Такие слова написал в своем блоге аргентинский писатель и колумнист сайта espndeportes Вашингтон Кукурто о голе Хуана Мануэля Мартинеса в ворота Годой Крус. 
 
Матч проходил в рамках 17 тура Клаусуры-2011, и победа в нем была на вес золота. С одной стороны Велес Сарсфилд, лидер чемпионата, но раненный болезненным поражением от Пеньяроля в полуфинале Копа Либертадорес, с другой – Годой Крус, скромная, но яркая команда, идущая на третьем месте со всего лишь двухочковым отставанием от первого. Целый час у Велеса ничего не выходит в атаке, пока в одну прекрасную минуту мастерство Мартинеса не решает исход всего поединка – в штрафной площади нападающий проскочил двоих и вогнал мяч в угол ворот. Можно сказать больше: этот гол решил судьбу чемпионства. 
 
Гамбета – это изящный футбольный финт, который, впрочем, видели все, но не все знают, что он носит имя. Назван в честь уругвайского защитника (!), чемпиона мира 1950 года Шуберта Гамбетты. Для того чтобы сотворить гамбету нужно всего ничего, но и в то же время многое – обыграть противника на очень узком пространстве, для чего необходимо владеть искусным дриблингом. Их исполняли многие великие и не очень великие футболисты, но почему же тогда именно с легендарным Хаусманом сравнил Мартинеса писатель? Давайте это оставим на рассуждение тем, кто много видел Хаусманна в игре.
 
Но еще больше нашего героя сравнивают с Ариэлем Ортегой. В игровом плане они не слишком-то и похожи, хотя оба фантастически талантливы и выделяются шикарной техникой. Но внешних сходств побольше: такая же овальная форма лица, немного вытянутый подбородок и длинноватые черные волосы. В честь Ариэля и нарекли Мартинеса еще в 14 лет – Burrito, то бишь Ослик. Самого Ортегу тоже принято сравнивать с тем же Хаусманом – не только оба гениальны, но еще и пристрастие у них общее – алкоголь. Хуан Мануэль, слава богу, в злоупотреблении замечен не был и проблем с дисциплиной не имел. 
 
Приятней всего для Сарсфилд, что звезду такого калибра он воспитал сам и что звезда эта продолжает радовать его собственных болельщиков, а не каких-то там европейцев или фанов других аргентинских клубов. 
 
Отец Хуана Мануэля тоже был футболистом. В 70-х при великом тренере Анхеле Лабруне Карлос Альберто Мартинес успел сыграть за сам Ривер Плейт! Но в общей сложности футболку Мильонариос надел только семь раз, и закрепиться не удалось. Далее ничего серьезного не получилось – поиграл в Платенсе, Альмиранте Браун и прочей мелочи. После окончания карьеры завел бизнес, благодаря чему сумел обеспечить семье неголодную жизнь. 
 
Хуан появился на свет 25 октября 1985 года в городе Вьедма из провинции Рио-Негро – это территория знаменитой Патагонии. Пампасы. Дела отца вынудили семью переселиться к самому подножью Анд в Мендосу. Там же с 5 лет мальчик начал гонять мяч, а позже ему компанию составил брат Николас – сейчас игрок Индепендьенте; совсем не звездный полузащитник, но все же достаточно известный. 
 
Детская футбольная страсть Хуана – Ривер Плейт. Он неоднократно посещал матчи на Монументале, но из-за одного случая на всю жизнь затаил обиду на Ривер. Как-то он приехал в Буэнос-Айрес на просмотр в клуб. "Я пробыл у них два с половиной часа, они дали мне поиграть четыре минуты, пока господин по фамилии Абрамян не сообщил мне, что мест больше нету", - цитирует игрока журнал El Grafico. 
 
В желании отомстить негодяям Хуан со своим братом подались к врагам – в Боку. Там их как следует просмотрели и приняли. Только чувство любви к Риверу быстро вернулось, когда ближе познакомились с тренировками в Хуниорс – порою доходило до рукоприкладства, точнее сказать ногоприкладства со стороны тренеров. В любимом клубе такое еще можно было вытерпеть, но в стане врагов унижаться – черта с два. Тут и появился вариант с Велесом, который не дал пропасть жемчужному таланту Мартинеса. Буррито был зачислен в отряд Сарсфилд в 1999 году, когда ему было уже 13, и попал под руководство Карлоса Искьи – ныне известный тренер, который спустя десятилетие даже чемпионат выиграет вместе с той же Бока Хуниорс.
 
Мартинес в очень короткие сроки проделал путь от новичка футбольной школы до профессионального футболиста. Подумайте только, от зачисления в ряды Велеса до дебюта за этот клуб в большом футболе прошло менее пяти лет! Так сойтись звездам поспособствовало то, что Искья к тому моменту уже был главным тренером. Первый выход на поле состоялся в конце августа 2003 года, когда Сарсфилд принимал у себя дома авельянедский Расинг. Хозяева проигрывали 1:3, но именно в конце, как раз после выхода на поле Мартинеса, сумели отыграться, хотя Буррито в голевых атаках не поучаствовал. В следующий раз он выйдет на футбольный газон через один матч, против Тальереса (победа 2:1), а затем станет делать это регулярно. 
 
Искья вскоре сделает ставку на него как на основного нападающего, однако руководство, резонно считая, что болтание в середине таблицы или ниже Велесу не к лицу, решит уволить этого наставника, заменив его на Мигеля Анхеля Руссо.  Тот свое дело знает чудесно – результаты быстро пошли на улучшение, и уже в Клаусуре-2005 Велес отпраздновал свое шестое чемпионство в истории. Вместо стартового состава Хуан стал довольствоваться лишь выходами на замену во втором тайме, да и игра его не впечатляла теперь совсем – гол в том чемпионате Ланусу стал решающим в матче с Гранатовыми и очень важным, но при этом единственным за всю Клаусуру. 
 
19 лет – такой возраст, что нужно играть, а не сидеть на скамейке, тем более, когда тренер к тебе доверия не испытывает. Нападающий согласился на аренду в Архентинос Хуниорс. Там к нему отнеслись хорошо, играл в каждом матче, но весь сезон полетел наперекосяк, когда в 11 туре получил серьезную травму. Аренда с Архентинос была рассчитана на год, и после восстановления Мартинес только один раз вышел на поле. 
 
Возвращение в Велес получилось неудачным, а когда в декабре команду возглавил Рикардо Лавольпе, стало ясно, что ловить здесь пока нечего. Если Архентинос – это, как и Велес, команда с Буэнос-Айреса, то на сей раз Хуан полетел далеко-далеко. В Колумбию, играть за Кукута Депортиво. Это, в принципе, клуб не дикий, тем более что действующий чемпион Колумбии на тот момент. Тут в свое время играли такие легенды мирового футбола как Хуан Рамон Верон (отец Хуана Себастьяна), Фаустина Асприлья, Хуан Рамон Карраско и даже тот самый Шуберт Гамбетта. 
 
Только задержался Мартинес здесь недолго, а потом пожаловал еще дальше – на другой континент. Нет, не в Европу – в Азию, в Саудовскую Аравию! К шейхам можно относиться по разному, но нужно признать – кому угодно они денег платить не будут. Чем же их так впечатлил Мартинес? Не знаем, как там с чемпионатом Колумбии, но Копа Либертадорес они точно смотрят. Кукута там дошла до полуфинала, что было просто-таки чем-то невероятным, где вчистую уступила Бока Хуниорс – триумфатору того розыгрыша. На групповом этапе дороги Кукуты пересеклись с будущим финалистом, Гремио Мано Менезеса – и были зафиксированы 0:0 в Порту-Алегри и 3:1 в пользу колумбийцев у них дома. В одном из этих матчей Мартинес запутал всю оборону невероятной гамбетой, которую El Grafico восхваляет как произведения искусства. Хоть и не забил. Также Буррито сделал хет-трик в матче 1/8 финала против мексиканской Толуки – первые два гола получились вообще прекрасными. 
 
 
На Ближнем Востоке за клуб Аль-Шабаб, тогда игравший под руководством аргентинца Энцо Троссеро, он провел двенадцать месяцев. Сложный был период. Хуан Мануэль трудно уживался с арабскими укладами жизни и менталитетом. Даже побаивался в открытую показывать свои католические пристрастия, перекрещиваясь тайком, в местах, где его никто не мог увидеть. И футбольных успехов там не снискал – 15 матчей да 3 гола. Совсем все даром не прошло – Аль-Шабаб выиграл Саудовский кубок чемпионов. Пора возвращаться к родным пенатам. 
 
В Велесе к тому времени произошли не малые изменения – командой руководил уже Уго Токалли. Тренер стал доверять Мартинесу практически сразу. Сначала осторожно выпускал его на замены, а затем закрепил за ним место в стартовых 11. Причем на разных позициях – чаще всего выходил в паре с Джонатаном Кристальдо, но мог играть и под двумя нападающими. То есть, фактически энганче! А почему нет? Техника есть, светлая голова есть. Однако все-таки форвардом Буррито чувствовал себя комфортнее.
 
Но у руководства накопилось немало претензий к Токалли по поводу качества игры и результатов – до конца чемпионата наставник так и не доработал. С нового, 2009-го года на вакантную должность назначили Рикарду Гареку – легендарного игрока, но с весьма сомнительной тренерской квалификацией. Тот последних успехов достигал давным-давно – с Тальересом в левом Кубке КОНМЕБОЛ, доживавшем 10 лет назад свой срок. 
 
У Гареки даже во время работы с Велесом, которая длится по сей день и насыщенна успехами, репутация неоднозначная. Прежде всего, из-за медлительности принятия решений, которые кажутся всем очевидными. Кто-то считает его слишком осторожным и вдумчивым, говоря, что трофеи добывались благодаря этому, другие считают его немного трусливым, третьи – человеком, до которого с трудом доходит. В общем, Мартинесу не находилось в Клаусуре-2009 места в основе, но Гарека купил себе индульгенцию на некоторый срок победой в чемпионате. Пускай даже благодаря грубейшей судейской ошибке.
 
Апертуру-2009 начинал Хуан в основе, но, к сожалению, травмы скомкали весь чемпионат, потому пришлось его заменять Кристальдо. В Клаусуре следующего года он чередовал выходы со стартового состава и на замену. Весь этот период его игра была неплохой. Забивал мало, больше ассистировал партнерам. Но на одного из лучших игроков аргентинского футбола еще явно не тянул. Все изменилось во второй половине 2010-го.
 
Гарека после двух лет медленного поиска, наконец-то, сложил частицы паззла верно, собрав из имеющегося материала команду, о которой можно с осторожностью говорить как о идеальной. В передней линии уж точно все было великолепно. В роли энганче миниатюрный, но моторный Макси Моралес, в нападении два разносторонних форварда – мощный и в это же время тонкий игрок Сантьяго Сильва и наш герой, технарь от природы и, как выяснилось, очень способный бомбардир. Они стали дополнять друг друга. Отдельно ни таранов, ни работяг, ни еще кого-то узкоспециализированного в атаке не требовалось – в сумме Мартинес и Сильва имели абсолютно все качества. 
 
Сильва выиграл гонку бомбардиров с 11 голами, Мартинес занял третье, забив на один меньше. "Недочет" он компенсировал отличными голевыми передачами. Четырежды за Апертуру признавался лучшим игроком матча. Завершил ее невероятным голом в ворота Расинга – используя свои фирменные гамбеты, шесть раз обыграл соперников, попадавшихся ему на пути! К сожалению, до чемпионского титула Велес не дотянулся – в увлекательной гонке с Эстудиантесом Сарсфилд пришел к финишу вторым с двухочковым отставанием. 
 
 
Упущенное в Апертуре-10 Велес взял в Клаусуре-11. Тройка Моралес-Сильва-Мартинес продолжила убийственно раскалывать оборону соперника. С активной помощью Рикардо Альвареса и Аугусто Фернандеса. Игра в атаке была настолько великолепной, что даже такому волшебному игроку как Давиду Рамиресу пришлось довольствоваться лишь выходами на замены. Команда Гареки гналась сразу и за победой в Копа Либертадорес, и за чемпионским титулом. 
 
Забей Сильва тот злосчастный пенальти в великом матче с Пеньяролем, мы бы еще поглядели, кто сильней – Велес или Сантос. Зато чемпионат был выигран за тур до финиша, что в Аргентине случается крайне редко. Мартинес забивал в Клаусуре намного реже, чем в Апертуре, но описанный в самом начале его гол в ворота Годой Крус стоит пятерых других. 
 
Хуан пока уходить из Велеса не горит желанием, хотя его вечно сватают к различным европейцам – от Севильи до Днепра. Клуб крепко стоит на ногах в финансовом плане, потому ему не обязательно продавать игроков, чтобы обеспечить свое существование. Тем более, Интер пополнил бюджет приличной суммой денег за Альвареса. Но Рикки не был ключевым игроком, его заменить гораздо легче, чем Буррито. 
 
Да и Мартинес не из тех людей, для которых деньги на первом месте в жизни. А лучше чемпионата Аргентины бог футболу ничего не дал. 
 
 
Евгений Блажко, Football.ua