С тех пор, как Абу Диаби в последний раз появлялся на поле в официальном матче, случилось очень многое. Месси и Роналду на двоих успели наколотить 161 мяч, Жозе Моуриньо умудрился сперва выиграть Премьер-лигу, а затем попасть под увольнение, Лестер превратился из борца за выживание в главного претендента на чемпионский титул, а уже бывший клуб Диаби, лондонский Арсенал, завоевал два кубковых трофея. 508 дней простоя… неудивительно, что имя Абу Диаби стало для футбольных болельщиков синонимом слова "травма". И ладно бы дело было лишь в одном затянувшемся лечении, так нет же – до этой паузы в пятьсот с лишним дней были и другие, более короткие, но перманентные. В сумме забравшие у француза почти шесть лет его карьеры.

Его называли "новым Виейра", и это прозвище было чем-то большим, чем очередной аванс, выданный сугубо по антропометрическим данным, цвету кожи, национальности и схожести игровых позиций. Абу стал символом веры в успехи лондонского клуба и важным звеном "цепочки веры" в среде всех причастных к Канонирам. Болельщики Арсенала верили в Венгера, Венгер верил в то, что Диаби станет стержневым игроком команды и залогом новых побед, ну а сам Абу верил в себя и свою способность заменить легендарного соотечественника в средней линии Пушкарей. 

"Виейра гораздо более агрессивен, чем я. Он больше времени посвящает игре в центре поля. Я понимаю, что и мне необходимо быть более агрессивным и физически более сильным. Я могу идти в единоборства. Я думаю, что смогу действовать так". Это интервью Диаби из 2009-го года сейчас вызывает двойственные эмоции: с одной стороны ироническую ухмылку, с другой – понимание того, что на Абу изначально делали неправильную ставку. Ведь даже по его редким, но метким и ярким появлениям на поле можно было сделать вывод – он и близко не Виейра по оборонительным характеристикам, но он мог бы стать куда круче, чем Патрик, но уже на позиции ближе к чужим воротам. Мог стать, если бы не травмы.

"Больничный лист" Диаби поражает воображение количеством записей в нем. Но важно отметить и то, что, несмотря на "хрустальность" игрока, его всегда поддерживали в Лондоне. Поддерживали морально и материально, ведь не стоит забывать о том, что контракт с Абу, получающим приличную зарплату, продлевался даже тогда, когда француз уже проводил больше времени на приеме у врачей, чем на тренировках. Это снова возвращает нас к вопросу веры, но параллельно еще и к уровню таланта, которым обладал и продолжает обладать футболист. Кто-то скажет, что экономящий на трансферах клуб зачем-то переподписывал вечно больного игрока, но правильным будет и другой тезис – Венгер видел настолько большой потенциал в своем подопечном, что боялся подарить его кому-то другому, постоянно твердя о том, что следующий сезон точно станет "сезоном Диаби". И лишь когда надежды на крепкое здоровье Абу окончательно растаяли, мсье Арсен принял грустное для себя решение. Настала пора прощаться.

На данный момент Венгеру не о чем жалеть. Перейдя в Марсель – любимый клуб детства, Диаби сменил лишь клубные цвета, но не способ времяпровождения. Снова физиотерапевты вместо тренеров, снова палаты и физкабинеты вместо футбольного поля, снова неутешительные новостные сводки о том, что восстановление затягивается. А вместо верящего Венгера появился верящий Мичел, заводящий перед прессой, как мантру, слова о том, что "Диаби нам еще обязательно поможет".

Дебюта Абу за провансальцев ждали еще в октябре, но тогда с выходом на поле решили не спешить и вроде как правильно сделали – для рецидива повреждения связок французу хватило тренировочного занятия. Затем, уже в ноябре, Диаби вновь возвращался в общую группу, но вскоре отправлялся на привычные индивидуальные занятия. А новый год и вовсе начался для футболиста с вирусной инфекции, из-за которой с возвращением на поле пришлось подождать уже до февраля.

И вот, перед кубковым матчем с Трелиссаком, было объявлено о том, что Диаби не просто здоров, но и готов играть. И хотя на поле в игре с провинциальной командой летний новичок так и не вышел, его присутствие на скамейке запасных обнадежило болельщиков. Впрочем, комментарий тренера Мичела после матча заставил задуматься об одной важной детали. "Коуч" сказал следующее: "Я бы выпустил Абу на поле, будь игра поспокойнее. Но так, как нервозность присутствовала до самого финального свистка, я предпочел не рисковать". Получается, Диаби из символа веры превратился в символ сочувствия и отговорок? Можно понять переживания тех, кто вложил в лечение футболиста средства и время, но слишком бережливый подход приведет к тому, что у Мичела после каждого матча будет повод для объяснения отсутствия игрока на поле. Слишком ответственный матч, слишком неровное поле, слишком грубая игра соперника, слишком плохая погода…  

Конечно, никто не призывает бросать склонного к травматизму игрока в пекло футбольных баталий при первой же возможности, но и слишком сильно оберегать его в данной ситуации неправильно. Может, вообще обмотать его упаковочной пленкой с лопающимися пузырьками, как в известном интернет-меме? Или попросить соперников играть осторожней с Абу? Но не лучше ли просто дать сыграть парню, забывшему вкус большого футбола и положиться на веру, которой в карьере Диаби в последнее время стало все меньше? А ведь именно сейчас он в ней больше всего и нуждается. 

Да, он может получить новую травму, но ведь травму он может получить и на тренировке, пока вы читаете этот материал. Поэтому лучшим видом сочувствия для этого футболиста будет не постоянное желание уберечь его от неприятностей, а предоставленная возможность поиграть в любимую игру. Может, несколько минут, а может, и несколько лет. В конце концов, может нам еще посчастливится стать свидетелями того самого "сезона Диаби", о котором так часто вещал Арсен Венгер? И это не обязательно должен быть сезон, увенчанный горой кубков и титулов. Достаточно будет пары десятков сыгранных от звонка до звонка матчей.

Демьян Молотов, Football.ua