марчелло Липпи тоже увлекался живописью. На заре своей футбольной карьеры, играя за Сампдорию, он снимал квартиру у профессионального художника. Липпи успел создать в его студии несколько картин с морскими этюдами и женскими портретами. К сожалению, эти произведения искусства не дожили до наших дней, затерявшись при бесчисленных переездах юноши с одной съемной квартиры на другую. И карьера художника в итоге не получила продолжения…
 
Однако и молодёжь не лыком шита. Экс-спартаковец, а ныне игрок Бордо, аргентинец Фернандо Кавенаги очень любит рисовать. Об этом он сам рассказал в одном из своих интервью: "Я ведь увлекаюсь живописью. Одно время даже пытался брать уроки у одной художницы. Но серьезных занятий не получилось, потому что ни на что, кроме футбола,  не хватает времени. Поэтому похвастаться своими достижениями в искусстве не могу. Просто, когда рисую, я успокаиваюсь. Никогда не ставлю перед собой цель нарисовать что-то конкретное. Просто пытаюсь изобразить все, что приходит в голову".
 
На этих примерах отлично видно, как живопись и футбол тесно переплелись между собой. Действительно, футбол – это настоящее украшение жизни, являющееся её неотъемлемой частью. Выставка московского художника Константина Батынкова "Гол!" прошла под лейтмотивом "Футбол везде, всегда и навсегда!" Думаю, что именно такой девиз способен объединить всех людей на нашей планете.

Андрей Липатов
Блог автора материала здесь