Что мы знаем о муравьях? Нет, это серьезный вопрос. Если подумать, то не так-то уж и много, верно? Оно и понятно: в школе вряд ли у кого-то биология числилась в реестре любимых наук, и вообще, мы там, в основном, мяч пинали и некоторые другие предметы, о которых не принято говорить в приличном обществе и на высокорейтинговых сайтах.
 
Общественные насекомые, с очень интересными межкастовыми взаимоотношениями (спасибо мультфильму «Муравей Антц»), питающиеся падью тлей и периодически воюющие с жуками, что нам наглядно продемонстрировано в видеоклипе «Links2 3 4» от «Rammstein», такие дела.
 
Но главная черта характера, перманентно ассоциирующаяся с муравьями, это трудолюбие.
 
Txingurri(чудовищная труднопроизносимость всегда кажется некой насмешливо-скорбной лингвистической фишкой баскского языка) в переводе с эускара означает «муравей». Эрнесто Вальверде Техедор, родившийся в деревне, затерянной в автономном сообществе Эстремадура, в которой не проживало и 300 человек, с самого детства отличался усердием и трудолюбием, посему нет ничего удивительного в том, что товарищи по клубам называли его «Муравьем». Начинал он в баскских Алавесе и Сестао, в бескомпромиссном дивизионе Сегунда. В Примере дебютировал в 22 года, надев традиционные цвета Эспаньола. В Попугаях молодой Вальверде выходил на поле под культовым десятым номером, занимая промежуточное положение между атакой (ветеран Пичи Алонсо и молодой Пинеда) и полузащитой. Вообще, Эрнесто Вальверде позиционировался как форвард вспомогательного плана, то есть не триггермэн, а аттакер, больше задействованный в подыгрыше. Кроме того, футболист он был универсальный, мог закрыть, по сути, любую позицию от опорной зоны и выше по схеме.
 
Schwarzenegger, короче. Черный пахарь. Эстехановиста. Муравей.
 
В сезоне 1987/88 Вальверде стал лучшим бомбардиром своего клуба в ЧИ, будучи важной частью (уже не просто рабочим муравьем) того коллектива, который достиг финала Кубка УЕФА и проиграл копу леверкузенскому Байеру лишь в серии пенальти.
 
Универсализм и работоспособность баска были оценены по достоинству, и следующим клубом скрытого артильеро стала Барселона – большой муравейник, в котором легко затеряться. Вальверде не затерялся, но и первой скрипкой, признаемся честно, не стал. Да и тяжело добраться до инструмента, на котором играли такие виртуозы, как Линекер и Карраско, Хулио Салинас и Чики Бегиристайн. Летом 1990 года линия барселонской атаки пополнилась Стоичковым и кантерано Пинильей, а путь Эрнесто Вальверде лежал туда, где громче всего стучит баскское сердце. В Бильбао.
 
Львы Эрнесто Вальверде устанавливают клубный рекорд в еврокубках

 

За 6 сезонов на Сан Мамес «Муравей» провел в Примере 170 матчей, забив в них 44 мяча. Играл и первого форварда, и «вспомогательного», и медиапунту, и вингера. Повесил бутсы на гвоздь на Балеарских островах – последней командой Вальверде-футболиста стала Мальорка.
 
Решение тренировать он принял незамедлительно, и, не делая никаких перерывов, не тратя времени на модное осознание своего дальнейшего духовного пути или нравственный катарсис, который, как считается, всегда переживает футболист, решивший стать «мистером», отправился работать в кантеру Львов.
 
Следует признать, что с наставниками Эрнесте Вальверде везло, ему действительно было у кого поучиться: Хавьер Клементе, Йохан Круифф, Юпп Хайнкес, Хавьер Ирурета, Иньяки Саес, Виктор Муньос.
 
«Самый красивый футбол показывала команда Круиффа, он был подлинным эстетом. Он говорил: «Выходите и наслаждайтесь!», ругался, если игрок делал больше двух касаний, и его команда всегда мчалась вперед. Клементе научил выигрывать с тем, что есть, он был нацелен только на результат, который достигался любой ценой. Умирать на поле, отстаивать счет, цепляться за результат, умело использовать стандартные положения – такой была его команда. Парни Круиффа и Клементе играли в диаметрально противоположенный футбол, но их объединяло то, что они были победителями».
 
В 1998 году подопечные Эрнесто Вальверде взяли Кубок Найки – своеобразный клубный чемпионат мира в юношеской категории. «Муравей» блестяще показал себя, работая с молодежью, и в 2003 году хунта Львов сделала ему предложение возглавить первую команду. Омолодив «старт» и перейдя на круиффовскую 4-3-3, Вальверде представил миру совершенно иной Атлетик – техничный, комбинационный, стремящийся атаковать и забивать. В сезоне 2003/04 Львы производили форменный фурор в испанском чемпионате, и, заняв пятое место, классифицировались в Кубок УЕФА.
 
Вальверде, предвкушая игру на три фронта, во время претемпорады менял тактическую расстановку (в домашних матчах предпочтение отдавалось 4-3-3, в гостевых сражениях 4-2-3-1).
 
Атлетик, игравший непривычно много, иногда откровенно штормило – например, в феврале Львы вылетели из еврокубка, сенсационно уступив дома венской Аустрии. Тем не менее команда дошла до полуфинала Копа дель Рей (разочаровывающий проигрыш Бетису в серии пенальти) и одержала историческую выездную победу в Кубке УЕФА над льежским Стандартом 7:1. Однако «Муравей» не встречал понимания со стороны президента Атлетика Фернандо Ламикиса. Эрнесто Вальверде настаивал на приобретении 16-летнего Хави Мартинеса и 18-летнего Рауля Гарсии из Осасуны, а также Хаби Прието из Сосьедада; выступая против ухода в качестве свободных агентов нападающего Ариса Адуриса и великого бойца, ветерана Биттора Алькисы. Кроме того, весной 2005-го Вальверде стало известно, что Ламикис ведет переговоры о продаже звезд того львиного логова – латераля дель Орно и фантазисты Франа Йесте, что вызвало естественное и объяснимое недовольство тренера. В итоге, Атлетик пришел к финишу национального первенства девятым, а президент решил расстаться с «мистером».
 
Кстати, именно при Вальверде в первую команду Львов из кантеры был переведен 19-летний Фернандо Льоренте.
 
Муравьиные Попугаи обыгрывают Барсу

 

В сезонах 2006/07 и 2007/08 «Муравей» трудолюбиво лелеял Эспаньол. Начало было тяжелым – трибуны припоминали Вальверде его сине-гранатовую карьеру, но привлекательный футбол, демонстрируемый Попугаями, сделал свое дело. Команда занимала места в середине турнирной таблицы, но в 2007 году сумела достигнуть финального поединка Кубка УЕФА, где в серии пенальти (которые, естественно, стали восприниматься как своеобразное «проклятие Вальверде») уступила Севилье. Главные герои еврокубкового сезона Эспаньола – голкипер Горка Ираисос и форвард Вальтер Пандиани, были проданы хунтой Попугаев сразу же после окончания сезона.
 
В мае 2008 года Эрнесто Вальверде отправился в Грецию, где с местным Олимпиакосом с ходу сделал дубль, взяв и Суперлигу, и национальный кубок. Но даже будучи местным кумиром, баскский специалист не смог проигнорировать приглашение из Испании: к себе звал Вильярреал, потерявший отправившегося на повышение чилийского капитана Мануэля Пеллегрини. Летом 2009 года лапка «Муравья» робко коснулась горячего корпуса Желтой подводной лодки, но взаимная любовь жила недолго, а именно, 8 месяцев и 20 матчей. 31 января 2010 года после домашнего поражения от Осасуны 0:2 Вальверде был отправлен в отставку: Вильярреал шел на 10-м месте.
 
В Греции отставку Вальверде встретили с подлинным воодушевлением: Олимпиакос радостно махал рукой и звал обратно, а директорат пирейского клуба, озабоченный тем, что без испанского тренера команда уступила чемпионат вечному врагу Панатинаикосу, обещал сделать «Муравья» самым высокооплачиваемым наставником в истории греческого первенства. За еще два года работы в Пирее Вальверде пополнил клубный музей Олимпиакоса двумя чемпионскими титулами и выигрышем кубка страны.
 
Тем не менее Вальверде мечтал о Примере. Несмотря на великолепное выступление команды на внутренней арене, любовь саппортеров и титулы, он покинул Элладу, возвратившись в родные края. Надо сказать, что работа Вальверде – особенно, его подлинное умение ставить техничный, комбинационный футбол и приверженность к тики-таке – всегда оценивалась в Испании достаточно высоко, причем, как футбольными функционерами, так и простыми болельщиками. Например, после того, как Пеп Гвардиола объявил о своем уходе из стана блаугранас, в опросе каталонских поклонников Барсы о самой желанной фигуре следующего «мистера» Вальверде занимал второе место, уступая только Марсело Бьелсе.
 
Пирей прощается со своим героем

 

И Валенсия – это великолепная возможность снова громко заявить о себе. Вот увидите, пройдет некоторое время, и футбол левантийцев качественно изменится в лучшую сторону. Эрнесто Вальверде умеет давать именно то зрелище, ради которого заполняются стадионы, даже такие большие, как Месталья.
 
И пусть работы в клубе непочатый край. Он ее не боится.Муравьи – самые трудолюбивые существа на планете.
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua