Рекордсмен по количеству выигранных национальных титулов, который последний раз побеждал в чемпионате пять лет назад; команда, которая в середине 1980-х играла в финале Кубка обладателей кубков, но теперь переживает не лучшие времена из-за просчетов руководства и в прошлом сезоне заняла в чемпионате лишь третье место. 
 
Только прочитав этот абзац, попробуйте с кондачка угадать, о каком клубе идет речь.
 
Нет, ну это было бы слишком просто.
 
На самом деле в истории венского Рапида и киевского Динамо последних лет есть кое-что общее. Только в силу специфики австрийского чемпионата дела у венцев шли намного хуже. Если в 2005-м они праздновали чемпионство, то уже в 2006-м завершали первый круг чемпионата на последней строчке. Уже продолжительное время кривая выступлений Рапида напоминает американские горки. Хотя горки скорее австрийские, учитывая, что история местной лиги – это история постоянных взлетов и падений.
 
Последний настоящий взлет венцы, пожалуй, пережили в сезоне 2007/08. Да, через год после того, как встречал Рождество на последнем месте, Рапид взял свой на данный момент последний чемпионский титул. Причем оформлено оно было фактически за несколько туров до конца сезона, когда Грюн-Вайс (зелено-белые, цвета и прозвище команды) в гостях поиздевались над главным конкурентом зальцбургским Ред-Буллом, обыграв Быков со счетом 7:0. Вероятно, что в том сезоне не Рапид был настолько силен, насколько слабы были его оппоненты.
 
Ведь ни один местный клуб не в состоянии удержать своих лучших игроков при наличии интереса в их услугах клубов из топ-чемпионатов. Одним из самых ярких примеров этому является Рапид. Тогда же, в конце нулевых, Рапиду пришлось расстаться с двумя очень перспективными молодыми игроками, Эрвином Хоффером, перешедшим в Наполи, и Штефаном Майерхофером, которого подписал Вулверхэмптон. Парни, видимо, поспешили, поскольку карьера в новом месте не заладилась, и оба теперь гоняют мяч во второй Бундеслиге, но клуб выручил за обоих неплохие 7 млн. евро, а президент клуба (по совместительству экс-министр финансов) Рудольф Эдлингер заявил, что это часть политики клуба, который теперь ориентировал на воспитание игроков.
 
«Клуб-воспитатель» — понятие очень модное в последнее время, и не только в Австрии. Дело в том, что здесь некоторые специалисты уверены, что продавая своих самых талантливых игроков в топ-чемпионаты, подобно Дании или Хорватии, Австрия сможет поднять уровень национальной сборной. Этим топ-чемпионатом в силу разных причин (в первую очередь, языковых) стала в первую очередь Бундеслига. В последнее время в стартовом составе австрийцев каждый раз выходили минимум 8 легионеров из чемпионата Германии. И для самого Рапида это было не ново. Еще раньше клубу приходилось отпускать Яна Оге Фьёртофта, Андреаса Херцога и его тезку Иваншитца.
 
Буквально через год после ухода Хоффера и Майерхофера Рапиду пришлось расстаться с самым известным из последних своих талантов Никицей Йелавичем, с которым связана как одна из самых приятных для болельщиков клуба историй последнего времени, так и один из самых крупных скандалов последнего времени. В розыгрыше Лиги Европы 2009/10 венцы в плей-офф встречались с представителем АПЛ, Астон Виллой. На 16-й секунде матча в Вене Йелавич забил гол, который стал единственным во встрече, а значит, и победным. То была первая победа Рапида над английским клубом в официальных матчах. Поскольку в Бирмингеме была зафиксирована победа Вилланов со счетом 2:1, по правилу выездного гола дальше прошли австрийцы. И Рапид стал первой австрийской командой, которая выбила соперника из Англии в соревновании на вылет.
 
В следующем же сезоне в плей-офф опять-таки ЛЕ Рапиду волей жребия снова предстояло встретиться с Астон Виллой. Только теперь Йелавич проявил себя не с лучшей стороны. Хорват, который вел переговоры с Рейнджерс, отказался выходить на поле в матчах с Виллой, поскольку тогда он не смог бы сыграть за шотландцев в Лиге чемпионов. Рапид отстранил Никицу от команды и справился с англичанами без него. Интересно, что все-таки перейдя в Глазго, хорват таки не смог сыграть за Рейнджерс в ЛЧ в силу различных положений УЕФА, регулирующих такие ситуации.
 
Когда в 2011-м результаты клуба пошли на очередной спад, «воспитательская» политика Рапида была раскритикована фанатами и журналистами, и вскоре венцев покинул их менеджер Альфред Хёртнагль. Однако сразу после этого болельщиков ждало еще одно разочарование. Творец последних успехов команды тренер Петер Пакульт вступил в переговоры с боссом Ред-Булла Дитрихом Матешитцом по поводу работы с РБ Ляйпциг. Президент Эдлингер заявил, что Пакульт после этого потерял его доверие и уволил тренера. Команда в итоге стала лишь пятой в чемпионате, а в кубке выбыла на стадии полуфинала. Когда в 35-м туре Рапид в рамках венского дерби принимал на своем поле Аустрию, к 26-й минуте счет был 0:2, и сотни разъяренных болельщиков Рапида выбежали на поле. Конечно же, матч был прерван, Аустрии засчитали техническую победу, клуб заплатил штраф и провел следующий матч при пустых трибунах.
 
В ответ на это клуб принял решение проводить все домашние матчи дерби на поле стадиона национальной сборной – Эрнст-Хаппель Штадионе, а при продаже сезонных абонементов фиксировалась личность болельщика. В ответ на это фанаты провели акцию United We Stand, в ходе которой на некоторое  время прекратили проведение перформансов на трибунах перед матчами, как и звуковую поддержку команды во время игры. 
 
На пост главного тренера, тем временем, был приглашен легенда клуба, бывший защитник команды Петер Шёттель. Однако зашел он очень неудачно. В первых четырех матчах под его руководством Рапид не смог отличиться в воротах соперника, впервые в истории выступлений команды в чемпионате Австрии. Но поддержка президента, да и статус легенды, позволил ему проработать весь сезон 2011/12, по итогам которого Рапид занял второе место (опять же, это могло быть не столько показателем силы команды Шёттеля, сколько слабости соперников в том сезоне). Однако в первом круге прошлого сезона серия и девяти матчей без побед стоила Шёттелю работы. Учитывая, что вся лига состоит из десяти участников, это была катастрофа.
 
В поисках решения проблем и стабилизации ситуации в клубе, Рапид пригласил на должность менеджера Хельмута Шульте. Шульте не так давно был одним из столпов молодежной академии Шальке, которая является одной из лучших в Германии, однако об австрийском футболе и положении дел в Рапиде, он, видимо, знал недостаточно. В интервью одной из местных газет он сказал: «Болельщики, которые несут Рапид в сердце, обязаны поддерживать команду и на трибунах». 
 
В Гельзенкирхене Шульте всегда был любим болельщиками и считался одним из своих, поэтому для него эти слова имели вполне безобидный характер. Однако не для болельщиков Рапида, разозленных продолжительной безалаберностью руководства. Около трех тысяч ультрас собрались на городском вокзале перед матчем с Винер Нойштадт, прошли маршем до стадиона, дождались перерыва, после чего начали скандировать «Шульте — вон», развешивая по трибунам баннеры с требованиями гнать нового менеджера куда подальше. Эта была первая подобная акция в истории Рапида. Можно себе представить, насколько раздосадованы были венские фанаты. Шульте, к его чести, болельщиков понял и объяснился.
 
В следующем месяце Рапид получит и нового президента. Постоянно критикуемый в последнее время Эдлингер покидает свой пост в ноябре. Интересно, что желаемый кандидат на этот пост, Дитмар Хошер в начале сезона отказал клубу сразу после того, как ознакомился с положением дел. В Рапиде уже давно не было спокойно, к тому же с решением по поводу реконструкции своей арены, Ханнапи-Штадиона, клуб тянет уже около года. Команда, тем временем, занимает лишь четвертую строчку турнирной таблицы, после десяти туров отставая от Ред Булл Зальцбург на семь очков. И в стане славного когда-то клуба, главного титулара чемпионата царит атмосфера бесперспективности.
 
Андрей Курдаев, Football.ua