Football.ua рассказывает о наставнике сегодняшнего соперника Металлиста в Лиге Европы.
Ни для кого не тайна: бывшие и будущие тренеры, выступая аналитиками на телевидении, нередко хотят занять места тех, кого в эту минуту критикуют.
Случай Хеннинга Берга, работавшего на одном из норвежских телеканалов, интереснее тем, что он выступал не против менеджера Блэкберна Стива Кина, а против владельцев клуба, которые вскоре предложили ему работу. Азиатский концерн Venky`s не заслуживал никакой похвалы, и мнение Берга, бывшего капитана Бродяг, было вполне обоснованным. «Ни один менеджер со статусом не согласится на такую работу».
Через несколько недель именно он стал тем человеком, который сменил ненавистного болельщикам Кина.
Берг мог не оправдываться: в конце концов, он был тренером без статуса – в своей непродолжительной карьере экс-защитник сборной Норвегии и двукратный чемпион Англии работал только с двумя местными командами – Люном и Лиллестремом. Не выигрывал трофеев и находился вне поля зрения публики. На Ивуд Парк его позвали как авторитетную легенду, имевшую честь играть под руководством Кенни Далглиша и Алекса Фергюсона. «Я это говорил, наблюдая за ситуацией со стороны, и не зная внутренних дел. Клуб, на мой взгляд, движется в верном направлении». Судьба наказала норвежца за крамольное непостоянство взглядов: у руля Блэкберна Берг продержался всего 57 дней. В десяти матчах одержал одну победу, прослыл незнанием состава и неопределенностью в тактике, и только сильнее закрутил круговорот нелепых событий в шедшем на дно клубе.
Бергу, конечно, не могло достаться по делу. Работал он слишком мало, а также имел слишком богатую игровую историю в ланкаширском клубе. В 1992 году менеджер Блэкберна Кенни Далглиша, уже подписанный под амбициозный проект владельца Джека Уокера, отправился на матч сборных Англии и Норвегии, чтобы понаблюдать за игрой центрбека гостей Торе Педерсена. Педерсен, через несколько лет также оказавшийся в Англии, пропускал игру из-за травмы, а его место в составе занял 23-летний Берг. Великолепно проведя матч, он впечатлил Короля Кенни и за 400 тысяч фунтов перебрался в Блэкберн. Позже выяснилось, что в то же время он был на карандаше и у Манчестер Юнайтед.
Клуб вышел в Премьер-лигу, а в 1995 году Бродяги стали чемпионами Англии, а правый защитник, также занимавший позицию центрбека, превратился в одного из ключевых исполнителей в команде Далглиша. Берг адекватно оценивался как один из сильнейших футболистов своего амплуа в Премьер-лиге, и в 1997-м побил трансферный рекорд Британии. Юнайтед отдал за Хеннинга пять миллионов фунтов – на тот момент самую большую в истории Острова сумму за защитника.
Свой первый сезон на Олд Траффорд он провел в основе, но следующим летом Фергюсон в том же стиле – побив свой же рекорд – отправил Берга на скамейку, подписав голландца Япа Стама. Хеннингу была уготована роль на подмене: он продолжал выигрывать с МЮ трофеи, став в итоге первым иностранцем, которому удалось выиграть английский чемпионат с двумя разными командами – только в 2010 году его достижение повторил Николя Анелька. Он пропускал финальный матч Лиги чемпионов с Баварией из-за травмы.
Его вклад в легендарную победу, тем не менее, сложно переоценить. Берг навсегда остался культовой личностью в фольклоре Блэкберна, но его момент славы на международной арене случился в футболке Юнайтед. Хеннинг стал абсолютным героем четвертьфинального противостояния манкунианцев с миланским Интером. Внимание прессы накануне тех встреч было полностью приковано к противостоянию Дэвида Бекхэма и Диего Симеоне, только недавно ставших хедлайнерами матча сборных Англии и Аргентины на чемпионате мира 1998 года. У встречи в итоге был неожиданный герой. МЮ выиграл первый тайм со счетом 2:0, а вторую половину провел на своей половине поля, всеми силами отбиваясь от проникающих атак соперников. В ключевом эпизоде Берг блокировал удар Франческо Колоннезе, который обязан был стать результативным и подарить миланцам необходимый выездной гол – по сведениям очевидцев, Олд Траффорд в тот вечер реагировал на «блок» норвежца так, как не реагировал ни на один гол команды в выдающемся сезоне.
В ответной игре Берг, выйдя в старте в паре со Стамом, снова был великолепен – на этот раз его вынос мяча ножницами не позволил Симеоне поразить ворота манкунианцев. Будущие обладатели трофея прошли дальше, а супруга Берга спустя несколько лет вспоминала, как та встреча изменила отношение к ней в закрытом клубе жен футболистов. «Пош (Виктория Бекхэм – прим. Football.ua) была королевой бала, но появлялась только на больших событиях, и в остальное время жены и подруги вели борьбу за первенство, основанное на выступлениях их мужей. После тех игр мне стали уделять больше внимания и ввели в основной круг Шерингэма, Невиллов, Гиггза, Солскьяера».
В центре подобного внимания Бергу приходилось бывать редко, но за несколько лет в Англии, будучи одобренным менеджерами и болельщиками, он сформировал определенное самомнение. Хеннинг не любил быть обиженным, любил высказывать свое мнение, всегда бился на поле, и по совокупности этих факторов заслужил уважение Роя Кина. Это же определило и события его поздней карьеры, в которой он запомнился, в первую очередь, конфликтами с двумя шотландскими тренерами.
Берг вернулся в Блэкберн в 2000 году, когда менеджером был Грэм Суннесс. Бывший наставник Рейнджерс находил общий язык с Бергом до того момента, как норвежец не воспротивился авторитету великого футболиста. Суннесс окружал себя людьми, которые были настроены говорить только «да», и не воспринял волеизъявлений опытного защитника. Перед матчем с Чарльтоном на Boxing Day 2001 года Грэм внезапно решил обратиться к схеме с тремя защитниками, и в первом тайме это обернулось для Бродяг катастрофой. Берг был вне себя: Суннесс наблюдал за матчем с трибуны, а норвежец в это время поднимал верх четыре пальца, требуя от тренерского штаба вернуться к привычной схеме. Берга заменили, и отношения больше не были прежними – перед следующим сезоном Суннесс, сделав невинное лицо, лишил Хеннинга его четвертого номера, а затем без какого-либо диалога заявил тому в лицо, что клуб не станет продлевать с футболистом контракт.
Алекс Маклиш, менеджер Рейнджерс, в расположение которого отправился Берг, не отличался подобным нравом, но тоже настроил Хеннинга против себя. Берг убедительно провел первую половину сезон, но перед самым закрытием трансферного окна Маклиш неожиданно провернул трансфер именитого Франка де Бура из Галатасарая, которому отдал место в стартовом составе. Де Бур смотрелся здорово, но такое положение дел Бергу, не получившему объяснений от Маклиша, казалось несправедливым. В интервью одному из норвежских изданий он выказал предположение, в котором был абсолютно уверен: Маклиш делал одолжение бывшему наставнику Рейнджерс Дику Адвокату, который оставил ему место главного. Голландец тренировал национальную сборную и нуждался в хорошо подготовленном де Буре накануне чемпионата Европы. Маклиш предположение не опроверг, но попросил Берга не говорить подобных вещей в прессе. Тот сезон стал для Хеннинга последним в карьере.
С такой непоколебимой уверенностью в своей правоте и необходимостью отстаивать собственные права Берг пустился в тренерское плавание. В декабре прошлого года оно привело его в Варшаву, и ни у кого нет сомнений – Легия пригласила славного футболиста и человека, имеющего твердую поддержку сэра Алекса Фергюсона. «Если мне нужен будет совет, Ферги всегда его даст», — сказал Берг на первой пресс-конференции в Польше. С Легией двукратный чемпион Англии завоевал свой первый тренерский трофей, выиграв польское первенство, но в неконкурентных условиях местного чемпионата свой тренерский статус Берг может заработать только на европейской арене. До сих пор его статус не менялся: выдающийся в прошлом защитник, в телефонной книжке которого есть номер Алекса Фергюсона.
Иван Громиков, Football.ua