Как там говорится? От любви до ненависти один шаг? Оказывается, что от финансовой стабильности и благополучия до кризиса расстояние такое же. По крайней мере таковы реалии французского футбола. Чехарда на вершине турнирной таблицы Лиги 1, признаться, изрядно поднадоела. Да, кого-то постоянная смена чемпионов и представителей страны в еврокубках прельщает. Дескать, многим европейским лигам не хватает непредсказуемости и острой интриги. Однако у данной медали есть и другая сторона, совсем не такая яркая.
 
От стабильности ведущих клубов в чемпионате напрямую зависит успешность их выступлений на международной арене. К сожалению, в последние годы Франция достижениями на фронте зарубежном похвастаться не может. Надо полагать, кто-то вспомнит недавний выход Лиона в полуфинал Лиги чемпионов, однако не стоит забывать, что тот успех Ткачей стал самой настоящей сенсацией. Приблизительно то же самое можно сказать и о походе Марселя, прерванном в четвертьфинале беспощадной Баварией. В целом же, показательным является сезон минувший, когда групповой этап самого престижного еврокубка удалось преодолеть лишь ПСЖ.
 
Одной из главных сенсаций того турнира стал провал Лилля, венцом которого стали домашнее поражение от БАТЭ (1:3) и постыдное избиение Баварией (1:6). Осенью провал ждал Догов и на внутренней арене – скажем, после 18-го тура они занимали ужасающее 11-е место. А ведь всего два года тому назад команда Руди Гарсия легко и непринужденно сделала «золотой дубль» и с чувством выполненного долга почивала на лаврах победителей… Причина таких суровых метаморфоз до боли проста – скромность бюджета.
 
Прискорбно, что даже, несмотря на победу в чемпионате, несмотря на перспективы и возможность прогрессировать и развиваться в лучшем клубе страны, большинство лидеров Лилля потянулись за длинным евро. Йоан Кабай, Адиль Рами, Жервиньо – ключевые исполнители ансамбля Руди Гарсия разбежались кто куда. Вдвойне обидно, но никто из них так и не перебрался в ряды европейского гранда (пусть не обижаются поклонники лондонского Арсенала). Спустя год, примеру беглецов последовали Матье Дебюши и Эден Азар. Прибавите к этому уход Микаэля Ландро – и картина вовсе получается донельзя мрачная.
 
Последний шанс спасти былую славу и удержать команду на уровне, сколько-нибудь близком к былому, был у Лилля весной. Для этого Догам нужно было проложить путь в Лигу чемпионов. Вливание пары десятков миллионов призовых за участие в турнире могло позволить руководству клуба сделать несколько точечных приобретений, удержать ведущих исполнителей. Но в самый ответственный момент колени футболистов северной команды дрогнули, и Лилль остался с носом, на шестой позиции, не дающей даже право играть в Лиге Европы.
 
Вот и получается, что повышение налогов в сочетании с финансовым кризисом в стране фактически выносят французскому футболу сметный приговор. Подавляющее большинство клубов нынче зависимы от участия в еврокубках, как наркоманы от дозы. Лига чемпионов – прекрасно, Лига Европы – не очень, но сгодится, а вот пролет мимо вожделенной зоны становится началом финансовой ломки.
 
В похожей ситуации в прошлом сезоне оказались Лион с Марселем. Олимпики не удостоились чести представлять Францию в Лиге чемпионов, и весь сезон провели на голодном пайке в состоянии жестокой экономии. Благодаря авторитету клубам удалось удержать большинство ключевых игроков, но ни о каком усилении речь не шла. Повторное непопадание в тройку лидеров могло вовсе отбросить Марсель и Лион назад на несколько лет в развитии, но команды собрались, стиснули зубы и добрались до живительного источника ЛЧ в пустыне бедности.
 
Ситуация в Лилле в разы пессимистичнее. Во-первых, Доги вовсе остались без призовых, на которые так надеялся их доблестный президент Мишель Сейду. Во-вторых, у клуба явно не хватает авторитета, чтобы повлиять на решение игроков разбежаться по сторонам. В-третьих, нет даже финансовой подушки, которая позволит коллективу удержаться на плаву и хотя бы попытаться навязать борьбу за путевку в Лигу чемпионов.
 
В совокупности вышеперечисленные факторы могут служить Догам смертным приговором. Первая ласточка перестройки уже улетела. Им стал переход Руди Гарсия в итальянскую Рому. Капитан покинул тонущий корабль – теперь черед за матросами. Лидер обороны команды Орельен Шеджу перебрался в Галатасарай. В четверг лучший футболист Лилля прошлого сезона Димитри Пайе договорился о переходе в Марсель. Как людей амбициозных и уже не очень молодых, Орельена и Димитри понять можно. Все-таки клубы-покупатели предложили им финансово выгодные контракт, да и перспектив у Галатасарая и Марселя куда больше, чем у кризисного Лилля.
 
Данный пример может быть показательным и заразительным. Если хорошенько разобраться, то легко понять, что уши из клуба навострили еще несколько ведущих игроков. Речь идет, прежде всего, о Саломоне Калу, заработная плата которого окажется для Лилля попросту неподъемной, и Лукасе Дине, за которым давным-давно следят ведущие клубы Европы. Что уж говорить, если пресса активно сватает в пресловутый Марсель молодого Флориана Товена, не успевшего после перехода в Лилль сыграть за новую команду ни одного матча! В общем, от чемпионской команды Руди Гарсия уже остались рожки да ножки, а до закрытия трансферного окна стервятники могут накинуться и на них…
 
Неоднократно приходилось читать, что у каждой команды есть так называемый трехлетний цикл развития, после которого тренер вынужден вносить коррективы в состав и кардинально перестраивать игру. У Лилля этот цикл оказался пятилетним и, похоже, завершился, но только по особенной причине – причине непопадания в еврокубки. А ведь всего год назад Доги, которые обзавелись новеньким стадионом-красавцем, всерьез собирались тягаться с ПСЖ за чемпионский титул.
 
Как там поется в песне? Кажется, «собака бывает кусачей только от жизни собачей»? Собачью жизнь Лилль себе обеспечил. А насколько от этого команда станет кусачей, покажет только следующий сезон. Рене Жирару не позавидуешь: из огня Монпелье наставник попал в полымя Лилля. Однако наставник не теряет самообладания: «Как сказал наш президент, определенная эра в клубе подошла к концу. Последние пять сезонов были экстраординарными для Лилля, как на домашней, так и на европейской арене. Я хотел бы заверить наших фанатов — поводов для беспокойства нет, у нас будет отличная команда в следующем сезоне. Наша главная цель — как можно больше использовать талантливых игроков академии».