На данный момент команда Маурисио Почеттино, успешно перенявшего должность менеджера у Найджела Адкинса, занимает третье место в турнирной таблице Премьер-лиги. Конечно, сохранить соответствующие позиции к концу сезона Святым вряд ли удастся – уязвимые места команды обязательно вылезут наружу на длительной дистанции, но это никак не отменит заслуг клубного руководства и тренерского штаба. Клуб, переживший администрацию и падение в Лигу 1, семимильными шагами прошел обратный путь и, вслед за Суонси, доказал, что создание конкурентоспособного коллектива в нынешних рыночных условиях – реальная задача.
 
Видеть «правильно» ведущий свои дела клуб в компании титанов английских игры приятно даже самим поклонникам титанической мощи последних. Но достоинства Саутгемптона не ограничиваются спортивными достижениями: на этой неделе Святые делегировали в сборную Англии сразу трех футболистов, отыгравших большую часть своей карьеры на уровне низших дивизионов. И это никакой не подарок от добродушного менеджера Ходжсона: никогда прежде лицо Роя не выдавало экстаза, подобного тому, что случился у тренера по ходу субботнего матча Саутгемптона с Халлом. Стадион овацией провожал капитана хозяев Адама Лаллану, а Ходжсон, вызвавший 25-летнего полузащитника за пару дней до этого, был готов обнять сидевшего ниже руководителя Святых Николу Кортезе. Наблюдение за местными талантами для тренера сборной – как подписание специального контракта, дающего тебе гарантии будущих успехов. В будущее англичане могут смотреть с оптимизмом, держа в уме великолепные условия академии Стэплвуд.
 
Саутгемптон всегда мог похвастаться воспитанием и открытием английскому футболу больших талантов. Именно там начинал свою карьеру один из лучших форвардов мира Алан Ширер, болельщиков на Сент-Мэри годами вдохновляла игра гениального Мэтта Ле Тиссье. Подготовка талантливой молодежи оставалась культурным отличием Святых в трудные годы, о котором просто забыли в виду регресса первой команды и финансовых проблем прошлого руководства. Сейчас, когда Саутгемптон порхает почти в каждом матче Премьер-лиги, о главном достоинстве клуба вспомнил не только Рой Ходжсон, но и футбольная общественность. Журналисты и болельщики со скрипом меняют тон своих изречений: Адам Лаллана делает шедевральный гол в матче с Халлом, и флюгеры выполняют свою работу – оказывается, в Англии немало по-настоящему талантливых футболистов.
 
Откровение это только для самой невнимательной публики. Смена настроений объяснима, но в последние десять лет Саутгемптон произвел на свет двух ведущих британских полузащитников. Тео Уолкотт и Гарет Бэйл жили в одной комнате: первый взорвал футбольную Англию своей сенсационной поездкой на чемпионат мира в Германию (в 17 лет), второй всего три месяца назад стал самым дорогим британским футболистом в истории. Саутгемптон получил финансовые дивиденды, но продажа самых ярких талантов (нельзя забывать о будущем ключевом игроке Арсенала – Алексе Окслейде-Чемберлене) больше не является самоцелью работы академии – Кортезе просит не смеяться, говоря о том, что на Сент-Мэри хотят, в конце концов, построить собственную Барселону.
 
Болельщики Саутгемптона не очень любят вспоминать бывшего руководителя Руперта Лоу, но они вынуждены признать, что ставка на развитие местной академии была сделана именно им. Покойный Маркус Либхерр спас клуб от падения в финансовую яму, но у его команды не было и мысли менять внутренний устрой жизни – только развивать заложенный в Стэплвуд фундамент. Как модно говорить в наши дни, философия клуба определяется воспитанием футболистов с детского возраста, а вместе с этим – постоянным поиском детей и юношей в других командах. Местные тренеры ставят всего два критерия для поиска: футбольный интеллект и атлетизм. Даже в 16-18 лет игрока можно обучить техническим навыкам и развить понимание игры, если для этого есть стержень – что говорить, если в Саутгемптоне до уровня сборной дорос тридцатилетний Рики Ламберт.
 
Покупка медицинского оборудования, тренажерные залы и поля – план Кортезе (управленца, поставленного семьей Либхерров) постоянно расширяется, и главные траты клуба касаются именно этих вещей, а не подписания звездных игроков вроде Дани Освальдо. Для многих решение форварда Ромы променять столицу Италии на средний английский клуб стало шоком, но его мотивацию легко объяснить. Увиденный проект развития и масса средств, вложенных в инфраструктуру академии, говорят о том, что Саутгемптон ждет светлое будущее. Еще в прошлом десятилетии клуб выкупил один из местных отелей, чтобы полностью благоустроить его для жизни учеников академии. В Сотоне создали собственную общеобразовательную школу: дети учатся вместе, всегда находясь в контакте друг с другом и тренерами.
 
Лаллана – один из лидеров команды, ставший капитаном в совсем молодом возрасте, олицетворяет собой переход Святых к новому статусу. Потенциал этого парня, блестяще управляющегося с мячом на самых разных позициях, был виден еще в Чемпионшипе. Адам сделал шаг вперед вместе с командой и в 25 лет получил первый вызов в английскую сборную. Заполучить его сейчас будет проблематично: большим клубам нужно будет предложить и большие деньги, и весомые аргументы против того, чтобы капитан и кумир Сент-Мэри променял свою родную команду на неизвестность. В нынешнем положении у Лалланы нет оснований считать, что он и его партнеры не способны прогрессировать дальше.
 
Гарет Бэйл остается самым успешным проектом Саутгемптона (его засветили в девятилетнем возрасте, когда он играл за кардиффскую команду) и заданный им ориентир мотивирует футболистов. Герои нового Саутгемптона: обладатель волшебной правой ноги Джеймс Уорд-Праус и умный левый защитник Люк Шоу в интервью The Guardian говорят о принципе командного успеха. Парни знают друг друга с восьмилетнего возраста – они друзья, между которыми есть не только поддержка и понимание, но и присущее чувство доброго соперничества. Оба (19 и 18 лет) уже представляют молодежную сборную Англии. Правый защитник Калум Чамберс с успехом вкусил футбол Премьер-лиги в нынешнем сезоне и был вызван в сборную U-19.
 
Пример Натаниэля Клайна, еще одного претендента на вызов в ближайшем будущем, говорит и об умении Святых развивать молодых футболистов извне. Но если 21-летний защитник (воспитанник Кристал Пэлас) действительно молод и предрасположен к прогрессу, то случай Рики Ламберта – местной иконы – поражает своим почти сюрреализмом. О таланте лучшего бомбардира Саутгемптона сказано немало, а вслед за ним в сборную последовал еще один нападающий, пусть и несколько другого плана. Саутгемптон не побоялся заплатить за Джея Родригеса из Бернли целых семь миллионов, вернувшись в Премьер-лигу. Атлетика и интеллект – в Саутгемптоне все отлично работают с мячом, и этот критерий стал ключевым при выборе Родригеса, через год пробившегося в сборную Англии вместе с Лалланой. Ему 24 года, и он проводит свой только второй сезон на уровне элитного дивизиона.
 
Маурисио Почеттино слабо говорит на английском языке, но он не скрывает восторга от полученных в Саутгемптоне возможностей. «В Англии недостаточно талантливых игроков»: старая песня о главном вызывает смех у аргентинца, которому при других обстоятельствах было предначертано пополнить число гастролеров, жалующихся на отсутствие кадров. «Я впечатлен тем, что вижу здесь. Английский футбол в отличном состоянии», — повторяет Маурисио, говоря о важности доверия местным футболистам. Нынешний Саутгемптон выполняет миссию очищения проеденных ложью умов: Святые теперь не только готовят кадров для других клубов. Они готовят их для сборной и для себя, заставляя своими результатами пересматривать отношение к делу в других клубах. Субботний экстаз Роя Ходжсона лучше всего иллюстрирует перспективы английских футболистов в ближайшем будущем. Миссия выполнима.