Едва Хорватия получила независимость, как глава республики Франьо Туджман взялся за загребское Динамо. Во всеуслышание объявив, что название клуба является нелепым пережитком канувшего в лету коммунистического прошлого, он дал команде новое имя – Футбольный клуб ХАШК Граджански. Это странно звучащее название имело исторические корни – ранее в Загребе действительно играли команды ХАШК и Граджански, закрытые коммунистической диктатурой за националистические взгляды, — но фанаты Динамо были в бешенстве.
«Верните нам наше Динамо!» – транспаранты такого рода стали появляться на стадионе Максимир. Однако, господин Туджман и Хорватское демократическое содружество, которое он возглавлял, и которое железной рукой управляло страной, оставались глухи к горестным стонам фанатов. В 1993 команда еще раз меняет название – силовым методом бывшие Динамо и ХАШК Граджански нарекаются очередным новым именем — Кроация.
Члены «Бэд Блю Бойз», центральной фирмы загребской команды, устроили по этому поводу мощную акцию протеста, заблокировав движение автомобильного транспорта в центре Загреба. Однако, мятежный дух демонстрантов быстро усмирили люди в черной униформе и касках, причем болельщики Динамо забивались дубинками с показательной жестокостью. В хорватских СМИ об этом инциденте не проронили ни слова – государственная цензура, жестко контролировавшая масс-медиа, запретила любое упоминание о столкновении фанатов и полицейских отрядов специального назначения.
В 1996 году положение парней из «Бэд Блю Бойз» еще более ухудшилось – Кроацию возглавил один из лидеров Хорватского демократического союза, который начал борьбу против радикально настроенных фанатов. Новому президенту Кроации также не нравилось, что парни из BBB приходили болеть за клуб, одеваясь в футболки с надписью «Динамо».
Это привело к тому, что Хорватское демократическое содружество вообще запретило вход на стадион с динамовской атрибутикой. В конце концов, дело дошло до того, что фирмачи «Бэд Блю Бойз» попросту не могли попасть на родной стадион, чтобы поболеть за любимую команду – подвергаясь немыслимому давлению со стороны полиции, они бойкотировали домашние матчи своего клуба.
Лишенные возможности поддерживать Кроацию в домашних играх, члены «Бэд Блю Бойз» полностью отрывались на гостевых матчах. Так, в 1997 году, выдвинувшись на выездное рандеву со швейцарским Грассхоппером, «Голубые парни» разгромили часть Цюриха, позволяя себе также расистские речевки и выкрики в отношении темнокожих граждан.
В 1998 году «Бэд Блю Бойз» снова попытались вернуться на стадион. Они по-прежнему надевали динамовские футболки, что снова стало началом войны с полицией. На домашнем матче с Хайдуком между полицией и главной загребской фирмой произошла кровопролитная драка, уведшая жизни нескольких саппортеров из «Бэд Блю Бойз». Битва началась с того, что полицейские стали снимать «запрещенные» транспаранты. Саппортеры отреагировали сразу же – и в полицейских полетели камни и вырванные сиденья.
После данных событий, Хорватское демократическое содружество, умывшись кровью фанатов, плюнул на принцип, и разрешил болельщикам в дальнейшем ходить на стадион Максимир в любой атрибутике, в которой им заблагорассудится.
В 1999 году умер Франьо Туджман, а еще через год Хорватское демократическое содружество потеряло большинство мест в республиканском парламенте. Новообразованное правительство сразу же вернуло Кроации ее настоящее, исконное название. С 2000 года команда опять, как в старые добрые времена, зовется Динамо.
«Футбольное объединение болельщиков» появилось в Загребе в начале семидесятых годов – главным образом для того, чтобы ездить на гостевые матчи Динамо. Наиболее большие выездные бригады собирались на отправку в Белград – на встречи против люто ненавидимых всеми хорватами Црвены Звезды и Партизана. В столице Югославии постоянно возникали мелкие стычки между «Делие» и «Гробарями» с одной стороны, и «Футбольным объединением болельщиков» — с другой.
После выхода в широкий прокат известного американского фильма
«Плохие парни», из «Футбольного объединения болельщиков» отделился небольшой моб, включавший в себя в основном, хардкор и траблмейкеров бригады. Таким образом, в 1983 году загребское «Динамо» обрело полноценную силовую саппорт-организацию под названием «Бэд Блю Бойз». Как видно, хорватские саппортеры придумали наименование, используя копирайт фильма, оказавшего на них огромное влияние («Бэд Бойз» — «Плохие парни»), и присовокупив к нему собственную цветовую принадлежность («Блю» — «голубой», основной цвет формы Динамо).
Коммунистический строй давал сбои, этнические конфликты между народами, заселяющими Югославию, учащались, и в этой атмосфере, близкой к хаосу, «Бэд Блю Бойз» чувствовали себя как рыба в воде. В 1988 году, уже после нескольких домашних нападений на выездной хардкор фирм «Делие» и «Гробари», «Голубые парни» приехали в Белград, увешанные национальными стягами Хорватии. Это вызвало такое возмущение белградской милиции, что около 200 болельщиков из Загреба моментально загремели в местную кутузку – за «вопиющее проявление национализма». Но фанатов Динамо это не напугало. Уже через год они устроили показательные акции в городах Баня Лука и Нови Сад. Если в последнем «динамики» просто сошлись в рукопашной с местными фанатами, и легко выиграли этот бой, то в Баня Луке размахивание хорватскими флагами довело местные службы правопорядка до белого каления, и они попросту изгнали всех загребских болельщиков со стадиона.
В 1990 году противостояние «Бэд Блю Бойз» и «Делие» достигло своего апогея. «Герои» (именно так переводится самоназвание «Делие») приехали в Загреб на матч, в котором Динамо принимало Црвену Звезду. Едва встреча началась, как члены «Делие» прорвали защитные ограждения и бросились на трибуну, которую занимали местные болельщики. Но самое удивительное – приезжие фирмачи напали не на тот сектор, в котором сидели представители BBB, — они атаковали мирных болельщиков, не принимающих участия в драках, нарушив тем самым неписаный кодекс чести фирмы. Естественно, парни из «Бэд Блю Бойз» не собирались это терпеть. На стадионе вспыхнула массовая драка, которая потом продолжилась на близлежащих к футбольной арене улицах. Из-за беспорядков матч пришлось прервать – команды не доиграли даже до середины первого тайма.
К концу восьмидесятых годов загребская банда считались самой мощной правой трабл-группой в Югославии. Это была яркая националистическая фирма, бесшабашная и смело-оппозиционная. Таковой она позиционирует себя и по сей день.
С образованием Хорватии BBB перестали относиться ко всем хорватским болельщикам как к братьям. В отсутствии сербов, требовался враг на внутренней арене, которым быстро стала Torcida.
С тех пор взаимная ненависть захлестнула два самых больших хорватских клуба. На это есть две причины.
Во-первых, ранее у членов «Бэд Блю Бойз» и «Торсиды» был общий враг – сербские гранды Црвена Звезда и Партизан. Теперь же Динамо и Хайдук и сами стали грандами в хорватском первенстве, где занять первое место, как известно, может лишь одна команда.
Во-вторых, нынешняя вражда этих фирм связана и с переменами основного хардкора. Те люди, которые лепили на трибунах модель хорватского саппорта, уже постарели, погибли на войне, или вовсе отошли от дел. И у «Бэд Блю Бойз», и у «Торсиды» после окончания войны поменялся фестлайн – поменялся достаточно сильно, и с явным креном в сторону омоложения бойцов. Нынешний хардкор уже не помнит былой дружбы и совместных антисербских акций – времена нынче не те.
Первое бойцовое столкновение некогда дружных между собой бригад состоялось в 1998 году в Загребе. Самая юная часть траблмейкеров «Бэд Блю Бойз» атаковала шокированных таким действом ребят из «Торсиды» около турникетов стадиона Максимир. Ответный ход фанатов Хайдука не заставил себя долго ждать: в 2000 году в Сплите состоялась кровопролитная бойня между фанатами обоих клубов. Схватка завершилась в пользу хозяев. Впрочем, Торсида праздновала успех, взяв вверх не умением, а числом – местных бойцов было практически в три раза больше, чем приезжих. С тех пор матчи между Динамо и Хайдуком берутся полицией под особый контроль. Но, несмотря на все меры предосторожности, каждая встреча двух хорватских колоссов венчает собой массовые столкновения и беспорядки.
В 2004 году близ арены Полюд, на котором проводит свои домашние матчи Хайдук, состоялась жестокая акция бригады «Торсида». Дав гостям из Загреба беспрепятственно пройти по городу до стадиона, они окружили парней из «Бэд Блю Бойз» на автостоянке, и, не вступая в рукопашную схватку, попросту забросали приезжий моб камнями, кусками арматуры и битым стеклом. Через десять минут, когда атаковавшие покинули поле брани, на окропленном кровью асфальте остались лежать многие раненые.
Отныне и навсегда так будет проходить Вечное дерби – в стране, в которой жили партизаны и усташи; в стране, которая всегда оставалась одним из самых желанных континентальных курортов, и в то же время имела такие мрачные страницы истории, как лагерь смерти Ясеновац.
Алекс Маннанов, специально для Football.ua