В 2010 году разборки в хунте валенсианистас достигли крайней степени напряжения. Президент Мануэль Льоренте, над которым проклятием висели выплаты по строительству Нуэва Меастальи (привет экс-президенту Хуану Батисте Солеру и спасибо за проект строительства светлого будущего), боялся вмешательства в свои дела людей претенциозного и влиятельного семейства Роиг, одним из которых являлся спортивный директор Фернандо Гомес Коломер, бывший полузащитник и капитан Валенсии. Мануэлю Льоренте не привыкать к противостоянию в высших футбольных эшелонах власти – в 2004-м он сделал все для ухода Рафы Бенитеса, тренера, принесшего Чес первый за три десятка лет титул чемпиона страны. Теперь же он «ушел» и Фернандо. 
 
На пост спортивного директора клуба заступил скаут Браулио Васкес, в игровом прошлом – воспитанник Депортиво, так и не сумевший пробиться в основной состав галисийской команды и проведший всю свою карьеру в клубах средней руки. 
 
Спортивный директор в испанских клубах это человек, отвечающий за трансферную политику в хаотичном потоке денежных средств. Лучшими примерами спортивных директоров считаются Рамон Родригес Вердехо по прозвищу «Мончи» (в свое время привел Севилью к финансовому успеху благодаря грамотной трансферной политике) и Сандро Росель (будучи спортивным директором Барселоны, стал одним из лучших «переговорщиков» Европы, существенно снижая трансферные затраты за счет хороших связей в мире футбола). Перед Васкесом стояла та же задача, что и перед Мончи в Севилье: находить дешевых футболистов, которые, во-первых, мощно усилят команду, а во-вторых, в будущем полностью окупят свою трансферную стоимость при перепродаже. В общем-то, ничего нового – большинство испанских клубов стараются следовать этим принципам. 
 
2010/11
 
Приобретены: Сольдадо (Хетафе, 10 млн), Тино Коста (Монпелье, 6,5), Мехмет Топал (Галатасарай, 5,5), Адурис (Мальорка, 4,3), Жонас (Гремио, 1,25), Рикарду Кошта (Лилль, free), Фегули (Гренобль, free) 
Покинули клуб: Вилья (Барселона, 40), Сильва (МС, 28,75), Жигич (Бирмингем, 7), Алексис (Севилья, 5), Марчена (Вильярреал, 2,5) 
 
 
Барса начала переговоры по Вилье в феврале – таким образом, хунта Валенсии еще зимой знала о том, что ей потребуется ударный форвард. Уход Давида Сильвы тоже предполагался: топы уже давно долбились в дверь Чес с разными предложениями, и руководство лишь ожидало удобоваримой суммы. 
 
Фернандо успел сделать клубу последний подарок в качестве спортивного директора, обеспечив бесплатный приход Рикарду Кошты и Софиана Фегули (Фернандо вообще собаку съел на подписании свободных агентов: голкипер Сесар; защитники Бруно, Матье, Рикарду Кошта, Деальберт; полузащитник Фегули; аттакер Алехандро Домингес – все они не стоили клубу ни копейки), чем существенно облегчил задачу Браулио Васкесу.
 
Унаи Эмери решил укрепить защиту, заменив не оправдывающего надежд Алексиса на Рикарду Кошту, кроме того, на тренера давила хунта, требуя избавиться от Марчены, который, по мнению руководства, слишком много получал, проводя при этом не очень большое количество времени на поле. Будущую связку центральных защитников Эмери видел такой: Рикарду Кошта – Отаменди, но Браулио провалил переговоры по аргентинскому оборонцу. Имея на эту сделку бюджет в 10 млн евро, он предложил клубу Велес Сарсфилд 6,5, после чего ушел в режим ожидания. На горизонте тут же замаячил Порту, дававший 8 млн, и Браулио не стал ввязываться в торги, увеличивая сумму, посчитав, что Отаменди того не стоит. 
 
Валенсии удалось очень выгодно продать Жигича (13 матчей, 4 гола в ЧИ 09/10): за двухметрового резервиста Бирмингем предложил 7 млн, и на Месталье тут же оформили сделку. 
 
Самые большие споры вызывала фигура центрального нападающего, на покупку которого выделили 10 млн евро. Под эту сумму попадала клаусула Сольдадо и Фернандо Льоренте. Эмери мечтал работать с Альваро Негредо, которого он открыл в Альмерии, но футболист годом раньше транзитом через Мадрид телепортировался в Севилью и на Рамон Санчес Писхуан его никто продавать не собирался. В то же время, энтренадор Летучих мышей не хотел иметь дела с нападающим-столпом (от одного только что избавились), поэтому Валенсия начала переговоры по Сольдадо, которые вскоре благополучно завершились. 
 
Эмери умолял купить центрального защитника, но Ману Льоренте и Браулио Васкес заявили, что команда и так уже укомплектована – в итоге, пришлось брать в аренду из Сампдории литовского универсала Станкьявичуса. Топал и Тино Коста – две креатуры Браулио Васкеса. В будущем, трансфер Косты отобьется, так как в дело вступит команда из России, трансфер Топала – нет. 
 
В январе 2011-го Валенсия сумела купить бразильца Жонаса за совсем уж смешную сумму. Он отыграл до конца сезона 13 матчей (полностью 90 минут – ни разу), забив 3 гола. В целом, в этом случае Браулио грамотно вложил финансовые средства. 
 
2011/12
 
Приобретены: Виктор Руис (Наполи, 8), Пьятти (Альмерия, 7,5), Рами (Лилль, 6), Парехо (Хетафе, 6), Диего Алвес (Альмерия, 3), Барраган (Вальядолид, 1,5) 
Покинули клуб: Мата (Челси, 26,7), Хоакин (Малага, 4,2), Мануэль Фернандес (Бешикташ, 2), Сесар Санчес (Вильярреал, free), Ренан (Интернасиональ, free), дель Орно (Леванте, free), Санни (Нумансия, free), Нигуэс (Альмерия, free), Давид Наварро (Ксамакс, free) 
 
 
Уход большого количества футболистов на свободном трансфере – всегда недогляд спортивного директора, который не смог продать этих игроков. Это железное правило касаемо всех случаев, кроме так называемых «ветеранских» — а из списка ушедших свободных агентов под эту категорию попадает только вратарь Сесар Санчес. Уход Хоакина (4 гола и 7 голевых передач в ЧИ 10/11) тоже, в принципе, не принес того дохода, который ожидался, особенно, учитывая финансовые возможности покупателя: Браулио было поручено тянуть время, то есть «доить» Малагу, но вместо этого он принял первое же ее предложение. 
 
Из Примеры выбыла Альмерия, что активизировало, уменьшая клаусулу, особый пункт контракта ее лидеров. Валенсия быстренько подсуетилась, купив голкипера Диего Алвеса и креатора Пабло Пьятти, главную звезду альмерийцев. Предполагалось, что оба станут титуларами: специалист по отражению 11-метровых ударов Алвес (на его трансфере настаивал Эмери) должен был заменить в «рамке» Гуаиту, а Пьятти планировался в качестве замены отбывшему в Челси Хуанме Мате. Трансфер «Карлика» (прозвище Пьятти) на деле вышел совершенно провальным: футболист не показывал и сотой доли того, что демонстрировал в Альмерии. 
 
Эмери продолжал тиранить хунту относительно покупки центрального защитника. Браулио договорился по Рами и Виктору Руису, причем за второго явно переплатил. Интересно, что вместо двух этих игроков можно было взять одного Хуммельса, за которого Боруссия просила 15 млн, но руководство Валенсии не стало вести переговоры, сославшись на то, что это слишком большая сумма. 
 
Еще один трансфер, который не прошел – покупка аргентинского форварда Леонардо Ульоа, за которого Летучие мыши предлагали 1 млн евро, но Альмерия требовала погашения всей клаусулы, равнявшейся 1,5 млн. Сделка не состоялась, а Ульоа в сезоне 2011/12 с 28 голами стал обладателем Трофео Пичичи второго дивизиона, на 5 мячей опередив финишировавшего вторым Яго Аспаса. 
 
Все эти проведенные и не проведенные операции формировали у болельщиков Валенсии весьма критический взгляд на работу Браулио Васкеса, который, как они считали, проваливает большинство сделок, не умеет вести трансферную борьбу, и, самое главное, не обладает стратегическим чутьем – скрытым ментальным скиллом, являющимся одним из самых важных в трудной профессии спортивного директора. 
 
2012/13
 
Приобретены: Каналес (Реал Мадрид, 7,5), Али Сиссоко (Лион, 6), Жоао Перейра (Спортинг Лиссабон, 3,7), Гаго (Реал Мадрид, 3,5), Хонатан Виера (Лас-Пальмас, 2,5), Гуардадо (Депортиво, free) 
Покинули клуб: Хорди Альба (Барселона, 14), Пабло Эрнандес (Суонси, 7), Мехмет Топал (Фенербахче, 4,5), Адурис (Атлетик Бильбао, 2,5), Мойя (Хетафе, 2), Алехандро Домингес (Райо Вальекано, free), Мичел (Леванте, free), Бруно (Брайтон, free), Деальберт (Кубань, free), Мадуро (Севилья, free) 
 
 
Начнем с исходящих трансферов. И снова перед нами следующая картина – слишком много футболистов уходят в качестве свободных агентов, что вновь вызывает вопросы к спортивному директору. При этом стоимость Домингеса оценивалась на трансферном рынке в 2,5 млн евро, Мичела – в 2, Бруно – в 2,5, Деальберта – в 2, Мадуро – в 3. То есть  при должном внимании к футболистам, покинувшим команду в качестве свободных агентов, Валенсия смогла бы выручить за них порядка 10 млн евро. По непосредственным продажам никаких неожиданностей нет: Адурису нужен был новый вызов, Мойя не проходил в «старт», нашли, наконец, покупателя для Топала, а трансфер Хорди Альбы оказался выгодным для клубной казны. Тем не менее некорректно осуществили продажу Пабло Эрнандеса – стоимость «Пи Эйч» составляла 9 млн, а Суонси забрал футболиста за 7. Поклонники Валенсии говорили, что история с Хоакином повторяется. 
 
Новым наставником Чес стал Маурисио Пеллегрино, и со стороны казалось, что Валенсия усилилась достаточно адекватно: Хонатан Виера являлся одной из восходящих звезд Сегунды, Перейра и Али Сиссоко – хорошие усиления на фланги обороны, по дешевке взяли Гаго (правда, зарплату он запросил о-го-го), сумели подписать универсального мексиканца Гуардадо, которого «вели» с зимы. Серхио Каналес ранее выступал за Валенсию на правах аренды, но при покупке Браулио Васкес не смог снизить его цену (хунта была готова потратить до 5 млн). 
 
На деле же Каналес получил очередную травму, Гаго поиграл немного и стал проситься на родину, а талантливый Хонатан Виера не то, что не стал титуларом, но и с трудом вписывался в ротацию. 
 
Мау Пеллегрино недолго продержался на посту энтренадора – команда рухнула за пределы первой десятки и в качестве кризисного менеджера призвала баскского труженика Эрнесто Вальверде, который едва не зацепился за лигачемпионскую позицию, но, в конечном итоге, финишировал пятым. Просто каким-то неведомым чудом руководство не смогло пролонгировать контракт с Вальверде, и, он, все-таки вытянувший команду в еврокубки, отправился в Бильбао: Браулио Васкес не сумел договориться о пролонгировании соглашения. 
 
2013/14
 
Приобретены: Пабон (Монтеррей, 8), Нельсон Вальдес (Рубин Казань, 3), Поштига (Сарагоса, 3), Мичел (Леванте, 0,4), Хави Фуэго (Рекреативо, free) 
Покинули клуб: Сольдадо (Тоттенхэм, 30), Тино Коста (Спартак Москва, 7), Нельсон Вальдес (Аль-Джазира, 3), Гаго (Бока Хуниорс, 1,7) 
 
 
Летом 2013 года Браулио Васкес оказался в уникальной ситуации – в команду пришли новый президент и новый тренер. Таким образом, пока все занимались новыми для себя должностными обязанностями, спортивный директор орудовал на трансферном рынке. Тоттенхэм выплатил клаусулу Роберто Сольдадо, а Спартак сделал выгодное для Валенсии предложение по Тино Косте. С Нельсоном Вальдесом получилось два странных перехода, уложившиеся в 17-дневный промежуток, а Гаго продали не за те деньги, за которые покупали: пусть разница небольшая, но Валенсия находится на том экономическом этапе, когда любой миллион в радость. 
 
Мирослав Джукич, возглавивший Летучих мышей, робко попросил купить Патрика Эберта, с которым он работал в Вальядолиде, но не был услышан. Команда нуждалась в левом защитнике, центральном защитнике, центральном нападающем и медиапунте, тире, атакующем универсале. Ни один из этих пунктов не был выполнен, вернее, нападающего-то купили, но теперь Месталья, привыкшая в последнее время видеть на острие атаки футболистов уровня Вильи и Сольдадо, должна была довольствоваться Элдером Поштигой, неброским португальским аттакером на излете, обошедшимся в 3 млн евро. Хотя сначала предполагалось приглашение Филиппа Хозинера, который заколачивает в Австрии огромное количество мячей. 
 
Хави Фуэго и Мичел, купленные в центр поля, опять же, достаточно средние исполнители, никогда и нигде не делавшие погоды. 
 
Наконец, самая главная битва была проиграна Браулио Васкесом в значимом противостоянии за универсального аттакера. Валенсия вышла на Джованни дос Сантоса, лидера вылетевшей Мальорки, чья клаусула составляла 10 млн, но барражировала в достаточно свободном вариативном доступе, поскольку Киноварь окрасила своим любимым цветом печальные чертоги Сегунды. 
 
Летучие мыши предложили 5 млн, а выскочивший как черт из табакерки из той же Сегунды Вильярреал – 6. Тут бы Браулио побороться, все равно у его клуба финансовый резерв больше, но спортивный директор Валенсии предпочел отойти в сторону – в своем излюбленном стиле. Так Валенсия упустила дос Сантоса-старшего, в мгновение ока надевшего капитанскую фуражку Желтой подводной лодки, и забившего Летучим мышам дважды (плюс голевая передача, минус смазанный пенальти) в очном поединке. 
 
Деньги, которые не пошли на покупку дос Сантоса, Васкес использовал для подписания колумбийца Дорлана Пабона. При этом спортивный директор валенсийцев никаких торгов не вел, а попросту выплатил сумму клаусулы, установив финансовый рекорд мексиканского Монтеррея в графе «исходящие трансферы». 
 
 
Браулио Васкес старался в меру своих сил, но очень многого не сделал. Должность спортивного директора не подразумевает напомаженного свадебного генерала (или, по крайней мере, Васкес не Субисаррета, чтобы вести себя подобным образом, шлейф легенды за ним не тянется, да и клуб другого уровня), это тяжелые будни акулы, плывущей на кровь и хорошо знающей: чтобы полакомиться добычей, ей предстоит биться с себе подобными. 
 
Та же акула, которая, заметив других хищников, останавливается и сворачивает в сторону, в дикой природе не выживает. 
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua