Лестер дома переиграл Донкастер, а 40-летний Филлипс покинул поле под овации болельщиков обеих команд. Еще до начала матча стало известно, что в следующем сезоне Кевин будет работать в тренерском штабе Найджела Пирсона, менеджера Лестера, завоевавшего для команды путевку в элитный дивизион. Разбрасываться опытом таких футболистов, как Кевин, преступно, хотя болельщики все равно не смогли бы забыть его имя в обозримом будущем – бомбардирские подвиги Филлипса обросли легендами от Тайн-Уира до Мидленда и Лондона. Долго не отправляясь на футбольную пенсию, Король Кевин оставался последним символом эпохи болельщицких «баек» — неувядающим примером форварда последнего рывка.

Единственный англичанин, выигрывавший Золотую Бутсу. В теории, это награда в разное время могла бы достаться и Алану Ширеру, и Уэйну Руни, но нападающий Сандерленда – только вышедшего в Премьер-лигу в сезоне 1999/00 – забрал себе приз, в последние семь сезонов делимый между собой Криштиану Роналду и Лионелем Месси. Спустя почти сорок лет, он стал первым футболистом Сандерленда, достигшим отметки в тридцать забитых мячей за один чемпионат. Брайан Клаф, которому этот показатель покорялся последнему до Филлипса, также был воспет местными болельщиками, но превратился в «бедного родственника», когда речь зашла о национальной сборной. Филлипс, в отличие от Клафа, конечно, не воевал с тренерским штабом – он смиренно принимал тот факт, что при живых и более молодых Майлке Оуэне и Робби Фаулере, а также более титулованном Энди Коуле, его потолком останется только возможность надеть футболку Трех львов.

Сейчас Филлипс признает: его проблемой в сборной (Кевин провел восемь матчей и не забил ни одного мяча) стало чрезмерное желание себя проявить. Филлипс относился еще к тому числу исполнителей, которые видели вызов в национальную команду вершиной карьеры, а потому психологически воспринимали это совсем не так, как еженедельную рутину в Сандерленде. Именно в тех матчах Черных котов, которые посещал Свен-Йоран Эрикссон, Филлипсу не удавалось забить. Со своими показателями он не мог пройти мимо заявки сборной на Евро-2000 под руководством Кевина Кигана (пусть и не сыграл ни минуты на том турнире), но Эрикссон мог разве что просматривать Филлипса в товарищеских матчах. У Англии был впечатляющих подбор нападающих и даже готовая связка «большой – маленький» в исполнении Хески и Оуэна.

Филлипс прославился своим партнерством с Найлом Куинном, будущим президентом Сандерленда. Легендарный статус в клубе сохранили оба футболиста, но Филлипс всегда был на передовой – просто потому, что очень много забивал. Бомбардирам уготовано внимание в любую эпоху, но на рубеже столетий «настоящие форварды» исполняли свою лебединую песню. Сейчас вы можете взглянуть на список лучших голеадоров Премьер-лиги, либо пробежаться по фамилиям нападающих команды Роя Ходжсона, обратив внимание на то, что все имена в списках – это атакующие игроки широкого профиля. Филлипс представлял ту породу нападающих, что весь матч «сидели на плечах» защитников и делали рывок на несколько мгновений раньше, чтобы воспользоваться пасом партнера. Современная игра не производит звезд по типу Майкла Оуэна, но может ли она родить легенду вроде Кевина Филлипса?

Следует понимать, что Король Кев дебютировал в Премьер-лиге только в 26 лет, оставаясь, по большей счету, неизвестным футболистом для массы зрителей. Он начинал карьеру в полулюбительском Болдоке, не обладал выдающейся скоростью, но лучше других мыслил головой и знал, где именно нужно находиться при развитии атаки.  Три года выступал за Уотфорд, был приглашен в Сандерлендом Питером Ридом, где со второй попытки сумел пробиться в элитный дивизион. Даже тогда скепсис критиков не успокоился: многие из них обещали «бомбардиру из ниоткуда» остаться с показателем в пять-шесть мячей за сезон. Филлипс забил тридцать, еще восемнадцать в следующем году, а оба сезона его команда завершила на солидном седьмом месте. Кевин был воспет в принципиальных дерби с Ньюкаслом, где редко покидал поле без забитого мяча.

По-своему, путь Рики Ламберта, явного претендента на поездку в Бразилию этим летом, даже более впечатляющий. Нападающий Саутгемптона дебютировал в Премьер-лиге в 30, но это уже история другого формата. Ламберт – комплексный футболист, иногда системообразующий, в главных качествах которого – работа с мячом и игровое мышление. Филлипс особенно хорош тем, что он на долгие годы и на высоком уровнем выполнял «работу молодых» — вы можете вспомнить, как быстро зачахла карьера упоминавшегося Оуэна, либо обратить внимание на то, что большинство нападающих после тридцати ждала трансформация в футболистов другого плана. Показательным стал его переход в Вест Бром в 2006 году – трибуны Хоторнс сначала со скепсисом встретили трансфер 33-летнего форварда, прежде выступавшего за Астон Виллу. Они не могли ошибаться больше.

Тогда Тони Маубрей собирал в ВБА интересную команду, и Филлипсу повезло не разминуться с шотландским наставником. Интерес к Кевину проявлял Сандерленд, где убежденно верующий в вечность друга Найл Куинн только-только стал директором, но возвращение на Стадион Света никогда не было целью Филлипса. Вест Бром в первый же сезон с Филлипсом, как и Сандерленд прежде, проиграл в решающем матче плей-офф, но уже через год пробился в Премьер-лигу без дополнительных матчей. Дроздов называли «Арсеналом Чемпионшипа» — тогда имя лондонского клуба первым ассоциировались с ярким атакующим футболом. Креативные полузащитники Маубрея кружили вокруг форварда-ветерана, ставшего первым бомбардиром чемпионата и также получившего приз лучшему игроку сезона. Необъяснимым образом Филлипсу удалось наладить с Хоторнс ту же связь, которая образовывалась у Короля Кевина во всех клубах – одни только голы не приносят футболисту легендарный статус.

Вест Бром, правда, помнил о возрасте форварда. В Премьер-лиге ему могли предложить «контракт ветерана», по которому необходимо отыграть хотя бы половину матчей чемпионата для получения зарплаты. Это было жестоко по отношению к Филлипсу, но также неразумно по отношению к команде. Вест Бром вылетел в первый же год, Кевин перебрался в Бирмингем, где  тут же пробился в Премьер-лигу – уже в третий раз. В 2011-м с Браммиз он завоевал Кубок Лиги, как один из представителей старой гвардии Алекса Маклиша.

Ближе к сорока имя Кевина Филлипса стало не только символом бомбардирских подвигов (а и в свои годы и при своем времени на поле он забивал немало – так, в Блэкпуле это был в среднем гол в каждом третьем матче) стал также символом больших побед для клубов второго эшелона. Иан Холловей работал с Филлипсом в Блэкпуле и взял его в аренду на вторую часть сезона в Кристал Пэлас. Кевин забил шесть мячей в 14-ти играх, а свой главный удар нанес в финальном поединке плей-офф с Уотфордом, реализовав пенальти за фол на Уилфриде Заха. Волшебная нога старого бомбардира вывела в Премьер-лигу уже четвертую команду.

Минувшим летом Филлипс имел шанс подписаться в Вулверхэмптон, но предпочел не портить отношения с фанами Вест Брома. Имел шанс и даже физическую необходимость завершить карьеру, но решил, что должен хотя бы еще разок вкусить футбола Премьер-лиги, попав в редкое число футболистов, сделавших это в сорокалетнем возрасте. Он несколько раз вышел на замену у Пэлас в начале сезона, после чего перебрался в Лестер, также нуждавшийся в магическом присутствии Кевина. Двух голов при его скромном участии было достаточно, и Лисы в апреле оформили выход в Премьер-лигу, куда теперь Филлипс вернется уже в роли тренера. Он закрывает эпоху великих бомбардиров, оставляя после себя неисчисляемое количество воспоминаний – от Тайн-Уира до Мидленда и Лондона.