О том, что итальянский (и не только) футбол насквозь фальшивый, знают все. Не нужно бать гением, чтобы видеть очевидное. Например, как в матчах финальной части чемпионата (и не только) раз за разом устанавливаются взаимовыгодные результаты. Также известно, что политическая система нашей страны насквозь погрязла в коррупции. Только, в конце концов, оказывается, что обвинительный приговор получают избранные и никого не смущает отсутствие существенных доказательств или то, что множество людей, совершающих точно такое же преступление, остаются на свободе и спокойно живут дальше.
Нужно понимать: рассуждать можно о чем угодно. И верить во что угодно. Но если дело доходит до конкретных обвинений в адрес конкретного лица, нужно предъявлять доказательства. Серьезные доказательства, а не мыльные пузыри, которые моментально лопаются, стоит только подключить минимум логики.
24 и 25 июля рассматривалось дело капитана Лацио Стефано Маури. Обвинение и защита представили свои аргументы, ультрас традиционно протестовали у здания суда, высказав собственные пожелания к исходу процесса не без предупреждения: "Сводите счеты с Лацио и Маури с осторожностью". И теперь, ожидая следующей недели, когда будет вынесен вердикт, можно проанализировать: а что же происходит на наших глазах?
Итак, на что опирается обвинение Прокурора Стефано Палацци, требующего 4,5 года дисквалификации для 33-летнего футболиста и шесть очков штрафа для клуба? На показания уже дисквалифицированного Карло Джервазони, который назвал фамилию Маури среди участников сговора по поводу матча Лацио – Дженоа, при этом добавив, что не знает его лично и никогда с ним не общался. Якобы ему было известно об участии полузащитника со слов своего подельника Альмира Гегича, который, как ни странно, такую информацию отрицает. Сам же Джервазони во время допросов менял версию событий, по крайней мере, четыре раза. Не без противоречий.
И еще один аргумент – сим-карта на имя Саманты Романо, которой пользовался Маури. Саманта – девушка уже дисквалифицированного Алессандро Дзамперини, через которого якобы происходили контакты с футболистом Лацио. Как выяснилось впоследствии, карточка, действительно, использовалась для ставок… на теннис, например, на игру Возняцки – Янкович на турнире в Риме. Более того, единственная произведенная вне систем ставка в размере 500 евро на матч Лацио – Дженоа в конторе, услугами которой пользовался Маури, была сделана примерно за полчаса до его встречи с Дзамперини, когда, согласно обвинению, были достигнуты окончательные договоренности о результате. То есть, Стефано не мог ее сделать по определению. Зачем встречались? Капитан Лацио должен был передать тогда еще другу обещанный бесплатный билет на игру.
Таким образом, все обвинение сводится к глубокомысленному выводу: "если Маури делал ставки на теннис, как он утверждает, то почему бы не пользоваться сим-картой с собственным именем?" А что если бы знакомый, который купил мне сим-карту на свое имя, вдруг оказался, скажем, наркоторговцем? Выходит я тоже в деле? Можно ли считать подобные умозаключения достаточно веским доказательством, чтобы признать футболиста преступником и выкинуть его из футбола? При этом все до одного игроки Лацио отрицают наличие каких-либо попыток договориться о результатах в матчах Лацио – Дженоа и Лечче – Лацио, так что Кристиан Брокки, чье имя тоже прозвучало в самом начале скандала, исчезло из поля зрения обвинителей после первого же допроса. Нет ни расшифровок прослушиваний, ни фотографий, ни даже информации о каких-либо произведенных ставках… Где доказательства?
Трудно сказать, виноват ли Маури, на самом деле. Вполне может быть, что да. Или нет. Однажды в Риме я общалась с бывшим президентом клуба Серии С, и он рассказывал, что в его команде почти все футболисты делали ставки и подгадывали под них результаты матчей – и никто с этим ничего поделать не мог. В конце концов, не выдержал всю эту грязь и бросил футбол. Еще говорил, что президент Лацио Клаудио Лотито лично замешан в букмекерских махинациях, но опять-таки никаких доказательств нет – это только пустые слова и ничего больше.
Кстати, подобное мы уже проходили. В 1986 году Лацио хотели отправить в Серию С и только после геррильи на улицах Рима присудили минус девять очков в таблицу (та команда спаслась, превратившись в легенду) лишь потому, что игрок Клаудио Винаццани ранее выступал за Наполи и водил знакомство с отловленным организатором договорняков из Неаполя Армандо Карбоне, который являлся правой рукой известного футбольного воротилы и на тот момент спортивного директора Партенопеи Итало Аллоди. Капитан Лацио (ирония судьбы…) честно признался, что ставки делал, но ни партнеров, ни клуб привлечь к этому делу не мог просто потому, что после ухода с поста президента Кинальи там царил такой хаос, что непонятно было, к кому обращаться, чтобы что-либо организовать. А теперь самое смешное – как раз неаполитанцев тогда и не наказали…
Можно и сейчас проиграть этот сценарий. Заставить Стефано Маури преждевременно завершить карьеру. И дать Лацио штраф в минус шесть очков, чтобы команда еще раз попыталась совершить мини-подвиг, например, попасть в еврокубки, несмотря на фору в распоряжении конкурентов. Все – можно, ведь ничего страшного не произойдет: пострадает всего лишь один далеко не самый талантливый в мире футбола игрок и пострадает клуб, которому не в первый раз сталкиваться с кажущимися непреодолимыми преградами. Вопрос только в том, станет ли от этого фальшивый футбол менее фальшивым? Избирательное правосудие – еще одно преступление.