Сразу двум местным журналистам было отказано в возможности посетить пятничную пресс-конференцию менеджера Ньюкасла Алана Пардью.
Представители прессы распространили слухи о возможном увольнении тренера, работа которого якобы зависит от двух предстоящих матчей Сорок – с Саутгемптоном и Халлом.
Сообщения об этом появились и в национальных изданиях – более того, информация из окружения владельца Майка Эшли выглядела на редкость правдоподобно. Запреты для журналистов Ньюкасла вошли в обыденность еще раньше – это часть нездоровых тройных отношения между клубом, болельщиками и журналистами. Эшли, кажется, одинаково недоступен для всех трех сторон – даже подчиненные не до конца в курсе, в каком направлении на следующей неделе будут двигаться Сороки. Правда, тема клубного развития давно поглощена многочисленными распрями вокруг Ньюкасла. Пресса уже назвала имя фаворита на освобождающееся место, но наставник Халла Стив Брюс встал на защиту коллеги. «Это очень неправильно – говорить о преемнике для все еще работающего человека. Знаю, как ему трудно, потому что сам проходил через это. Северо-восток действительно непростое место», — заметил Брюс, уволенный три год назад из Сандерленда при схожих обстоятельствах. Добившись с Черными котами неплохих результатов, Стив попал в «черную полосу» длиною в несколько месяцев, став предметом раздражения требовательных болельщиков.
Пардью, если такой ультиматум перед ним действительно поставлен (и если он об этом может знать!), не мог худшим образом начать операцию по спасению своей работы. Отправившись в гости к Саутгемптону, бывшему клубу Алана, Сороки потерпели разгромное поражение со счетом 0:4. На Сент-Мэри был представлен почти полный пакет пороков, которые фаны находят в игре Ньюкасла под руководством Пардью. Защита на уровне «воскресной лиги», отсутствие сконструированных действий у чужой штрафной, неспособность менеджера перестроиться по ходу дела. Проходящий курс управления гневом, Пардс, к своему счастью, избежал конфликта у боковой линии для полного комплекта.
Если с Халлом англичанин отработает свой последний матч, прощание получится особенно показательным. В последний день работы трансферного окна Ньюкасл отдал Тиграм в аренду полузащитника Хатема Бен Арфа. Француз давно не проходил в состав команды, а в последний месяц был отстранен от тренировок из-за дерзкого поведения. Бен Арфа не был любимцем Пардью: менеджер выходил из себя, видя нежелание Хатема отрабатывать в обороне, пытался использовать его в центре атаки, отдавая фланги более совестливым исполнителям, и, в конечном счете, разочаровался. Ньюкасл 2014 года был слишком недисциплинированной командой, чтобы, ко всему прочему, тащить на своих хрупких плечах строптивый талант Хатема.
Эта карта была умело разыграна болельщиками, имеющими многолетний опыт концептуальной травли главного тренера. Бен Арфа, проведшего в составе Ньюкасла десяток хороших поединков, возвели в статус героя, а затем и мученика. Во время одного из поединков на Сент-Джеймс Парк баннер изображал Хатема в образе Эрнесто Че Гевары – символа необходимой революции. «Футболист, прославленный за свое нестандартное мышление, не проходит в состав тренера, играющего в примитивный футбол». Идеальная постановка, в которой Пардью не выйти победителем: его резонные объяснения не пропустят мимо ушей, а используют как еще одно свидетельство того, что свои силы менеджер тратит не на работу, а на оправдания.
Если бы все было так просто. Фанат Ньюкасла, по меткому выражению коллеги Алексея Иванова, уже рождается недовольным. Свой последний трофей клуб выиграл в 1969 году. Имея славные периоды новой истории под началом Кевина Кигана и сэра Бобби Робсона, Сороки большую часть времени живут внутренней борьбой, мотивируемой нежеланием признавать реальное положение вещей. «Трудный северо-восток», — говорит Брюс, зная, что Сандерленд и Ньюкасл имеют немало общего, помимо региона. Клубы с былой славой, сохранившие колоссальную фан-базу. В тумане вечного недовольства трудно разглядеть другую сторону медали, но она имеется и в случае с Бен Арфа, и в общей картине, где давно не осталось ни правых, ни виноватых. Это порочный круг, в котором с одинаковой степенью неприязни друг к другу варятся Эшли, Пардью и Сент-Джеймс Парк. И с одинаково сильной верой в свою правоту.
Нарекая Бен Арфа гением, болельщики Ньюкасла упустили незначительный момент. Очевидно попав в немилость к тренеру, француз не стал предметом интереса большого числа клубов, а перед закрытием трансферного окна на него покусился лишь Халл, явно не привыкший завлекать к себе большие таланты. Изображая Хатема символом будущей революции, они не хотят замечать, что футболист вместе с агентом пристроились к стройным рядам после окончательного ожесточения конфликта с Пардью, используя их эмоции в своих целях. Характер Бен Арфа – не выдумка, и даже автору этих строк приходилось видеть, с каким «желанием» француз отвечает на просьбы любящих его фанов дать автограф по завершению матча Ньюкасла. Отсидев на скамейке в разгромно проигранном поединке, Хатем не выглядел огорченным, но сохранял отстраненность примадонны, только давшей грандиозный концерт. И если бы он их давал со времен легендарного гола Болтону…
Бен Арфа и правда лишь символ. Отношения Пардью с клубом и болельщиками глубже, и более того – неоднозначны для тех, кто смотрит на них с нейтральной позиции. Алан допустил немало ошибок: своими высказываниями и поведением у боковой линии он сыграл на пользу оппонентам, трудно оправдать и ужасающую статистику Сорок во второй части прошлого сезона. Важнее здесь другое: англичанин подписал восьмилетний контракт с Ньюкаслом, что уменьшает шансы на его увольнение в виду огромной компенсации, но также делает слугой ненавистного фанам Эшли. Пардью обязан сохранять лояльность и мириться с тем, что трансферная политика фактически находится в руках других людей. Финансово выгодно подписывать игроков сборных из чемпионатов Франции и Нидерландов, требующих меньшие суммы, чем британские или испанские таланты, но этот подход способен давать результат лишь на коротком отрезке. Об этом в субботу говорил Алан Ширер: «Когда речь о стратегии, ничего дельного не выйдет. Менеджер должен контролировать трансферную политику».
Здесь рождается та правда, в которую верит Пардью. Он видит себя жертвой и обижается на болельщиков, считая, что сам находится на условиях невольника. В это же время он обязан сохранять публичную лояльность к Эшли, которому больше прочего нужен именно такой человек в подчинении. Бесконечные оправдания берут свое начало именно здесь. И Алан будет прав, если завтра скажет, что фаны требуют слишком многого. В позапрошлом сезоне он стал менеджером года в Премьер-лиге, финишировав на пятом месте. Об этом удобно забывать, равно как и о том, что, несмотря на полный провал во второй части минувшего чемпионата, Сороки финишировали в первой десятке (хороший результат для такого клуба) из-за того, что снова прыгнули выше головы до Рождества. Менеджера винят в отсутствии интереса к кубковым турнирам (которые важны, учитывая трофейную «засуху»), но именно Пардью, в отличие от других коллег, смело поставил на Лигу Европы полтора года назад, когда в четвертьфинале Ньюкасл едва не выбил мощную Бенфику. Все это либо забывается, либо подается под удобным фанам углом – как вы понимаете, в этом рожденные в недовольстве Сороки хороши как никто другой.
Есть и масса других нюансов, включая отсутствие трансферов прошлым летом, а также несогласованный уход (и отсутствие замены) для единственного креативного полузащитника Йоана Кабайя. Уже сейчас Ньюкасл потерял из-за травмы Сима де Йонга, лишился перспективного полузащитника Роландо Ааронса, а также уживается с трудно обрабатывающим мяч Эммануэлем Ривьером. Еще работая в Вест Хэме, Алан Пардью говорил, как важно иметь в команде максимальное число английских игроков. Никогда прежде он не был сторонником интернационала и сейчас он работает по чужим правилам. Игроки чувствуют это: тактическая гибкость Ньюкасла Пардью никогда не была под вопросом, проблема всегда лежала в отсутствии дисциплины, а иногда просто безразличии. Сороки живут группами с четким преобладанием афрофранцуского легиона. Это максимально нездоровая ситуация помножена на клубный менталитет, скупость владельца и тяжелый характер менеджера. Закрепленная восьмилетним контрактом, наличие которого не позволяет считать Пардью жертвой.
В последнем болельщики точно правы, но среди потока их экспрессивных комментариев пробивается один, отличающейся возрастной мудростью. «Я поддерживаю Ньюкасл уже пятьдесят лет. Все то же дерьмо, только другое имя менеджера». В субботу Пардью может провести свой последний матч, но Сент-Джеймс Парк останется с тем же, что не до конца литературно охарактеризовал этот болельщик.