Нынешняя команда золотыми буквами вписала свои имена в клубную летопись, но главным автором этой истории многими почитается именно наставник Коринтианса Аденор Леонардо Бакши, более известный как Тите. В Бразилии его уже успели возвести в ранг величайшего тренера клуба, от чего сам герой на пресс-конференции после победного матча скромно открестился. Между тем, факт остается фактом: подобных высот с командой не добивался еще никто.

История Тите в Коринтиансе это еще и история недосказанности. Взаимоотношения тренера и клуба начались в 2004-м, когда он поднял команду с пятнадцатого места на пятое, но в начале следующего года был отправлен в отставку. Формальным поводом тогда послужило поражение с минимальным счетом от Сан-Паулу (победный гол оказался на счету Данило, нынче подопечного Тите) в чемпионате штата, но на деле причины крылись совсем в другом. В тот момент в Тимао пришли большие деньги, за которыми стоял скандально известный Киа Джурабчиан и именно с его именем и связывают увольнение тренера. Уже не столь важно, у кого и с кем тогда не сложились отношения. То ли у одиозного бизнесмена с Тите, не видевшего в нем способностей к большим победам; то ли у самого наставника, по словам которого, Джурабчиан очень настойчиво вмешивался в работу тренерского штаба. В любом случае, звездный Коринтианс выигрывал чемпионат уже с другим рулевым.

Единственным в руководстве Коринтианса, кто поддержал тогда Тите, оказался директор Подобных высот с Коринтиансом не добивался еще никтоклуба Андрес Санчес, но решение принималось вышестоящими людьми, и он был не в силах на него повлиять. Однако история дружеских отношений тренера и директора сыграет впоследствии главную роль в успехе. Спустя два года Санчес станет президентом и сразу же предпримет попытку вернуть Тите, но тогда его не отпустит руководство эмиратского Аль-Айн. В итоге кампанию по возвращению клуба, рухнувшего в Серию Б, в элиту бразильского футбола возглавит Мано Менезес. Менезес вскоре отправился в сборную, а сменивший его Адилсон Батиста долго выезжать на багаже предшественника не смог. В итоге команда, боровшаяся в чемпионате 2010 года за первое место, к осени угодила в серьезный кризис. Тогда-то, наконец, и состоялось возвращение Тите, которого вовсе могло и не случиться: по иронии судьбы он лишь за месяц до этого вновь возглавил клуб из Объединенных Арабских Эмиратов, правда, уже другой. К счастью, на этот раз с арабами договориться удалось. Коринтианс за оставшиеся восемь туров потерял лишь шесть оков, но так и остался на третьем месте.

Однако начало следующего сезона обернулось настоящей катастрофой, и чуть было вновь не привело к досрочному расставанию команды и тренера. Завершил карьеру лидер обороны Виллиам, отправился в Европу один из системообразующих игроков Элиас, а сам Тите занялся полной перестройкой команды, усадив на лавку, например, лучшего бомбардира Бруно Сезара. Не всем в команде это оказалось по нраву, к тому же очень некстати пришлось к старту в Копа Либертадорес, обернувшись оглушительным провалом: Коринтианс за два матча не смог ни разу поразить ворота скромной колумбийской Депортес Толимы и покинул турнир на его предварительной стадии. Поражение только ускорило процесс развала остатков предыдущей команды: Роналдо завершил с футболом, Роберто Карлос, Жусилей и Дентиньо подались на просторы СНГ, а Бруно Сезар – в Бенфику. Тите позже признавался, что уже по ходу ответного поединка с колумбийцами мысленно попрощался с клубом. Но тут в раздевалку зашел Андрес Санчес, который очень спокойно сказал: «давайте разбираться в том, что было сделано неправильно, и исправлять ошибки. Впереди у нас очень важное класико». Теперь уже исключительно он решал судьбу своего протеже и наделил Тите кредитом доверия на глазах у футболистов.

Именно с матча против Палмейраса, самого главного соперника для Тимао, и началось зарождение чемпионской команды. Хотя сама игра далась очень непросто, пришлось выдержать серьезный натиск соперника, а решил все один единственный гол. Но уже тогда проявились ростки сплоченного коллектива, выполняющего требования своего наставника. И ведь многого Тите не просил – беспрекословное исполнение собственных обязанностей и запредельный настрой. Игра Коринтианса не отличалась внешним лоском и даже отдавала простотой, но на деле оказывалась неразрешимой проблемой для соперников. Все гениальное просто, но ведь и выбора-то особого не было: Коринтианс не слишком активничал на трансферном рынке, компенсировав потерю ряда ключевых футболистов лишь возрастными Лиедсоном и Эмерсоном, да выписанным из Спартака Алексом. Тем не менее они пришлись ко двору и без проблем встроились в коллектив и тренерские построения, а команда выдала фантастическую серию на старте чемпионата, потеряв лишь два очка в десяти матчах. Позже, в конце лета, Коринтианс угодил в серьезный кризис, но выбрался из него, проявив еще одну черту характера будущего триумфатора клубного мундиаля – недюжинная воля, доставшаяся команде именно от Тите. В отличие от предыдущей победы в чемпионате, на этот раз его выигрывала команда-звезда, а не команда звезд.

Коринтианс не стал усиливаться даже специально под Копа Либертадорес: с одной стороны, памятуя о прошлогодней неудаче на фоне перестройки; с другой, это противоречило взглядам Тите, для которого на первом месте стояла атмосфера в коллективе, отличавшаяся дружественностью и сплоченностью. По его мнению, каждый игрок должен преследовать только одну цель – общекомандный успех, отвергая любые личные амбиции. Сам наставник всегда являл собой первый и главный пример подобного поведения, никогда не почивая на лаврах собственных успехов. Очевидно, что приобретаемые под подобный турнир новички должны быть сильнее любого имеющегося в активе футболиста, а это потенциально могло привести к нарушению устойчивого командного баланса. Единственное, чем Тите удивил – это неожиданная рокировка голкиперов перед плей-офф, когда Кассио заменил Жулио Сезара без видимых на то внешних причин. Но и здесь наставник не ошибся, а Кассио в дальнейшем сполна отплатил за тренерское доверие.

Между тем, после континентального триумфа бытовало ошибочное мнение об игре команды: мол, южноамериканский вариант автобуса имени Челси, простой и незатейливый оборонительный стиль, предполагающий игру на отбой, а дальше как повезет. Это вовсе не так, и опровержением тому является хотя бы даже финал против Боки Жуниорс, когда Тите постоянно находил мотивацию для своей команды, но прежде всего для себяТимао навязали аргентинцам свою игру и провели оба матча с позиции силы. В этом, собственно, убедился и сам Челси во втором тайме финала клубного чемпионата мира. После перерыва Коринтианс вдруг забрал мяч, выжег середину поля и совершенно логично забил, после чего уже уверенно сыграл по счету. Пожалуй, это единственная европейская черта команды Тите, не во все времена и не всем бразильским командам свойственная – дисциплина и умение сыграть на результат.

Нельзя не отметить и такую немаловажную деталь, что в отличие от предыдущих бразильских обладателей Копа Либертадорес, Тите сумел подвести свою команду к клубному мундиалю в отличном состоянии и полной боевой готовности. Подобным не могли похвастать ни Интернасьонал, ни Сантос, подходившие к этим матчам разобранными. Ведь Коринтианс и в чемпионате, который не имел особого значения, выступил лучше своих предшественников, так как Тите постоянно находил мотивацию для своей команды, но прежде всего для себя. Именно это качество рулевой Тимао, добившийся всех клубных высот со своей командой, считает одним из ключевых в тренерской работе. Продлив контракт до конца следующего года, Тите рассуждает о турнирах, которые еще можно выиграть – Кубок Бразилии, чемпионат штата, возможно, еще раз Бразилейрао... Но затем он собирается покинуть Коринтианс, ибо дал этой команде практически все, что мог. Написал свою золотую историю.

Александр Самойлов, Football.ua