Из взлетов и падений была соткана карьера футболиста Марко ван Бастена. До сих пор многие не без горечи могут сказать, сколько еще шедевров способен был бы подарить феноменальный голландец, если бы не проблемы с коленом, перечеркнувшие его карьеру. Но где заканчивается один путь, начинается другой. У Марко это сразу был буквально трамплин, взлет. Буквально год поработав в молодежке Аякса, ван Бастен был назначен главным тренером сборной Нидерландов. Теперь, по прошествии лет, на этот резкий скачок можно посмотреть уже под другим углом, равно как и на плоды работы Марко.
 
Что любопытно, по окончании карьеры футболиста ван Бастен даже и не помышлял ступать на тренерскую стезю. Лишь в 2003 году страсть к футболу взяла свое, и он получил свое первое назначение — должность ассистента Джона ван'т Схипа в дубле Аякса. Спустя год уже ван'т Схип работал в штабе ван Бастена в национальной сборной. Уж не слишком ли быстро взлетел Марко на высоту, ради которой многие трудятся многие годы? Ответ на этот вопрос могли дать только результаты. И уж точно только результаты могли оправдать смелые кадровые решения ван Бастена, который сразу проявил себя как новатор и революционер. Закрыв двери в сборную признанным ветеранам, он начал вызывать представителей таких клубов, для которых приглашение в лагерь Оранжевых доселе было только сном в розовых тонах.
 
Увы, если смелости Марко было не занимать, то тренерского мастерства не хватило. Ранний вылет на ЧМ-2006 был лишь тревожным звоночком. Через два года, уже на чемпионате Европы, казалось, Марко реабилитируется, но ведомая Хиддинком сборная России разом перечеркнула весь блеск, с которым Оранжевые прошли групповой этап, вынеся в одну калитку Францию и чемпиона мира Италию.
 
Несмотря на очередное фиаско, Марко ван Бастен заработал себе определенную репутацию, и сразу после Евро возглавил Аякс. Первые ходы? Естественно, массовые перестановки, которые обернулись выворачиванием хозяйских карманов и рекордным для Эредивизи трансфером Миралема Сулеймани. Родной клуб был готов поддержать любую инициативу нового наставника, включая и массовую чистку, которую устроил Марко.
 
"Тут нет никакой злобы, мне не хотелось морально травмировать футболистов. Конечно, им от этого легче не становится, но таков футбольный мир. Мне абсолютно не нужен состав из 30-ти игроков. Нужно как-то урезать команду и это нормально", — так аргументировал свои решения молодой тренер.
 
И вновь, наряду с той жесткостью, которую проявлял к подопечным ван Бастен, он с той же страстью сражался за них. Как раз благодаря его усилиям летом 2008-го не ушел из команды Клаас-Ян Хунтелаар, рядом с которым смог протоптать себе дорогу к звездам тогда еще совсем юный Луис Суарес. Кстати, как раз мастерство Марко в работе с молодежью уже тогда было видно невооруженным глазом. Ван Бастен открыл миру таких талантов, как Грегори ван дер Виль, Эйонг Эно, Дэйли Блинд, в основе при нем закрепился Ян Вертонген. Умение грамотно подобрать кадры, выделить лучших из серой массы, некоторое время спасало Марко, но результаты команды оставляли желать лучшего, и завершив сезон лишь на третьем месте, не оправдавший чемпионских надежд тренер покинул Аякс, оставив, тем не менее, после себя благодатную почву, которую впоследствии использовали его последователи. В том числе и нынешний коуч амстердамцев Франк де Бур.
 
Как раз такой: инициативный, целеустремленный и амбициозный тренер был необходим Херенвену перед стартом текущего сезона. Еще задолго до окончания прошлогодней кампании в Эредивизи было известно, что добившийся ошеломительного успеха с Фризами Рон Янс покинет клуб. Очевидным был также и факт потери множества ключевых игроков. Никто, по сути, уже и не надеялся сохранить местных звезд: Лусиано Нарсинга, Баса Доста, Уссама Ассаиди, Виктора Эльма, Дарилла Янмаата... Херенвену в этой ситуации нужен был специалист, способный собрать команду заново из оставшихся от нее жалких кусочков, фигура с именем, человек, способный своим примером вдохновить подопечных.
 
Тем не менее в этом случае одной только харизмы ван Бастена было мало, чтобы из подручного материала состряпать боеспособный коллектив. Таким образом, и сам тренер принимал вызов. Если ранее он приходил фактически на "готовенькое", то теперь чистку устроили еще до его назначения, а сам Марко должен был стать конструктором.
 
Еще занимая тренерский мостик Аякса, Марко говорил: "Каждый тренер здесь сталкивается с одной и той же проблемой. Каждый сезон ключевые игроки покидают клуб. Вам приходится начинать все с новыми исполнителями на главных позициях. А такой процесс требует времени, нравится это вам или нет".
 
Очевидным фактом было то, что и в этот раз ван Бастену потребуется время. И, возможно, очень много времени по меркам различных экспертов и болельщиков. Усугубляло ситуацию то, что руководство не стремилось выделять средства на усиление состава, хотя летняя прибыль Фризов была весьма внушительной за счет продажи едва ли не половины основного состава.
 
"У нас молодой и неопытный состав. Иногда это хорошо, но иногда и плохо. Я был бы рад получить какие-то инвестиции, но сделать это возможным будет непросто", — слова Марко после первого матча сезона, в котором Херенвен проиграл дома Неймегену.
 
В данном случае, не просто сложно, а практически невозможно. Боссы Фризов раскошелились чуть больше, чем на миллион евро, чтобы в команду пришли Юкка Раитала и Альфред Финнбогасон, но по большей части комплектацию состава ван Бастен проводил за счет арендных сделок, а также подбирая свободных агентов. И нельзя не восхититься тем, насколько эффективно использовал минимальные ресурсы тренер. Но плоды его стараний пожинать еще рано, впереди еще только стартующий сезон с массой проблем, причем кадровые — это наименьшие из них.
 
Первоочередной задачей ван Бастена было создание нового костяка команды. Единственной при этом более-менее надежной позицией была вратарская, которую закрыл талантливый швед Кристоффер Нордфельдт, отказавший, поговаривают, даже Ливерпулю. Очевидно, что таким образом Крис сделал ставку на игровую практику, а не престижное просиживание штанов в клубе с европейским именем. Однако если с вратарем все было понятно, то без экспериментов в остальных линиях обойтись было практически невозможно. Приход Кристиана Кума должен был усилить защиту, но травма неплохо проявившего себя в Ден Хааге бека сделала его недоступным на старте сезона. Та же беда постигла и потенциального лидера атаки Финнбогасона, на которого очень большие надежды возлагал ван Бастен.
 
Очень многое в столь непростой ситуации зависело от местной молодежи. Удержав с боями Филиппа Джуричича, Фризы смогли оставить хотя бы воспоминание о прошлогодней мощи своей атаки. Подрастающий Джеффри Гоувелееув также раскрылся еще при Янсе, но вынужден был доказывать свою пригодность и новому тренеру, который с ходу принялся активно тасовать состав, и нередко Джеффри начинал игру со скамьи запасных. Относительной стабильностью отличался лишь центр поля Фризов, где очень быстро нашел себя новичок де Роон, составивший компанию сначала Свену Кумсу, а затем и присоединившемуся к ним Лукашу Маречеку, взятому в аренду из Андерлехта. Как и большинство одноклубников, чех не мог похвастаться богатым опытом выступлений на уровне национального первенства, но зато достаточно быстро доказал, что способен стать важным звеном в общем механизме, проведя, в частности, великолепный матч против Аякса. Тогда, пожалуй, впервые Херенвен показал свой потенциал, готовность дай бой даже грандам, что команда всегда умела, но, как это уже бывало у коллективов под началом ван Бастена, минутный блеск сменился глубоким мраком.
 
Свою первую победу Фризы смогли добыть только в конце сентября. Относительно устоявшийся состав представителей Фрисландии, уже ведомый к тому времени забивавшим всем подряд Финнбогасоном, смог одолеть откровенно кризисную Бреду. Однако недолгая удачная серия не только не решила существующих проблем команды ван Бастена, но и добавила новой головной боли наставнику. Забивной Финнбогасон готов был без остановки поражать ворота соперников Херенвена, но едва у исландца не шла игра, как Фризы буксовали. Стараний одного Джуричича, который пытался разгонять атаки из глубины, не хватало, а ни один из игроков линии нападения, будь то опытный де Риддер или молодой ван Ла Парра, и близко не соответствовал возлагавшимся на них ожиданиям.
 
В такой ситуации вдвойне странным было упрямство ван Бастена, твердо решившего замариновать на скамье запасных добротного бомбардира Мэттью Амоа. Пока команда страдала, не будучи в состоянии наладить игру у чужих ворот, ганец сидел и лишь изредка подавал признаки жизни, раздавая гневные интервью.
 
Поскольку, в отличие от Янса, который строительство всех своих коллективов начинал с организации игры в центре поля, ван Бастен всегда оставался, да и остается поклонником атакующего футбола, в условиях, когда атака как раз не работает, не может быть и результата. Фризы никогда не отличались надежностью оборонительных редутов, так что 38 мячей, пропущенных к зимнему перерыву, удивительным показателем назвать было сложно. Но отсюда же росли и ноги большинства неудач бело-синих. Центрхавы, более ориентированные на созидание, вынуждены были слишком часто подчищать огрехи своих защитников, которым не хватало времени найти необходимое для обеспечения надежности взаимопонимание из-за частой ротации. В таких условиях эффективность Кумса и Маречека впереди терялась, а один Джуричич редко мог довести атаку до ума сам, либо же создать все условия для взятия ворот Финнбогасону, который при всех своих достоинствах оставался форвардом острия, финишером, лучше всего адаптированным к условиям штрафной и вратарской площадок. Как итог: ни игры, ни результатов и постоянные опасения, что следующий матч станет для ван Бастена последним. Но доверие руководства клуба к моменту завершения первого круга чемпионата не исчерпалось. Президент дал возможность тренеру исправить ситуацию и довести начатое дело до конца.
Получив очередной карт-бланш, свои усилия ван Бастен в зимнее трансферное окно направил на укрепление двух ключевых прорех. Вновь не имея в распоряжении практически никаких средств, кроме возможности гарантировать потенциальным новичкам стабильную игровую практику, Марко очень четко определил две позиции, нуждающиеся в усиление. Первым делом из Зволле был подписан классный универсал и собственный воспитанник Фризов Джои ван ден Берг, способный сыграть роль опорника или же центрбека. Второе, не менее важное подписание — левый вингер Яссин Эль Ганасси, который блистал в Генте, но после аренды в Вест Бром не давал повода вспомнить о себе.
 
Всего двух точечных трансферов хватило ван Бастену, чтобы добиться необходимого и ранее недостижимого баланса сразу во всех линиях. Ван ден Берг, в силу своей многозадачности и не привередливости, сразу здорово усилил центр защиты, где составил надежный оплот вместе с Гоувелееувом. Стабильным игроком стартового состава Джои не стал, однако ван Бастен получил в свои руки козырь, который умело использует, выпуская универсала по надобности в защиту или в опорную зону по ходу матча. Таким образом, Кумс и Маречек, или же де Роон, могут больше времени уделять созиданию, не переживая за тылы.
 
У Эль Ганасси также игра в новой команде пошла практически сразу, но бенефисом бельгийца стал матч против ПСВ 9 марта, в котором он отличился голом и ассистом, а команда благодаря его стараниям одолела одного из претендентов на титул. С появлением Яссина большую свободу получил и Джуричич. Филипп, если начинает матч из глубины, теперь может рассчитывать на быстрого и техничного партнера на левом фланге атаки в дополнение к разыгравшемуся в новом году ван Ла Парре справа. В таком положении пользы серб приносит еще больше, чем раньше, что ярко отображает его результативность. Сейчас этот квартет, в который также вошел Финнбогасон, представляет собой едва ли не наиболее опасную связку всей Эре, чего не могут не признать защитные линии Фейе и того же ПСВ, для которых матчи с Херенвеном обернулись совершенно не нужной потерей очков и, как следствие, позиций.
 
Выдав с конца февраля ударную серию из пяти подряд побед, Фризы показали, прежде всего, стабильность и дисциплину. Сейчас пробить ворота команды ван Бастена — это уже не задача-минимум для ее соперников, как то было еще осенью. Напротив, забить в ворота Нордфельдта стало привилегией. Теперь же, в качестве награды за проделанную работу, Херенвен напрямую вступил в борьбу за выход в Лигу Европы. Иначе, как заслугой Марко ван Бастена, данный прогресс нельзя назвать. Фризы стали больше похожи на команду, причем команду тренера, которую он создал практически с нуля, оправдав оказанное ему доверие. После очередного падения, в тренерской карьере Марко начался новый подъем. Возможно теперь, пройдя несколько обязательных ступенек становления, голландец превратится в цельного специалиста, задатки которого, очевидно, не оказались вымыслом, равно как и потенциал вверенной ему команды.
 
Матвей Белосорочкин, Football.ua