Вот уже с августа футбольная общественность Англии активно судачит о будущем Тео Джеймса Уолкотта, который никак не может договориться с Арсеналом о продлении действующего контракта. В начале нового футбольного года казалось, что стороны не будут медлить и быстро найдут общий язык, однако на носу уже открытие январского трансферного окна, а соглашения по-прежнему нет и точек соприкосновения у игрока и клуба в этом вопросе очень мало. Все это может привести к тому, что лондонцы могут уже в который раз лишиться одного из основополагающих исполнителей команды.
За последние годы Тео стал визитной карточкой Канониров: молодой и невероятно быстрый вингер олицетворял все игровые качества, которыми славится Арсенал. Тео идеально подходит под модель игры Арсена Венгера, проповедующего активный, зрелищный и подвижный футбол. Уолкотту было суждено стать любимцем красно-белой части Лондона. Уже в августе 2006 года, когда Тео дебютировал в составе Канониров, футбольные специалисты и эксперты понимали, что этот парень пойдет далеко.
С каждым сезоном он рос, крепчал и становился все более важной и неотъемлемой частью отлаженного механизма под названием Арсенал, завоевывая доверие тренера, уважение партнеров по команде и любовь фанатов. Но, как оказалось позднее, все то, к чему Уолкотт стремился и чего добивался, в итоге может быть утеряно в одно мгновение.
В преддверии нового сезона руководство лондонского Арсенала было вынуждено расстаться со своим лучшим игроком и лидером раздевалки Робином ван Перси. А чуть раньше начался переговорный процесс с Уолкоттом, так как по контракту ему оставалось отыграть в команде один сезон, и клуб был заинтересован в том, чтобы сохранить молодого таланта. Однако стороны никак не могут прийти к общему знаменателю: то ли Арсенал был настолько обескуражен уходом ван Перси и клубу было явно не до Уолкотта с его "мелочными проблемами"; то ли команда разуверилась в том, что деньгами можно удержать своего лучшего игрока (ван Перси) и это также не поможет в решении проблемы. Но между Тео и клубом образовалась невидимая пропасть, преодолеть которую они доселе не сумели.
"Надеюсь, что все закончится хорошо, потому что я хочу остаться в Арсенале и выиграть вместе с командой как можно больше трофеев", — говорит Уолкотт. Кажется, это довольно
"Надеюсь, что все закончится хорошо, потому что я хочу остаться в Арсенале"банальная фраза, ведь подобные речи можно услышать буквально от каждого футболиста, который намекает на уход из команды и одновременно преследует цель раньше времени не вызывать на себя болельщицкий гнев. Но, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно сделать вывод, что Тео не кривит душой. У него нет предпосылок, чтобы сбегать из Арсенала, как делали другие восходящие звезды, выращенные Венгером. Кажется, что Уолкотту всего-навсего нужна уверенность в завтрашнем дне: он добивается того, чтобы клуб считался с ним и предоставлял ему роль в команде, адекватную его способностям и амбициям. Проще говоря, Тео намерен стать безоговорочным лидером как на поле, так и в платежной ведомости клуба. Выполнимо ли это? Давайте попробуем разобрать сложившуюся ситуацию.
В последние годы Венгера и Арсенал безжалостно критиковали за то, что клуб попросту не может и не умеет удерживать своих лидеров. Но, если освежить в памяти события прошлых лет, проведя некоторые ретроспективные параллели, случай Уолкотта все же отличается от предыдущих.
Все началось, пожалуй, с Тьерри Анри, который будучи уже идолом фанатов лондонского клуба, отчаянно стремился выиграть Лигу чемпионов — последний трофей, никак не покорявшийся ему. Более того, продажа Анри уже напрашивалась, так как команда просто впала в зависимость от Тьерри, да и результаты шли на убыль после чемпионства в сезоне 2003/04 годов. "Я был самым влиятельным игроком в команде, и у меня вошло в привычку постоянно просить партнеров дать мне пас. Но даже когда я не просил этого, товарищи отдавали мне мяч не в самых выгодных ситуациях. Поэтому я считаю, что мой уход с определенной стороны положительно скажется на команде". Бинго! Это действительно сразу же принесло свои плоды: Арсенал занял третье место по итогам первого сезона без Анри, до этого два года подряд финишировав четвертым. Скромно, но все же приятно, обращая внимание и на то, что многие специалисты прочили Арсеналу длительную стагнацию после расставания с Анри.
После француза на Эмирейтс начали зажигаться новые звездочки: Сеск Фабрегас, Гаэль Клиши, Коло Туре, Эммануэль Адебайор, Самир Насри, Робин ван Перси. Кто-то хотел большей зарплаты, кто-то — вернуться домой, а кто-то мечтал о трофеях. Но всех их объединяло то, что они были легионерами, которых отпускали из клуба, хотя и очень неохотно. Единственный и самый громкий доселе уход сильного британца из Арсенала состоялся летом 2006 года, когда Эшли Коул со скандалом покинул Канониров ради Челси. И хотя многие говорят, что отправной точкой были нелегальные переговоры относительно перехода, но именно деньги стали той черной кошкой, которая перебежала дорогу между Коулом и Арсеналом, рассорив их навсегда. Позднее Коул расскажет, что Арсенал унизил его, предложив в продлении договора всего 55 тысяч фунтов стерлингов, в то время как в Челси на первых порах он получал 90, а уже через месяц его недельный оклад поднялся до 120 тысяч фунтов.
А что мы имеем сейчас? С того момента прошло целых 6 лет, тем не менее Арсенал по-прежнему ведет негибкую и, можно сказать, узколобую политику по отношению к своим
английским талантам. Однако наиболее настораживающий момент для Канониров в сравнении ситуаций Коула и Уолкотта заключается в том, что Эшли, являясь защитником, по своей природе не мог определять результат команды, и его было сложно, но реально заменить, чего не скажешь о Тео. Без него сейчас практически невозможно представить нынешний Арсенал, особенно в свете последних проблем Пушкарей в атакующей линии. Венгер и клуб на старте нового футбольного года уже пытались шантажировать Уолкотта лишением игрового времени, но эта тактика оказалась неэффективной. Об этом говорит и статистика выступлений команды в АПЛ, ЛЧ и Кубке Лиги. Когда Тео не выходил в стартовом составе команды [в независимости от причины, будь-то травмы или решение тренера], показатели Арсенала выглядят так: 7-4-6 (победы, ничьи, поражения), а если перевести в коэффициент, то без Тео Канониры добывают 1,47 очка за матч. А когда Уолкотт играл с первых минут, получилось 5-4-1 и 1,9 очка за матч соответственно. Разница не очень-то и ощутима, но она присутствует и не учитывать ее нельзя.
Капризы Уолкотта относительно заработной платы вполне оправданы, так как теперь именно он стал «лицом» команды после ухода Робина ван Перси. В новом договоре он пожелал увеличить свой оклад с 75 до 100 тысяч фунтов стерлингов. Это действительно существенное улучшение финансового положения игрока в клубе, но в условиях сумасшедшей избалованности футболистов деньгами (особенно в топ-клубах Англии), такое условие вингера Арсенала не выглядит таким уже наглым. Тем не менее лондонцы идут на принцип, грубо говоря, "экономии на зарплатах ведущих футболистов", причем не только молодых. Давайте вспомним, что ван Перси получал в Арсенале всего 70 тысяч фунтов в неделю.
Но, несмотря на ступор в переговорном процессе между сторонами, мудрый Арсен Венгер,
Капризы Уолкотта относительно заработной платы вполне оправданы, так как теперь именно он стал «лицом» командыкоторого в последнее время незаслуженно окликают не иначе, как «старцем, уже давно выжившим из ума», в очередной раз показывает свое умение находить компромисс в трудных ситуациях. Ведь давайте не будем забывать, что, помимо повышения заработной платы, вторым и не менее важным требованием Уолкотта является желание игрока действовать на острие атаки, то есть на позиции центрфорварда. И Арсен дает такую возможность Уолкотту, хотя, возможно, внутри себя он понимает, что из этого может ничего не выйти. Это довольно рискованный эксперимент, так как юркий, взрывной и техничный атакер, кажется, чувствует себя, как рыба в воде на позиции вингера. «От добра добра не ищут», — гласит мудрая пословица. Но вряд ли это говорит о необоснованных и глупых амбициях Тео. Скорее это желание брать на себя бОльшую ответственность и развиваться. Может быть, в будущем Уолкотт поймет, что он заблуждался и вернется на более комфортное для себя место вингера, но сейчас он чувствует в себе силы, которые могут позволить ему играть центрального нападающего. В последних двух матчах Венгер предоставил Тео эту возможность и как итог — две победы. Конечно, матчи с Рэдингом и Уиганом не дают достаточно целостной картины того, насколько игрок хорош в новой для себя ипостаси, но этот ход Венгера показывает Тео, что он важен для команды и тренер прислушивается к его мнению. А для молодого футболиста, хотя уже и такого опытного, коим является Уолкотт, это все же важно.
Атакующий хавбек ни в одном из интервью не требовал отпустить его из Арсенала. Он верит в эту команду, в отличие от бывших лидеров, покинувших Арсена Венгера в зените своей собственной славы. Ему не нужны заоблачные гонорары, но ему необходимо внимание. Ему совсем необязательно покидать Арсенал следующим летом и уходить за трофеями в другую команду, так как он все еще очень молод, тем не менее ему важно осознавать, что клуб его ценит и заботится о нем. Конечно же, заблаговременно и наивно рассуждать о наследии, которое Тео Уолкотт может оставить в истории клуба, но, судя по всему, это в его намерениях присутствует. «Я хочу стать легендой Арсенала, как Тьерри Анри. Он перешел в Арсенал в возрасте 22-х лет и стал легендой клуба. Я хочу пойти по его стопам и играть на той же позиции, что и Тьерри. Это моя цель», — говорил Уолкотт 24 сентября в интервью Daily Mail.
Буквально на днях контракты с клубом продлили сразу пять британцев (Рэмзи, Дженкинсон, Окслейд-Чемберлен, Гиббз и Уилшир), которые в следующие несколько лет должны стать базовыми игроками коллектива. Однако в таком составе им не хватает лидера. Лидера еще довольно молодого, но уже целеустремленного, амбициозного и харизматичного. И даром, что Тео не является воспитанником Арсенала — он уже насквозь пропитался духом и философией игры Канониров. Возведение очередной династии на Эмирейтс может начаться уже сейчас, но это возможно лишь при помощи объединения сторон вокруг общей идеи, цели и упорного труда, однако пока что эта идиллия в полном объеме отравляется всего-навсего мыслями о грязных деньгах.
Егор Выговский, Football.ua