ЧМ-2018. Отбор
В интервью FIFA 1904 бывший наставник сборных Швеции и Исландии Ларс Лагербек рассказал, почему бросил четвертьфиналистов Евро, вспомнил свой опыт работы в Нигерии и поделился мнением о перспективах попадания Швеции на чемпионат мира.
— Как у вас дела, Ларс?
— Спасибо, хорошо. Отдыхаю в Стокгольме. Это был прекрасный год.
— Ваш успех на Евро-2016 определенно повлиял на всю Исландию. Туризм сейчас там расцветает, как никогда ранее, политика и бизнес сблизились после финансового кризиса.
— Наши игры действительно очень повлияли на страну. Но я не считаю, что все это моя заслуга. Мы проделали отличную работу. Когда я думаю о турнире во Франции, то вспоминаю чудесный футбол, и меня сразу же переполняют эмоции. Почувствовать, что делаешь счастливым целый народ, — это не хухры-мухры. И чувство это охватывает меня каждый раз, когда кто-нибудь рядом начинает говорить о европейском лете 2016-го.
— Когда вы впервые осознали потенциал исландской сборной?
— Я с самого начала знал, что у команды есть хорошее ядро. Но я также понимал, что для этого проекта нужно время. Хотя маленькие успехи давались нам относительно рано. Очень важно то, как ты строишь команду. Нельзя ставить планку слишком высоко. Исландия — это очень маленькая страна, в которой живет чуть более 300 000 человек.
— Вы строгий тренер?
— Думаю, да. Но это не значит, что, когда команда собирается, у всех на уме только правила, правила и правила. На самом деле, все как раз наоборот. Я твердо убежден, что игрокам необходима и самодисциплина. Но, конечно же, у меня есть определенные требования и я о них открыто говорю.
— Как вы начали проект сборной Исландии в 2011 году?
— Нам многое пришлось изменить. Если бы вы спросили кого-нибудь из сборников, что он думает о наших тренировках, он, скорее всего, будет очень аккуратно подбирать слова. Но некоторые вещи просто необходимо было сделать. Бег, стандартные положения, подкаты, тактика — чтобы футболисты привыкли, работать нужно было над всем. Иначе никак. Я не люблю выражение "промывать мозги", потому что звучит оно слишком пафосно, но оно здесь отчасти уместно. Давайте скажем, что это было позитивное промывание мозгов! Мы все радостно провели тот период, потому что успеха долго ждать не пришлось. В отборочном цикле на чемпионат мира 2014 года мы, например, пропустили 14 голов в десяти матчах. Два года спустя мы пропустили всего лишь шесть мячей в десяти играх в отборе на Евро-2016. Даже Чехия, которая заняла первое место в группе, пропустила больше. Это был огромный шаг вперед, который прибавил нам мотивации во Франции.
— Как бы вы описали типичного исландского футболиста?
— Жителям этой страны всегда приходилось организовывать себя самим. Это, естественно, отражается на человеческом менталитете. В Исландии все регулируется правилами, нет никаких пробелов. Не забывайте, что исландцы живут изолированно. У них нет стран-соседей, поэтому они могут положиться только на себя. Эти люди очень приземленные и надежные. Их не приходится просить по три раза что-то сделать.
— Почему вы ушли? Могли бы вывести Исландию на чемпионат мира в России.
— Когда я продлевал контракт в 2014-м, то всегда рассчитывал оставить пост через два года. Тогда же мой ассистент Хеймир Хадльгримссон продлил свой контракт еще на четыре года, и мы стали тренировать вдвоем. А теперь Хеймир справляется без меня. Так и планировалось.
— Хадльгримссон недавно признался в интервью, что ему вас не хватает.
— Такие слова приятно слышать. Но я знаю, что у него есть все необходимые качества, чтобы достичь успеха. А мне уже хочется покоя и тишины. В следующем году мне исполнится 69, и от всех этих путешествий я очень устаю. Я живу в Стокгольме, но мне постоянно приходилось проводить несколько дней или неделю то в Рейкьявике, то еще где-то. Так что теперь я просто наслаждаюсь временем, проведенным дома с семьей и друзьями. И частенько езжу в свою уютную хижину в лесу, примерно за 400 км от Стокгольма.
— Вы до сих пор играете в шахматы?
— Да. Но раньше у меня и на это не хватало времени. А теперь хватает, но сперва нужно найти подходящего противника (смеется).
— Насколько в футболе важна тактика?
— В последнее время быть успешным футбольным тренером стало очень сложно. Очень многое от тебя самого не зависит. Если тренер не придерживается своих убеждений, он может их очень быстро позабыть. Нужно всегда иметь на вооружении четкую стратегию и работать согласно ей. Также не обойтись без сильного характера. Тактика тоже важна, тактику всегда нужно подбирать под конкретных игроков, которые есть у тебя в распоряжении.
— До Исландии вы тренировали сборную Нигерии. Вам понравилось?
— Это две абсолютно разны страны. У меня остались хорошие воспоминания о Нигерии, даже несмотря на то, что я провел там лишь пару месяцев, нас уже выбили из чемпионата мира на довольно-таки ранней стадии. У африканского футбола огромный потенциал. Им просто нужно работать на перспективу, если они хотят когда-нибудь завоевать международный титул.
— Ваше имя часто связывают с тренерскими вакансиями. Вы еще планируете тренировать?
— Нет. Я не хочу рушить мосты, но мне сейчас нравится жить спокойно. Я тренировал сорок лет, буквально без остановки. Теперь не помешает отойти в сторонку и расслабиться. Я также помогаю новому тренеру сборной Швеции, Яну Андерссону, даю советы, мы вместе планируем тренировки команды в лагере.
— Каковы шансы Швеции попасть на чемпионат мира?
— Мы в одной группе с Францией, будет сложно подвинуть их с первого места. А вот у Нидерландов сейчас переходный период, как и у Швеции. Я считаю, что у нас есть все шансы занять вторую строчку.
— Вы уже усложнили жизнь голландцам на посту тренера сборной Исландии. История повторится?
— Поживем — увидим. У сборной Швеции только-только сменилось поколение. Теперь впервые за долгие годы с нами нет таких игроков, как Златан Ибрахимович и Ким Шельстрем. Но команда достаточно сильная. В конце концов, наша U-21 выиграла Евро 2015.
FIFA 1904